Азербайджан- страна сложного, противоречивого исторического развития, запечатленного в культуре народа влиянием многих мировых и региональных религий,сформировавших особую атмосферу толерантности и восприимчивости к чужой религии и культуре. С утверждением на всей территории Азербайджана ислама эта восприимчивость продолжала существовать, а нормы и запреты по отношению к женщинам были мягче, чем в других мусульманских
странах. Российское влияние, стремительное развитие промышленности, ускорившие процессы урбанизации, увеличивали терпимость населения и либерализм общественного мнения, в том числе и по вопросу образования женщин, наделения их гражданскими правами, в чем особенно преуспели азербайджанские просветители.
Современная гендерная культура Азербайджана представляет собой результат сложного переплетения различного рода исторических событий, выработавших ряд устойчивых стереотипов, находящих свое косвенное преломление в различных сферах жизни общества. Реконструкция гендерных кодов культуры важная и совсем не разработанная тема отечественных исследований.Азербайджан всегда был регионом взаимодействия различных культур и религий.
Еще до начала господства зороастризма в регионе были распространеныполитеистические верования с сильными матриархальными мотивами, сменившиеся патриархальной гегемонией и переходом от политеизма к монотеизму. Зороастризм, христианство, ислам, сменяя друг друга, последовательно становились государственной религией. Ислам, вопреки историческим коллизиям и гонениям в СССР, и сегодня продолжает оставаться фундаментальным основанием азербайджанской культуры и психологии народа. Ислам, являясь
тотальной и целостной доктриной, стремящейся охватить своими установлениями все сферы практической жизни своих последователей, впервые вводит в действие законотворческие по своей сути принципы, регулирующие статус, права и поведение женщин. Отношение ислама к женщинам наиболее сложная часть этой доктрины, в течение длительного исторического периода вобравшая в себя многообразие этнических представлений и ценностей различных народов, вследствие чего ранние исламские представления претерпели существенные изменения
под влиянием времени и места своего распространения.
Азербайджанское Просвещение(вторая пол. Х1Х в.) впервые на Востоке подняло вопрос о положении женщины, а проблема прав и свободы женщины сложилась и стала разрабатываться во всех аспектах именно в контексте этого направления, оказавшего известное влияние на соседние мусульманские страны. Более того, данная проблема интерпретировалась как одна из центральных проблем социокультурного развития, роста самосознания и начала
консолидацииазербайджанского народа. Отцы-основатели просвещения М. Ф. Ахундов и Г. Зардаби и их поздние последователипостоянно возвращались к этой теме, перманентно усиливая ее социальное значение. Так, в начале прошлого века Г. Минасазовзаявлял: «Пока не будет разрешен женский вопрос, пока мусульманская женщина будет находиться в положении рабыни, пока слова «арвад» (женщина) будет самым оскорбительным среди мусульман словом, пока наши матери и жены
останутся в атмосфере непроглядной тьмы, беспросветного невежества и умственного убожества, - все наши громкие фразы о том, что мусульмане приобщаются к общечеловеческой культуре, что они – сторонники прогресса, цивилизации и всех ее атрибутов, вроде свободы личности, слова, убеждений и т. п., все эти фразы будут отдавать неискренностью и грубым бахвальством».
Важно иметь в виду, что в конце Х1Х – начале ХХ столетия в Азербайджане демографическое соотношение населения было в пользу мужчин, что увеличивало социальную ценность женщин. Так, согласно статистике, в начале ХХ-го века в России на 100 мужчин приходилось 103 женщины, а в Азербайджане - 87. На начало 1901 г.население Азербайджана составляло54% мужчин и лишь 46% - женщин.Такая ситуация
продолжала наблюдаться еще и в 1926 году, когда мужчины на 112тыс. превышали число женщин. Может быть, и по этой причине распространенное среди мусульман многоженство редко практиковалось в Азербайджане.
Просвещение повсеместно видит панацею в образовании, а потому и в Азербайджане модернистские программы изменения положения женщин расписывались в русле формирования женского образования. Хотя русские школы появляются уже в 60-е годы Х1х в., лишь в 1901г.открывается первая русско-татарская (мусульманская) школа для девочек, в 1905г. известный меценат и нефтепромышленник З.Тагиев организует школу для девушек-мусульманок,
а его супруга С. Тагиева создает комитет мусульманских женщин, который с 1906 г. занялась благотворительностью среди женщин в г.Гянджа. Х. Алибекова в 1911г. начинает выпускать первый женский журнал “Ишыг” («Свет»), на обложке которого изображена женщина в черной чадре, держащая за руку своего ребенка и показывающая ему восходящее солнце. Журнал “Молла Насреддин”(1906 -1931гг.) неоднократно обращался на своих страницах к проблеме женщин. Словом, к моменту установления недолгого независимого существования закавказских
республик Азербайджан прошел путь, позволяющий Парламенту Азербайджанской Демократической Республики уже на одном из своих первых заседаний вынести на обсуждение вопрос о равенстве прав женщин и мужчин. Планируемые выборы в Учредительное Собрание АДР были предварены законодательными актами, предусматривающими полное равенство прав мужчин и женщин, в том числе и по вопросу предоставления женщинам права голоса и баллотирования в верховный законодательный орган стран (АДР былапарламентской
республикой).Советская оккупация сорвала эти планы, но привела в действие сверхрадикальную для мусульманской страны модернизаторскую программу «освобождения женщины Востока».
Динамика развития женского движения начала советизации весьма впечатляюща и характеризуется искусственно раздуваемым и пропагандируемым на экспорт пафосом обновления жизни. Женское движение в Азербайджане должно было стать образцом подражания для всех стран Востока, большинство из которых было мусульманскими. И, действительно, на первых порах это был весьма мощный стимул и образец для подражания: женщина сбросила чадру, она активно включилась
в общественную жизнь, ее избирательные права никем не оспаривались, напротив, советская власть в области женской политики проявляла особую заботу и взвешенность. С одной стороны, женщины моментально стали "равными" в правах с мужчинами, с другой - этот процесс был инспирирован властями, и женщины были лишены важного опыта достижения своих прав внепосредственной социальной борьбе, как это было на Западе.
В феврале 1921 г. в Баку прошел первый съезд беспартийных женщин Азербайджана, из 1188 делегатов - 815 представляли Баку, 373 - уезды. Съезд принял Обращение "Ко всем женщинам Востока", риторический характер которого усугублялся сплошной безграмотностью контингента, к которому оно взывало.
Началось массовое вовлечение женщин в общественную жизнь и трудовую деятельность. Если в 1929 г. - на производстве было занято всего 3000 женщин, то в 1933 г. их уже было 15000,в сельском хозяйстве - 37% работниковсоставляли женщины. "Либеральное" отношениесоветской власти к женщинам и мусульманам имелосвою подоплеку, схожую с отношением к молодежи
- все угнетенные и обездоленные, а, следовательно, и малосознательные слои населения, привлекались к революции, с одной стороны, как ее боевые и разрушительные силы, с другой – как образец, исполняющий роль притягательной витрины для внешнего мира. Естественно, как только эти слои выполнили поставленные партией задачи, то репрессии или же запреты начали преследовать их самих. Многочисленные женские клубы и организации, возникшие после революции, в 30-е гг. закрываются по воле властей. (поэтапно закрыты в 1930-33
гг.). Второй съезд состоялся только в марте 1957 г., из 745 делегатов которого482 были членамипартии (повестка дня:«обсуждение роли женщин в реализации решений ХХ съезда КПСС»).
3-ий съезд женщин состоялся в октябре 1967, из его506 участников 85% были членами КПСС, 9 членами Верховного Совета СССР, 57 ВС Аз. ССР, 178 представляли местные советы, на 102 женщин-рабочих, приходилось 141 партийный работник, представитель комсомола или профсоюзов. Повестка отражала эпоху: "Великий Октябрь и азербайджанская женщина"(50-летие образования СССР).
В сентябре 1998 г. прошел первыйсъезд женщин независимого Азербайджана (2138 женщин-делегатов), а второй съездсостоялся в сентябре 2003 г.