Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России" Выпуск 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, определившей предмет монографического исследования, обусловлена широким кругом проблемных вопросов касающихся территориальной организации публичной поли-тической власти, сохранения государственной целостности и усиления геополитических позиций России на международной арене. Успешное решение перечисленных вопросов непосредственным образом зависит от укрепления государственного суверенитета Российской Федерации.

Деструктивные последствия необдуманных скоропалительных политических решений середины 80-х - начала 90-х годов минувшего столетия обусловившие "парад суверенитетов" и распад СССР, продемонстрировали нежизнеспособность советского федерализма, в основу которого был положен национально-этнический принцип территориальной организации государственной власти.

С принятием Конституции 1993 года закрепившей, по сути, новые принципы территориального устройства, опасность усиления центробежных тенденций в России отнюдь не миновала. Как показывает политико-правовая практика, в ряде субъектов Россий-ской Федерации до сих пор сильны сепаратистские настроения. Федеральному центру с большим трудом удается достигать компромисса в отношениях федерации и регионов. При этом в ряде случаев разрешение противоречий требует использования механизма государственного принуждения.

Все это говорит о неразрешенности проблемы государствен-ного (территориального) устройства России. Несмотря на конституционно закрепленные основы федерализма, сегодня перед нашим государством по-прежнему стоит вопрос о выборе оптимальной формы федеративной организации. Особое место при этом занимает проблема государственного суверенитета как одного из основополагающих конституционных принципов российского федерализма.

Несмотря на то, что понятие государственного суверенитета возникло как идейно-теоретическое обоснование абсолютной власти монарха, политико-правовая практика показала, что социальная сущность этого государственно-правового феномена определяется более широким спектром характеристик вследствие чего, категория "государственный суверенитет" в современной юридической науке приобретает универсальное значение и ис-пользуется в качестве комплексного признака государства независимо от формы правления и территориального устройства.

В теоретическом государствоведении, суверенитет в самом общем виде интерпретируется как специфическое свойство государственной власти, определяющее ее верховенство и способность самостоятельно, без вмешательства извне, определять внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем в отечественной юриспруденции остается неразрешенным вопрос о том является ли суверенитет основным либо производным признаком единого государства и, насколько корректно в связи с этим конституционное закрепление за республиками как субъектами Российской Федерации статуса государств?

Неоднозначная интерпретация понятия государственного суверенитета привела к тому, что в российской правовой теории и юридической практике до сих пор имеют место разногласия по поводу вопроса о том, может ли государственный суверенитет быть разделен между Федерацией и ее субъектами и каким образом в рамках современного российского федерализма могут бесконфликтно сочетаться центробежные и центростремительные устремления.

Обозначенный круг вопросов определяет актуальность исторического и теоретико-правового анализа социально-правовых оснований государственного суверенитета Российской Федерации и предопределяет необходимость ее исследования в рамках самостоятельной научной работы монографического характера.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.review.shumkov
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное