Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ГЕНДЕРНАЯ ПРОГНОСТИКА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА


Информационный Канал Subscribe.Ru

  

 ГЕНДЕРНАЯ ПРОГНОСТИКА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА

 

Мы  вычленяем гендерную проблему не как дань  «социальной моде»,  а по соображениям прогностики развития третьего сектора. Намечается заметная феминизация третьего сектора в регионах, на наш взгляд,  по следующим причинам:

-         женщины численно преобладают над мужчинами, что усугубляется массовым  отъездом  сельских мужчин на заработки в сопредельные страны,  а также демографическим дисбалансом, вызванным   годами войны  и конфликтов  в Азербайджане;

-         Большинство мужчин, особенно социально активных, предпочитают  заниматься бизнесом или политикой, видя в этом короткий путь решения своих проблем, повышения статуса. НПО ничего к социальному статусу не прибавляет;

-         Среди женщин больше лиц с высшим образованием, а именно они составляют большинство в НПО;

-         Наиболее активно вступают в НПО молодые женщины  (20 –30 лет) по социально- экономическим и психологическим причинам;

-         Наиболее развитые сферы деятельности  НПО: здравоохранение, образование, культура – близки женщинам.  По регионам наиболее активны женщины в сфере воспитание и образование - 48%, здравоохранения – 25%,,  культуры – 17%, развитие демократии –8%, развитие и  поддержка предпринимательства – 2%  . Кроме того, в этих « женских» областях  легче вербовать  новых членов НПО;

-         В женском движении  наших  республик можно отметить три волны:[1]

       Первая пришлась на период слома тоталитарной советской системы и  начала  конфликта в Карабахе. Она носила в основном благотворительный  и гуманитарный характер помощи беженцам, раненым, детям – сиротам. Вторая волна в период  1991-1995 годов связана с переходом от благотворительности к общественной деятельности, к защите  гражданских  прав и свобод. Это объяснялось  политическим противостоянием сторонников и противников реформ, переходом к рыночной экономике, уровнем социальной необеспеченности, невероятно резким снижением числа женщин в законодательных  и исполнительных органах. Третья волна происходит в настоящее время. Она связана с Пекинской Всемирной конференцией по положению женщин. Международные организации  настоятельно рекомендовали   государству  расширять женскую активность, создавать равные возможности для женщин. Именно после Пекина столичные женские организации стали менять характер своей деятельности в сторону социальной направленности. Региональные женские организации, во многом  отставшие от столичных, в настоящее время одновременно пытаются  аккумулировать  все особенности тех волн женского движения, пережитых столицами за четырнадцать переходных лет.  

 Они стремятся заниматься благотворительностью, гуманитарной помощью, образовательными  программами,   экологией.     Развитие третьего  сектора самым непосредственным образом затрагивает  интересы женщин. С одной стороны, женщины являются субъектом третьего сектора, поскольку их число среди социально незащищенных граждан (безработные, пожилые, одинокие родители) превалирует над другими слоями. С другой стороны, они составляют большинство среди лиц, работающих в некоммерческих организациях. Следовательно, развитие третьего сектора может обеспечить рабочими местами значительное число социально активных женщин.  Осуществить эту работу могут муниципалитеты. Необходимым условием развития третьего сектора является налаживание более тесных связей между НПО и органами местного самоуправления.

Идеология гендерного традиционализма, которой придерживается еще значительная часть мужчин, как не парадоксально, свойственна и большей части  женщин. Переход от старой социалистической к новой демократической модели общества, к сожалению, мало отразился на осознании своих прав женщинами. По данным  опроса 95% женщин убеждены в том, что их  проблемы  не должны ставиться в разряд первоочередных  социальных проблем, 87,8%  опрошенных женщин рассматривают свой личный опыт столкновения с явной дискриминацией как личную или местную  драму, а понимание  социальной значимости явления еще не произошло.  Свыше 85% женщин  даже не задумывались о способах и возможностях объединенными усилиями противодействовать дискриминации. Повествование о нарушениях и даже открытых фактах дискриминации в основном сводится к описанию частных эпизодов и не выходит на уровень правового менталитета.

Поэтому  актуальными и первоочередными, на наш взгляд,  должны стать  муниципальные проекты, направленные   на  развитие правового менталитета у женщин. При работе с гендерными проектами важен, как ни где,  учет  национально - культурных традиций.

Сами женщины, как выяснилось в беседах, видят возможности  применения  своих сил  в совместных проектах НПО-ОМС в следующих направлениях:

-         обеспечение доступности медицинской помощи и улучшения ее качества;

-         повышение   качества образования, в том числе и гражданского;

-         улучшение  санитарного состояния и качества работы в  дошкольных  учреждениях;

-         поддержание  женщин, оставшихся без кормильцев.

-         Беседы с женщинами и интервью работников муниципальных органов выявляют перспективы плодотворной работы  ОМC-НПО в следующих направлениях:

-         техническая  помощь в овладении бизнес-специальностями  и переквалификации  женщин для работы в малом предпринимательстве, с учетом того, что в регионах прошла приватизация  земли;

-         техническая помощь в адаптации  женщин к условиям рынка:  производство доступных потребительских товаров  и создание  облегчающих  быт служб, создание системы платных услуг (частный уход за детьми, стариками);

-         техническая помощь в развитии надомного труда в традиционных для регионах сферах: ковроткачества, вышивка шелковых изделий изготовление народных целительных средств, производство сувенирной национальной одежды (возможно в каждом регионе, так как у всех есть своя яркая специфика - это может быть перспективный проект общерегиональной программы с последующей ярмаркой в столице);

-         усиление роли  женщин в  развитии гражданского участия, особенно в общественной  экспертной  оценке решений местной власти по социальным проектам и  женским вопросам.  В этом направлении именно  женские НПО  могут снизить коррупцию, которая существует в работе с  уязвимыми  слоями общества.

На основании исследований можно придти к выводу, что  союз женских НПО и ОМС  в регионах  должен быть ориентирован не на разовые или временные тематические объединения, а на долгосрочные программы. К сожалению,  в регионах все еще крайне мало женских НПО, миссия которых    направлена на развитие местного самоуправления и создание местных  сообществ.  Однако, как показывает  исследование  в регионах,  в частности, в Кахе, именно в сфере  местного самоуправления могут быть затребованы   НПО как провайдеры муниципальных  социальных программ.  Причем   эти  совместные  проекты могут носить  совместный  характер  для нескольких доноров, согласно их мандату. Например, программы  поддержки социальные проекты для уязвимых слоев общества могут  быть представлены в виде  создания региональных  Центров занятости, Центров развития  общин.   Программное обеспечение таких Центров может быть предметом двух  и  даже трех неправительственных организаций, включая женские НПО. В этом же совместном направлении НПО и местное самоуправление могут развивать в своем регионе туризм, что требует развивать его инфраструктуру.  В частности, в регионах  коалиция женского НПО и ОМС можно развивать  молодежный туризм. Спектр   деятельности для  НПО  тут достаточно широк: от разработки маршрутов туристских троп  и очистки  территории до организации молодежных трудовых лагерей во время летней уборки урожая. В июле – августе,  в районах дефицит рабочей силы по уборке урожая. Такой проект может помочь НПО начать переход на  самофинансирование, а для ОМС   даст пополнение бюджета.

 Следует обратить  внимание на тот факт, что развитие третьего сектора в регионах начиналось с экологических проектов, как правило, выполняемых женскими НПО. Поэтому  женские  региональные НПО  могут быть привлечены к организации и  управлению подобной деятельностью  на объектах муниципалитетов.

Женским  организациям, прежде чем рассчитывать в своей  деятельности  на поддержку властей, необходимо проводить широкую разъяснительную работу относительно целей и задач женского движения на всех уровнях власти, и, прежде всего, ОМС.

 Широкое и совершенно не развитое в республике направление - конкурсы  среди НПО  на получение муниципальных заказов по социальным проектам.

     На уровне формирующихся  в республике органов местного самоуправления чрезвычайно важна роль неправительственных  организаций, работа которых должна быть направлена на распространение среди женщин  международного опыта работы женщин в ОМС и его адаптацию к местным условиям.

   В ситуации правовой неграмотности женщин и традиционно-патриархальной  системы гражданского участия, очень важно, чтобы неправительственные организации, путем обучения женщин, воздействовали на государственные структуры с целью соблюдения ими международных норм по правам  женщин, при необходимости внося предложения по изменению законодательства в области местного самоуправления.

 Изучение  опыта вовлечения женщин в деятельность ОМС, процесс обучения женщин представляются важной составляющей на пути продвижения Азербайджана  к демократическим стандартам и интеграции в мировое сообщество.

Именно на уровне местного самоуправления предрешаются вопросы демократических изменений в наших странах, так как позитивные фундаментальные изменения начинаются именно на этом базовом уровне развития общества. Сотрудничество женских НПО и муниципальных органов в  регионах  обоих республик  окажет  реальное  влияние на протекающие процессы преобразования общества.  С одной стороны, НПО приобретут опыт  работы в выработке механизмов влияния и воздействия на социальную ситуацию и властные структуры, с другой стороны неправительственные организации быстрее  перейдут  от удовлетворения потребностей внутри организации и для ее членов к решению общественно значимых проблем  в интересах всего общества.



[1] Центр ''   AREAT'' провел ряд  гендерных  исследований, в том числе по грантам  Мирового банка и фонда  ISAR,  результаты  исследований отражены в книгах “ Женщина в социальном конфликте” и ” Гендерные проблемы насилия.” Центр участвовал  в проекте фонда ‘ Евразия’’- “ Женский бизнес на Южном Кавказе”. Гендерные выводы данного исследования базируются в том числе и на данных вышеназванных источников.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное