Из-за неразвитости института лизинга (одна из причин - несовершенство законодательной базы функционирования лизинга) в Азербайджане, лизинговые компании представлены на местном рынке в ограниченном количестве. Назначение этих компаний – приобретение оборудования и передача его в пользование предприятию с правом последующего выкупа. Иначе говоря, продажа оборудования в кредит.
Лизинговые компании представлены 2 конкурентными группами. Первую составляют 4 крупные компании, профессионально занятые лизинговой деятельностью, вторую – около десяти небольших предприятий.
Основными проблемами, связаными с получением лизингового оборудования являются:
ориентированность лизинговых компаний на работу с нефтяными и строительными компаниями, как наиболее состоятельными заказчиками. При этом сектор малого и среднего предпринимательства остается вне сферы интересов лизингодателей
несовершенное законодательство, классифицирующее приобретение лизингового оборудования как обычную торговую сделку, ведет к удорожанию конечной стоимости оборудования
имеющееся в распоряжении лизинговых компаний оборудование, как правило устаревшее и в ограниченном ассортименте (в основном строительная техника, грузовые машины, оргтехника)
Техническая помощь бизнесу, оказываемаяконсалтинговыми компаниями
Техническая помощь бизнесу оказывается консалтинговыми компаниями, представленными на местном рынке в достаточно широком спектре – от малоизвестных небольших местных компаний до таких представителей «большой пятерки» международных консалтинговых компаний как Price Waterhouse, Ernst&Young и др. Участники консалтингового рынка в Азербайджане могут быть сгруппированы следующим образом:
Консалтинговые компании
Предоставляемые услуги
Целевая аудитория
Ведущие международные компании “blue five”
аудит
Нефтянные и государственные компании, банки
Межддународные программы технической помощи бизнесу (ShoreBank, TACIS и пр.)
консультирование по различным аспектам ведения бизнеса, профессиональный консалтинг
предприятия сектора малого и среднего предпринимательства, государственные предприятия и организации
Местные консалтинговые компании
консультирование по различным аспектам ведения бизнеса, профессиональный консалтинг
предприятия сектора малого и среднего предпринимательства, физические лица
Частные консультанты
проведение маркетинговых исследований, составление бизнес планов и ТЭО (технико-экономическое обоснование) проектов
предприятия сектора малого и среднего предпринимательства, физические лица
Из всей институциональной инфраструктуры, обеспечивающей развитие бизнеса, в Азербайджане наиболее развитой является система бизнес-консалтинга. Несколько хуже обстоит дело с отраслевым консалтингом. Объясняется это общим технологическим отставанием страны и, соответственно профессиональной подготовки специалистов, от применяемых сегодня в мире производственных технологий и методик.
Что же касается бизнес консалтинга, то за последнии 10 лет он развился достаточно, для того, чтобы суметь предложить рынку обширный перечень продуктов и услуг (таких как проведение маркетинговых исследований, разработка бизнес планов и feasibility study, ведение финансовой отчетности предприятия по международной системе отчетности, проведение субсекторного анализа, правовое сопровождение бизнеса и т.п.) качество которых отвечает принятым международнымстандартам.
Объясняется это тем, что подготовка первого поколения азербайджанских бизнес-консультантов с самого начала осуществлялась зарубежными специалистами по принятым методикам.
Реклама и виды продвижения продукции предпринимательства
Серьезную помощь в продвижении предприятия и его продукции на рынок призваны оказывать ярмарки, выставки, а так же рекламные агентства.
Из перечисленного, наиболее полный перечень услуг предлагают рекламные агентства – размещение рекламы в СМИ, в том числе и электронных, изготовление бильбордов и лайтбордов, размещение рекламы на транспортных средствах, изготовление атрибутики с логотипами, всевозможных буклетов, лифлетов, брошюр, создание рекламных роликов, проведение PRкомпаний и т.п.
Менее развито проведение выставок и ярмарок. К регулярным относятсяежегодние выставки по нефтегазу, телекоммуникациям, туризму, пищевой промышленности, предоставляющие возможность демонстрации и рекламирования продукции и услуг предприятий. Условия участия – оплата предоставляемой площади, которая доходит до $500 за кв.м.
Значительная безвозмездная, либо оплачиваемая по льготному тарифу, помощь предпринимательству, оказывается со стороны международных организаций и в некоторой степени государственными структурами. В качестве примеров можно привести:
Фонд Поддержки Педпринимательства, созданный при Министерстве Экономики и занимающийся льготным кредитованием сектора МСП, по годовой ставке 3%;
программа Европейского Сообщества TACIS, имеющая более 100 проектов в Азербайджане и реализующая разные формы помощи бизнесу – от консалтинга и треннинга по бизнес дисциплинам до создания и финансирования пилотных предприятий МСП;
Фонд Евразия (USAID), одним из трех основных направлений деятельности которой является грантовая поддержка проектов, связанных с развитием бизнеса в Азербайджане, и многие другие.
Помимо постоянно действующих, в Республике с помощью международных организаций реализуются разовые проекты. Например, проект MASHAV (Израиль) в Кедабеке, при софинансировании Фонда Евразия по внедрению современных технологий выращивания картофеля и многое другое.