Советы бизнес-консультанта -237. Фин. директор и главный бухгалтер – близнецы-братья
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Финансовый директор и главный бухгалтер –
близнецы-братья?
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N237,
16.07.2013
Мне чертовски повезло, что я никогда не учился
бухгалтерии. Тогда бы я сразу понял, что разорен.
А так мне казалось, что все пока идет нормально.
Наталия Морозова (www.morozova-book.ru)
– с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании.
С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая
интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в
арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник
команды "Михаил Рыбаков и
Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв),
постоянный автор статей в журнале "Упрощёнка". Имеет два высших образования
(техническое и экономическое).
Меня часто спрашивают о том, может ли один человек в компании успешно
сочетать функции главного бухгалтера и финансового директора.
Я отвечаю, что может, но это – исключение, которое только подтверждает
правило.
Мой двадцатилетний опыт успешной работы финдиром и главбухом (ну да, я одно
из тех самых исключений) говорит о том, что люди, занимающие эти должности (и
подчиняющиеся напрямую руководству компании), решают принципиально разные
задачи, и это принципиально разные люди по своему психотипу.
Главный бухгалтер – человек серьезный (порой педантичный), его задача
построить работу в своем отделе так, чтобы не было сбоев и форс-мажора на пустом
месте, чтобы бухгалтерия работала как часы:
Исходящая первичная документация – в полном соответствии с действующим
законодательством,
Оплата произведена вовремя, и все платежки ушли туда, куда надо,
Зарплата (отпускные, больничные листы) рассчитаны правильно и выплачены
вовремя.
Входящие документы оформлены в соответствии с действующим
законодательством. Ведь из-за неправильно оформленной бумажки можно и
миллионы потерять. Например, у меня есть инструкция для девочек (не буду же
я каждому повторять), по которой можно четко проверить правильность
заполнения входящих документов.
И это только некоторые задачи, которые должна выполнять бухгалтерия.
Кстати, учетную политику компании написать, обсудив с руководством
принципиальные моменты, тоже должен главбух. Это важно, поскольку правильно
прописанная учетная политика позволяет уменьшить размер уплачиваемых налогов.
Главбух не должен вводить первичку. Это все равно, что микроскопом гвозди
забивать. Его задача: прежде всего, следить за действующим законодательством,
которое в нашей стране меняется, как ветер в мае.
И в соответствии с ним правильно оформлять, начислять, рассчитывать и
выплачивать.
Контролировать каждый участок бухгалтерии, уметь ответить на любой вопрос
каждого из своих сотрудников.
Главбух должен знать, как правильно отразить каждую операцию в рамках
действующего законодательства. А законодательство у нас не всегда поддается
логике собственника.
Например, вы сделали хорошие блокноты с логотипом компании с целью подарить
любимым клиентам (их лояльность поддержать).
С точки зрения здоровой логики – это расходы, уменьшающие доходы (это я пишу
финдировским языком, а главбух скажет «расходы, уменьшающие налогооблагаемую
базу по налогу на прибыль». Чувствуете разницу?)
Так вот, с точки зрения налогового кодекса эти расходы налог на прибыль не
уменьшат (это не реклама, т.к. реклама адресована неопределенному кругу лиц), да
и вообще это безвозмездная передача имущества, которая к тому же облагается НДС.
Вердикт собственника: «Что за бред!»
А с главбухом я могу час говорить на эту тему, решая как лучше эту операцию
оформить.
В мае этого года четыре дня вела семинар у главбухов (25 человек). Были
рассмотрены различные аспекты законодательства.
И я поняла, что всё. С семинарами для главбухов завязываю. Это вынос
мозга.
Особенно запомнилась одна главбух. В ее компании умер водитель, и по этому
поводу у нее был десяток вопросов. В частности, этот водитель не вернул
спецодежду (а должен был в соответствии с условиями коллективного договора).
Надо или нет начислять НДС со стоимости этой одежды?
Объясняю, что можно не начислять, однако при проверке этот НДС будет
начислен, но Арбитражный суд встанет на вашу сторону.
Объясняю, что цена вопроса 1000 рублей, что надо оставить проверяющим мелочи,
чтобы им было о чем писать в акте, чтобы они теряли время, отвлекаясь на ерунду
(время проверки ограничено, может быть, пропустят что-то действительно
серьезное).
Выслушав меня с каменным лицом, дама ответила:
«Нет, я НДС начислю, не хочу рисковать».
На следующую неделю приехали руководители тех компаний, от которых были
бухгалтеры (с ними я проводила практикум по финансовому учету и налоговой
безопасности).
Так вот, к слову, привела пример с умершим водителем. В перерыве ко мне
подошел директор и спросил: «А больше всего вопросов было от N?»
– Да, говорю, четыре страницы мелким прочерком.
– Наша! – констатирует он с нескрываемой гордостью, – за то и держим.
Как правило, главбухи не самые приятные из людей, очень дотошные, но это
профессиональная деформация.
Страшно ошибиться. Будут штрафы, поди докажи потом руководству, что ты не
виноват. А до 01 января 2013 года главный бухгалтер потенциально подпадал и под
уголовную ответственность. Теперь за все отвечает руководитель, и главбух может
расслабиться. Но, как правило, они не расслабляются и по-прежнему пытаются
докопаться, найти ответ на вопрос «Как правильно».
Итак, мое мнение: если бухгалтерия работает как часы, сбоев нет, отчетность
сдается вовремя, камеральные проверки и проверки из фондов проходят успешно
(выездные проверки – отдельная песня, о них поговорим
на Угре), то у вас
правильный главбух.
За эту четкость, за отсутствие недоимок, пеней и штрафов, он и должен
получать премию, которая не зависит (напрямую) от финансовых результатов
компании за определенный период.
Хороший главбух – это профессионал в своей области, который все время
следит за изменениями в законодательстве, который ищет ответы на вопросы (в т.ч.
пишет письма в МинФин и УФНС), руководитель, грамотно выстроивший работу
своего отдела, зачастую зануда и педант.
А главное – он должен быть стрессоустойчив и лоялен к компании.
Ведь, если что, кого больше всех допрашивают, зачастую используя провокации?
Правильно, главбуха. Как это происходит, знаю и на собственном опыте, и по
рассказам коллег.
Что касается финансового директора, то это натура цельная,
неординарная и творческая. Он умен и образован.
Он отвечает за постановку и ведение управленческого учета (УУ) во всей
компании (не важно, сколько при этом имеется юридических лиц).
Ауправленческий учет – это мощнейший инструмент для наведения и
поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания
происходящих в нем (бизнесе) изменений (подробнее на эту тему читайте 30
июля в моей статье «Управленческий учет. Поставить нельзя забить. Где ставим
запятую?»).
Основная задача финансового директора помочь компании в достижении
определенных финансовых результатов.
Он может предложить собственникам (руководству) и, в случае одобрения, ввести
центры финансовой ответственности (ЦФО), а потом следить за их
функционированием. Если будет решено ввести элементы бюджетирования, то это тоже
на нем.
Он отвечает за платежный календарь, отсутствие просроченной дебиторской
задолженности и многие другие аспекты финансовой жизни компании.
При этом финансовый директор может не отвечать лично по каждому из пунктов,
но он отвечает за финансовый результат в целом, а потому пинает всех,
кого надо.
В конце концов, все идеи по оптимизации налогообложения и их воплощение в
жизнь тоже на нем (но об этом при личном общении, больно уж тема деликатная…).
Он создает реальность, в отличие от главного бухгалтера, который видит только
документы.
Естественно, что и бонусы финансового директора зависят от прибыли,
полученной компанией в определенном периоде, поскольку он, в отличие от главного
бухгалтера, может на нее влиять.
Искренне желаю вам найти профессиональных финансового директора и главного
бухгалтера, а если такие в Вашей компании уже есть – ценить их, ведь они помогут
достичь желаемого финансового результата.
Не очень понимаете язык, на котором говорят финансисты?
Хотите научиться самостоятельно читать и интерпретировать финансовую
отчетность, а не верить на слово всему тому, что говорят сотрудники
финансовых служб?
Вас мучает вопрос, чем занимается главбух и почему он так дорого
оценивает свою работу?
Вам хочется понять, куда уходят деньги и как снизить затраты?
Хотите иметь эффективный управленческий учет?
Хотите понять, что такое бюджетирование и зачем оно вам надо?
Интересуетесь, как проходить проверки?
Любопытно узнать об актуальных схемах минимизации налогов?
Если так, значит, участие в этом бизнес-лагере будет полезным для Вас и
Вашего бизнеса.
Видео-отзывы из Второго бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами"
в Дахабе в феврале 2013 года
Видео-отзывы из бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами" на
Угре в августе 2012 года
Фотографии тематических бизнес-лагерей на Угре в августе 2012 года
Фильм (6 минут) о том, как прошли наши бизнес-лагеря на Угре в 2012
году
Вахрушева Ирина, главный бухгалтер группы компаний «Экстрим», г. Ижевск,
Бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами Угра-2012" "Бизнес-лагерь «Эффективное управление финансами» рассчитан, в основном, на
руководителей. Для тех, кто не понимает, какие данные им дает бухгалтерия, и им
нужно как-то со всеми финансовыми службами наладить общий язык, это для них. И
собственникам бизнеса, чтобы понимать, какие налоги мы платим, для чего мы их
платим, как мы их платим, и на чем построена вся система учета и отчетности в
нашем российском законодательстве, чем она отличается от мировых стандартов, и
все нюансы – что вам нужно понимать, четко. Что собственникам нужна
управленческая отчетность.
Пять дней в палатках, условия хорошие, что даже для первого раза приятно радует.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.