Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В ГЛАЗАХ АЗЕРБАЙД


Информационный Канал Subscribe.Ru

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В ГЛАЗАХ  АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЖЕНЩИН 

 

   Нами исследованы три категории женщин:

  • несмотря на экономическую необходимость  существует категория женщин обладающие значительным потенциалом (профессиональные навыки, материальная база, подходящее образование) для создания своего бизнеса, не в состоянии преодолеть косность мышления и заняться бизнесом (данные международных организаций Save the children, работающей в области женского микрокредитования)

 

  • вторая категория женщин желающие заниматься бизнесом не знают с чего начать, а главное к кому обращаться за помощью необходимой на начальном этапе самостоятельной деятельности

 

  • третья категория, наоборот, решительно устремляется в бизнес, не зная какие проблемы и препятствия могут встретить их, и поэтому, часто терпят провал

 

    Индивидуальные интервью дают общее представление о предпринимательстве как явлении и о фигуре современного азербайджанского предпринимателя в глазах  женщин:

  • предпринимательство в сфере малого бизнеса - это фактор развития, неотъемлемая часть рыночной экономики, возможность создавать рабочие места, насыщать рынок товарами и услугами, находить применение своим личным профессиональным возможностям. Так считают 72,7% опрошенных женщин
  • наиболее привлекательными аспектами  предпринимательской деятельности женщины  считают возможность зарабатывать много денег для семьи  - 78,5%
  • возможность проявлять на деле свои знания, умения, способности – 15,6 %
  • Продвинутые предпринимательницы в столице, давая в целом высокую оценку роли малого бизнеса в процессе формирования рыночной экономики,, на своем личном примере видят  личность предпринимателя как человека, желающего ориентировать свой бизнес на производство нужных товаров и услуг, стремящегося извлечь из этого практическую пользу в виде прибыли, способного на коммерческий риск, надежного в деловых отношениях
  • В качестве негативных аспектов женщины и в столице, и в регионах  выделяют такие, как опасность банкротства, большой экономический риск, вероятность все потерять; опасение стать жертвой насилия.
  • Полученные сравнительные данные в столице и регионах  позволяют сделать вывод об увеличении числа ориентированных на работу в малом  и среднем бизнесе, а также о преимущественном стремлении столичных деловых женщин возглавить малые предприятия, в отличие от женщин в регионах, которые с большей охотой предпочли бы трудиться в составе предпринимательских структур в качестве наемных работников.
  • Данные по регионам позволяют предположить, что “уход в бизнес” представляет в нынешних условиях не столько способ реализации своих способностей и устремлений, сколько вынужденную стратегию экономической адаптации. Этот вывод отчасти подтверждается и данными о профессиональных намерениях женщин в Сумгаите, Щеки и Хачмасе.
  • Способ организации индивидуальной профессиональной деятельности, вступление на рынок труда, обретение профессионального статуса и его укрепление имеют в наше время исключительно важное значение для  женщин и в регионах, и в столице.
  • Ориентация женщин в сфере малого бизнеса имеет ряд особенностей с точки зрения их профессиональной мотивации. Если характеризовать ситуацию среди индивидуальных предпринимателей, т.е. без образования юридического лица, то, как показал анализ региональных  интервью  женщины первостепенным видом своей деятельности  называли розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, где женщины составляют в среднем - 62,0%; бытовые услуги оказывает только-  12.4%, а медицинские услуги- 1,3%.
  • Опыт работы  мингечаурского социального центра, специализирующегося на подготовке оставшихся без работы женщин, показывает, что, в стремлении обрести свой профессиональный статус они обнаруживают устойчивую тенденцию возврата к традиционно “женским” видам трудовой деятельности, таким, например, как вязание, шитье, уход за детьми и т.п.
  • Одной из важнейших причин привлекательности малого предпринимательства в глазах респондентов в регионах является получение дополнительного дохода. Иными словами, можно говорить о том, что в нынешних условиях малый бизнес выступает для большинства женщин в регионах  как сфера вторичной занятости[1], Малый бизнес в принципе не внушает им серьезного доверия как место постоянной работы (пусть даже и на исполнительских позициях), а вот от лишних денег они бы, конечно, не отказались.
  •  В то же время в столице женщины больше ориентированы на бизнес как на основную занятость.
  • Женщин в южных регионах больше всего привлекает гарантированная занятость, модель вхождения в малый бизнес практически не представляет интереса.
  • Однако даже в столице женщины не достаточно высоко оценивают свой потенциал, боятся ориентироваться на руководящие позиции в бизнесе, так как женщины хорошо понимают, что шансов на занятие подобных позиций у них немного, и лучше получить хоть что-то, чем вообще остаться ни с чем.
  •  Женщины в столице (в основном вторые лица в книжном бизнесе и управлении финансами) воспринимают свой бизнес как промежуточный этап своей профессиональной жизни, и в дальнейшем, накопив опыт, капитал и создав необходимые для “раскрутки” связи, попытаются занять руководящие позиции и сделать бизнес своим основным занятием.
  • Известно, что многие характерные черты неформальной экономики сейчас распространяются не только на легальный бизнес, но и на госсектор - это уход от налогов или их сокрытие, найм на работу “по знакомству” и т.п. В этих условиях правовая незащищенность  женщин – предпринимательниц  часто не воспринимается даже ими самим как  аномалия  в системе развития частного сектора. Интервью с женщинами убеждают, что они  не видят противоестественности в нарушении их  прав на ведение бизнеса, поскольку ситуация незащищенности является общей для всего частного сектора. 

 

 

 К сожалению,  официальная статистика по женскому предпринимательству в Азербайджане не ведется. Однако согласно исследованиям Азербайджанской Конфедерации Предпринимателей Работодателей 7-8 % в малом бизнесе приходится на женщин. Тем не менее, по проведенным нами исследованиям можно сказать, что в большинстве регионов, в частности в Ленкорани, Хачмазе, Кубе предприятия только зарегистрированы на женщин, а реально управляет производством муж или ближайший родственник. Более того, в интервью в Кубе, женщина высказала мысль, что появилась своеобразная мода на регистрацию предприятия на имя своей жены или родственницы, так как считается, что в республике больше поддерживаются женщины, чем мужчины. Этот же источник проводил параллель с развитием НПО. «Когда начинались правозащитные движения, выделялись мужчины, а потом стало ясно, что женщинам легче получить деньги под проект».



[1] под вторичной занятостью понимается наличие у одного работника нескольких занятий, приносящих доход.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное