Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 12
Выпуск 12
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Концепция власти Т. Гоббса основывается на мифологеме естественного состояния. Мыслитель исходит из того, что по природе своей «человек человеку волк», а не друг. Кто хочет убедиться в этом, пускай посмотрит на гражданские войны и международные отношения, которые не подчинены никакой власти. Постоянная война является лучшим доказательством, что «борьба всех против всех» есть нормальное состояние не урегулированных высшей властью человеческих отношений Т. Гоббс жил в эпоху гражданской войны
и распадения всех старых государственных связей - и то, что он наблюдал в состоянии английского общества половины XVII в , он назвал «естественным состоянием», свойственным всем обществам, не урегулированным государственным порядком.
В своем труде «Левиафан или Материя форма и власть государства церковного и гражданского» Т. Гоббс в качестве основного двигателя человеческого поведения рассматривает суетное легкомыслие и страх смерти. Первая страсть ведет человека к делам безумным, вторая пробуждает отрезвляющий безумие разум. Поддаваясь легкомысленной суетности, человек считает себя существом стоящим выше всех других сознание собственной конечности и смерти пробуждает желание, чтобы прежде всего погиб другой человек,
и это ведет к ненависти. Люди равны по природе и самый слабый из них достаточно силен, чтобы из-за угла убить самого сильного. Здесь и лежит источник «войны всех против всех» которую мы наблюдаем в естественном состоянии.
Чтобы предотвратить эту войну люди посредством общественного договора создают государство. Государство, по мнению философа, является своего рода Левиафаном, «искусственным человеком», но «более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек». «В этом Левиафане - пишет Т. Гоббс, - верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы, награда и наказание
(при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле, благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, - его занятие, советники, внушающие ему все что необходимо знать представляют собой память справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь,
и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat» или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения».
В политической философии Гоббса следует различать два понятия, при помощи которых он объясняет происхождение государственной власти - это понятие «естественного права» и понятие «закона природы». «Естественное право» есть совокупность норм которыми руководствуется человек в естественном состоянии. Основная из этих норм есть «спасай самого себя», сохраняй собственную жизнь». Другими словами, «естественное право» есть не что иное как «естественная свобода», пользуясь которой человек может
сохранить свою жизнь, при помощи всевозможных. Средств ведущих к этой цели. Это есть право силы и произвола, господствующего в догосударственном быте. В «естественном состоянии» каждый человек имеет право на все, следовательно нет различия между «моим» и «твоим», нет частной собственности. Каждый защищает силой, что имеет - и это есть повод к постоянным столкновениям, к борьбе и войне.
Основное противоречие «естественного состояния», по Т. Гоббсу, в том, что человек в нем хочет сохранить свою жизнь, но сделать этого не может, так как «война всех против всех» ведет его к неминуемой гибели. Чтобы избежать этого, у Гоббса появляется «закон природы», как «заповедь разума, который предписывает человеку, что должно и что не должно делать», чтобы сохранить свою жизнь». Мыслитель насчитывает целый ряд «законов природы» применение которых, превращает «естественное состояние»
в «состояние гражданское» дающее человеку возможность организовать некоторый порядок совместной жизни. «Законы природы» Гоббса есть элементарные нравственные нормы, являющиеся условиями возможности всякого общежития «должно искать мира», «должно соблюдать договоры, должно установить что мое, что твое, и т. п.». «Законы природы» совпадают с основными заповедями религии, но Гоббс хочет освободить их от внешнего религиозного авторитета, хочет их обосновать
на внутренней обязательности, диктуемой нашей совестью («in foro interno» как он говорит на латинском языке).
Эта только внутренняя их обязательность составляет их основной недостаток .Завися исключительно от человеческой свободы, законы эти легко соблюдаются . Договор о прекращении войны и установлении всеобщего мира становится прочным тогда, когда за ним стоят какие-либо принудительные санкции. Необходимость таких санкций и ведет к необходимости другого договора - договора о всеобщем подчинении единой общей воле. Только такой договор способен прекратить анархию «естественного состояния» и реально
замирить человеческое общество. «Общая воля» образуется путем полного отказа каждой единичной воли от ее свободы и ее прав, в результате чего происходит концентрация единичных воль в одном пункте, наделенном огромной властью, являющейся суммой властей принадлежащих каждому отдельному гражданину. Формула превращения всех в одно коллективное лицо такова я переношу на этого человека или на этот коллектив право и власть, которые я имею для того, чтобы управлять самим собою, - с условием, что и ты также
перенесешь такое же право и такую же власть на того же человека или на тот же коллектив. Через этот акт беспорядочное множество становится как бы единым коллективным лицом . Это и есть государство - страшное чудовище Левиафан, или смертный бог. Определение его таково «государство есть единое лицо, управомоченное известным количеством людей на основании взаимного доверия, использовать по своей воле во всех своих действиях ту власть которая принадлежит всем и каждому для обеспечения
мира и для общей защиты».
«Образованная при помощи такого соглашения государственная власть должна обладать абсолютным характером. Это есть власть над жизнью гражданина и над всем, что ему принадлежит . У граждан не остается никаких прирожденных естественных прав так как учреждение «гражданского состояния» целиком уничтожает «состояние естественное» со всеми первоначальными правами его отдельных индивидуумов-атомов. Те малые остатки «естественного состояния», о которых упоминает Гоббс, - например, право на самосохранение,
от которого в конце концов никто не может отказаться, - проявляются только в исключительных случаях, например, тогда, когда государство отказывается оберегать жизнь своих граждан. Тогда отдельный человек имеет право взяться за оружие и начать охранять свое существование собственными силами».
Таким образом, государственная власть, по Т. Гоббсу, в конечном счете, призвана служить людям. Основная ее цель - это, прежде всего, безопасность граждан. Для достижения этой цели государство, наделенное верховной властью, призвано осуществлять такие функции как: 1) «управление провинциями, колониями или городами», 2) «организация торговли», 3) «совещательная функция, осуществляемая совещательным органом при суверене», 4) «наставление народа» , 5) «отправление правосудия», «судебные функции».
Для реализации этих функций государство наделено соответствующими властными полномочиями, которые, как указывал Б. Н. Чичерин, «вытекают из охранения безопасности»7. Они состоят в следующем: первое есть меч правды (gladium justitiae), то есть право наказывать нарушителей закона, без чего безопасности быть не может. Второе есть меч войны (gladium belli), необходимый для внешней защиты. Третье - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча. Четвертое - право законодательства,
или установление общих правил для предупреждения споров о том, что принадлежит каждому. Пятое - право учреждать подчиненные власти, ибо верховное правительство не может само за всем усмотреть. Шестое - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира, например мнение, что подданные могут не повиноваться верховной власти или сопротивляться ей законным образом.
Облеченная такими правами верховная власть стоит выше всех, а потому не подлежит ничьему суду или контролю, следовательно, она может все делать безнаказанно. Очевидно также, что она выше всех законов, ибо законы устанавливаются ею и от нее получают свою силу. Таким образом, верховная власть по существу своему безгранична или абсолютна, какова бы ни была ее форма. В республике народное собрание имеет такую же неограниченную власть над подданными, как царь в монархическом правлении, иначе
будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти в государстве, говорит Гоббс происходит единственно от незнания человеческой природы и естественных законов. Те, которые отвергают верховную власть князя, неизбежно приписывают ту же самую власть народному собранию, ибо, как скоро власть ограничена, так необходимо, чтобы кто-нибудь положил ей границы, а в таком случае последний все-таки будет неограниченным властителем. Многие, сравнивая государство с человеком, уподобляют верховную власть голове, управляющей
членами, но это сравнение недостаточно скорее она подобна душе в человеческом теле, ибо как человек может хотеть или не хотеть единственно душою, так и государство может иметь волю единственно через верховную власть. Ясно также, что верховная власть не может быть уничтожена волею граждан. Хотя она происходит от свободного их договора, однако договаривающиеся тем самым связали свою волю не только относительно друг друга, но и в отношении к князю, а потому без согласия последнего они не могут отступить от своего
обязательства.
Вышеизложенное понимание властеотношений складывающихся в обществе, позволяет Гоббсу выдвинуть ряд доводов в пользу монархического правления, и главный из них, по точному замечанию М. М. Федоровой заключается в том, что только при монархии личные интересы суверена совпадают с общими интересами, «ибо никакой король не может быть ни богат, ни славен, ни находиться в безопасности если его подданные бедны, презираемы или слишком слабы вследствие бедности или междоусобий.
В качестве обобщающего вывода по данному параграфу следует указать на то, что концептуальное оформление представлений, а сущности и содержании государственного суверенитета связывается с эпохой позднего средневековья. В этот период получила свое развитие идея о необходимости политического объединения феодально-раздробленного государства Государственный интерес провозглашался в качестве высшего политического интереса и фокусировался на фигуре единоличного верховного властителя – Государя.
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"