Мывычленяем гендерную проблему не как дань«социальной моде»,а по соображениям прогностики развития третьего сектора. Намечается заметная феминизация третьего сектора в регионах, на наш взгляд,по следующим причинам:
-женщины численно преобладают над мужчинами, что усугубляется массовымотъездомсельских мужчин на заработки в сопредельные страны,а также демографическим дисбалансом, вызваннымгодами войныи конфликтовв Азербайджане;
-Большинство мужчин, особенно социально активных, предпочитаютзаниматься бизнесом или политикой, видя в этом короткий путь решения своих проблем, повышения статуса. НПО ничего к социальному статусу не прибавляет;
-Среди женщин больше лиц с высшим образованием, а именно они составляют большинство в НПО;
-Наиболее активно вступают в НПО молодые женщины(20 –30 лет) по социально- экономическим и психологическим причинам;
-Наиболее развитые сферы деятельностиНПО: здравоохранение, образование, культура – близки женщинам.По регионам наиболее активны женщины в сфере воспитание и образование - 48%, здравоохранения – 25%,,культуры – 17%, развитие демократии –8%, развитие иподдержка предпринимательства – 2%. Кроме того, в этих « женских» областяхлегче вербоватьновых членов НПО;
-В женском движениинашихреспублик можно отметить три волны:[1]
Первая пришлась на период слома тоталитарной советской системы иначалаконфликта в Карабахе. Она носила в основном благотворительныйи гуманитарный характер помощи беженцам, раненым, детям – сиротам. Вторая волна в период1991-1995 годов связана с переходом от благотворительности к общественной деятельности, к защитегражданскихправ и свобод. Это объяснялосьполитическим противостоянием сторонников и противников реформ, переходом к рыночной экономике, уровнем социальной необеспеченности, невероятно резким снижением числа женщин в законодательныхи исполнительных органах. Третья волна происходит в настоящее время. Она связана с Пекинской Всемирной конференцией по положению женщин. Международные организациинастоятельно рекомендовалигосударствурасширять женскую активность, создавать равные возможности для женщин. Именно после Пекина столичные женские организации стали менять характер своей деятельности в сторону социальной направленности. Региональные женские организации, во многомотставшие от столичных, в настоящее время одновременно пытаютсяаккумулироватьвсе особенности тех волн женского движения, пережитых столицами за четырнадцать переходных лет.
Они стремятся заниматься благотворительностью, гуманитарной помощью, образовательнымипрограммами,экологией.Развитие третьегосектора самым непосредственным образом затрагиваетинтересы женщин. С одной стороны, женщины являются субъектом третьего сектора, поскольку их число среди социально незащищенных граждан (безработные, пожилые, одинокие
родители) превалирует над другими слоями. С другой стороны, они составляют большинство среди лиц, работающих в некоммерческих организациях. Следовательно, развитие третьего сектора может обеспечить рабочими местами значительное число социально активных женщин.Осуществить эту работу могут муниципалитеты. Необходимым условием развития третьего сектора является налаживание более тесных связей между НПО и органами местного самоуправления.
Идеология гендерного традиционализма, которой придерживается еще значительная часть мужчин, как не парадоксально, свойственна и большей частиженщин. Переход от старой социалистической к новой демократической модели общества, к сожалению, мало отразился на осознании своих прав женщинами. По даннымопроса 95% женщин убеждены в том, что ихпроблемыне должны ставиться в разряд первоочередныхсоциальных проблем, 87,8%опрошенных женщин рассматривают свой личный опыт столкновения с явной дискриминацией как личную или местнуюдраму, а пониманиесоциальной значимости явления еще не произошло.Свыше 85% женщиндаже не задумывались о способах и возможностях объединенными усилиями противодействовать дискриминации. Повествование о нарушениях и даже открытых фактах дискриминации в основном сводится к описанию
частных эпизодов и не выходит на уровень правового менталитета.
Поэтомуактуальными и первоочередными, на наш взгляд,должны статьмуниципальные проекты, направленныенаразвитие правового менталитета у женщин. При работе с гендерными проектами важен, как ни где,учетнационально - культурных традиций.
Сами женщины, как выяснилось в беседах, видят возможностиприменениясвоих силв совместных проектах НПО-ОМС в следующих направлениях:
-обеспечение доступности медицинской помощи и улучшения ее качества;
-повышениекачества образования, в том числе и гражданского;
-улучшениесанитарного состояния и качества работы вдошкольныхучреждениях;
-поддержаниеженщин, оставшихся без кормильцев.
-Беседы с женщинами и интервью работников муниципальных органов выявляют перспективы плодотворной работыОМC-НПО в следующих направлениях:
-техническаяпомощь в овладении бизнес-специальностямии переквалификацииженщин для работы в малом предпринимательстве, с учетом того, что в регионах прошла приватизацияземли;
-техническая помощь в адаптацииженщин к условиям рынка:производство доступных потребительских товарови созданиеоблегчающихбыт служб, создание системы платных услуг (частный уход за детьми, стариками);
-техническая помощь в развитии надомного труда в традиционных для регионах сферах: ковроткачества, вышивка шелковых изделий изготовление народных целительных средств, производство сувенирной национальной одежды (возможно в каждом регионе, так как у всех есть своя яркая специфика - это может быть перспективный проект общерегиональной программы с последующей ярмаркой в столице);
-усиление ролиженщин вразвитии гражданского участия, особенно в общественнойэкспертнойоценке решений местной власти по социальным проектам иженским вопросам.В этом направлении именноженские НПОмогут снизить коррупцию, которая существует
в работе суязвимымислоями общества.
На основании исследований можно придти к выводу, чтосоюз женских НПО и ОМСв регионахдолжен быть ориентирован не на разовые или временные тематические объединения, а на долгосрочные программы.К сожалению,в регионах все ещекрайне мало женских НПО, миссия которыхнаправлена на развитие местного самоуправления и создание
местныхсообществ.Однако, как показываетисследованиев регионах,в частности, в Кахе, именно в сфереместного самоуправления могут быть затребованыНПО как провайдеры муниципальныхсоциальных программ.Причемэтисовместныепроекты могут носитьсовместныйхарактердля нескольких доноров, согласно их мандату. Например, программыподдержки социальные проекты для уязвимых слоев общества могутбыть представлены в видесоздания региональныхЦентров занятости, Центров развитияобщин. Программное обеспечение таких Центров может быть предметом двухидаже трех неправительственных организаций,
включая женские НПО. В этом же совместном направлении НПО и местное самоуправление могут развивать в своем регионе туризм, что требует развивать его инфраструктуру.В частности, в регионахкоалиция женского НПО и ОМС можно развиватьмолодежный туризм. Спектрдеятельности дляНПОтут достаточно широк: от разработки маршрутов туристских тропи очисткитерритории
до организации молодежных трудовых лагерей во время летней уборки урожая. В июле – августе,в районах дефицит рабочей силы по уборке урожая. Такой проект может помочь НПО начать переход насамофинансирование, а для ОМСдаст пополнение бюджета.
Следует обратитьвнимание на тот факт, что развитие третьего сектора в регионах начиналось с экологических проектов, как правило, выполняемых женскими НПО. Поэтомуженскиерегиональные НПОмогут быть привлечены к организации иуправлению подобной деятельностьюна объектах муниципалитетов.
Женскиморганизациям, прежде чем рассчитывать в своейдеятельностина поддержку властей, необходимо проводить широкую разъяснительную работу относительно целей и задач женского движения на всех уровнях власти, и, прежде всего, ОМС.
Широкое и совершенно не развитое в республике направление - конкурсысреди НПОна получение муниципальных заказов по социальным проектам.
На уровне формирующихсяв республике органов местного самоуправления чрезвычайно важна роль неправительственныхорганизаций, работа которых должна быть направлена на распространение среди женщинмеждународного опыта работы женщин в ОМС и его адаптацию к местным условиям.
В ситуации правовой неграмотности женщин и традиционно-патриархальнойсистемы гражданского участия, очень важно, чтобы неправительственные организации, путем обучения женщин, воздействовали на государственные структуры с целью соблюдения ими международных норм по правамженщин, при необходимости внося предложения по изменению законодательства в области местного самоуправления.
Изучениеопыта вовлечения женщин в деятельность ОМС, процесс обучения женщин представляются важной составляющей на пути продвижения Азербайджанак демократическим стандартам и интеграции в мировое сообщество.
Именно на уровне местного самоуправления предрешаются вопросы демократических изменений в наших странах, так как позитивные фундаментальные изменения начинаются именно на этом базовом уровне развития общества. Сотрудничество женских НПО и муниципальных органов врегионахобоих республикокажетреальноевлияние на протекающие процессы преобразования общества.С
одной стороны, НПО приобретут опытработы в выработке механизмов влияния и воздействия на социальную ситуацию и властные структуры, с другой стороны неправительственные организации быстрееперейдутот удовлетворения потребностей внутри организации и для ее членов к решению общественно значимых проблемв интересах всего общества.
[1] Центр ''AREAT'' провел рядгендерныхисследований, в том числе по грантамМирового банка и фондаISAR,результатыисследований отражены в книгах “ Женщина в социальном конфликте” и ” Гендерные проблемы насилия.”
Центр участвовалв проекте фонда ‘ Евразия’’- “ Женский бизнес на Южном Кавказе”. Гендерные выводы данного исследования базируются в том числе и на данных вышеназванных источников.