ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В ГЛАЗАХАЗЕРБАЙДЖАНСКИХЖЕНЩИН
Нами исследованы три категории женщин:
несмотря на экономическую необходимостьсуществует категория женщин обладающие значительным потенциалом (профессиональные навыки, материальная база, подходящее образование) для создания своего бизнеса, не в состоянии преодолеть косность мышления и заняться бизнесом (данные международных организаций Save the children, работающей в области женского микрокредитования)
вторая категория женщин желающие заниматься бизнесом не знают с чего начать, а главное к кому обращаться за помощью необходимой на начальном этапе самостоятельной деятельности
третья категория, наоборот, решительно устремляется в бизнес, не зная какие проблемы и препятствия могут встретить их, и поэтому, часто терпят провал
Индивидуальные интервью дают общее представление о предпринимательстве как явлении и о фигуре современного азербайджанского предпринимателя в глазахженщин:
предпринимательство в сфере малого бизнеса - это фактор развития, неотъемлемая часть рыночной экономики, возможность создавать рабочие места, насыщать рынок товарами и услугами, находить применение своим личным профессиональным возможностям. Так считают 72,7% опрошенных женщин
наиболее привлекательными аспектамипредпринимательской деятельности женщинысчитают возможность зарабатывать много денег для семьи- 78,5%
возможность проявлять на деле свои знания, умения, способности – 15,6 %
Продвинутые предпринимательницы в столице, давая в целом высокую оценку роли малого бизнеса в процессе формирования рыночной экономики,, на своем личном примере видятличность предпринимателя как человека, желающего ориентировать свой бизнес на производство нужных товаров и услуг, стремящегося извлечь из этого практическую пользу в виде прибыли, способного на коммерческий риск, надежного в деловых отношениях
В качестве негативных аспектов женщины и в столице, и в регионахвыделяют такие, как опасность банкротства, большой экономический риск, вероятность все потерять; опасение стать жертвой насилия.
Полученные сравнительные данные в столице и регионахпозволяют сделать вывод об увеличении числа ориентированных на работу в маломи среднем бизнесе, а также о преимущественном стремлении столичных деловых женщин возглавить малые предприятия, в отличие от женщин в регионах, которые с большей охотой предпочли бы трудиться в составе предпринимательских структур в качестве наемных работников.
Данные по регионам позволяют предположить, что “уход в бизнес” представляет в нынешних условиях не столько способ реализации своих способностей и устремлений, сколько вынужденную стратегию экономической адаптации. Этот вывод отчасти подтверждается и данными о профессиональных намерениях женщин в Сумгаите, Щеки и Хачмасе.
Способ организации индивидуальной профессиональной деятельности, вступление на рынок труда, обретение профессионального статуса и его укрепление имеют в наше время исключительно важное значение дляженщин и в регионах, и в столице.
Ориентация женщин в сфере малого бизнеса имеет ряд особенностей с точки зрения их профессиональной мотивации. Если характеризовать ситуацию среди индивидуальных предпринимателей, т.е. без образования юридического лица, то, как показал анализ региональныхинтервьюженщины первостепенным видом своей деятельностиназывали розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, где женщины составляют в среднем - 62,0%; бытовые услуги
оказывает только-12.4%, а медицинские услуги- 1,3%.
Опыт работымингечаурского социального центра, специализирующегося на подготовке оставшихся без работы женщин, показывает, что, в стремлении обрести свой профессиональный статус они обнаруживают устойчивую тенденцию возврата к традиционно “женским” видам трудовой деятельности, таким, например, как вязание, шитье, уход за детьми и т.п.
Одной из важнейших причин привлекательности малого предпринимательства в глазах респондентов в регионах является получение дополнительного дохода. Иными словами, можно говорить о том, что в нынешних условиях малый бизнес выступает для большинства женщин в регионахкак сфера вторичной занятости[1], Малый
бизнес в принципе не внушает им серьезного доверия как место постоянной работы (пусть даже и на исполнительских позициях), а вот от лишних денег они бы, конечно, не отказались.
В то же время в столице женщины больше ориентированы на бизнес как на основную занятость.
Женщин в южных регионах больше всего привлекает гарантированная занятость, модель вхождения в малый бизнес практически не представляет интереса.
Однако даже в столице женщины не достаточно высоко оценивают свой потенциал, боятся ориентироваться на руководящие позиции в бизнесе, так как женщины хорошо понимают, что шансов на занятие подобных позиций у них немного, и лучше получить хоть что-то, чем вообще остаться ни с чем.
Женщины в столице (в основном вторые лица в книжном бизнесе и управлении финансами) воспринимают свой бизнес как промежуточный этап своей профессиональной жизни, и в дальнейшем, накопив опыт, капитал и создав необходимые для “раскрутки” связи, попытаются занять руководящие позиции и сделать бизнес своим основным занятием.
Известно, что многие характерные черты неформальной экономики сейчас распространяются не только на легальный бизнес, но и на госсектор - это уход от налогов или их сокрытие, найм на работу “по знакомству” и т.п. В этих условиях правовая незащищенностьженщин – предпринимательницчасто не воспринимается даже ими самим каканомалияв системе развития частного сектора. Интервью с женщинами убеждают, что онине видят противоестественности в нарушении ихправ на ведение бизнеса, поскольку ситуация незащищенности является общей для всего частного сектора.
К сожалению,официальная статистика по женскому предпринимательству в Азербайджане не ведется. Однако согласно исследованиям Азербайджанской Конфедерации Предпринимателей Работодателей 7-8 % в малом бизнесе приходится на женщин. Тем не менее, по проведенным нами исследованиям можно сказать, что в большинстве регионов, в частности в Ленкорани, Хачмазе, Кубе предприятия только зарегистрированы на женщин, а реально управляет производством муж
или ближайший родственник. Более того, в интервью в Кубе, женщина высказала мысль, что появилась своеобразная мода на регистрацию предприятия на имя своей жены или родственницы, так как считается, что в республике больше поддерживаются женщины, чем мужчины. Этот же источник проводил параллель с развитием НПО. «Когда начинались правозащитные движения, выделялись мужчины, а потом стало ясно, что женщинам легче получить деньги под проект».
[1] под вторичной занятостью понимается наличие у одного работника нескольких занятий, приносящих доход.