ДАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫХПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЖЕНЩИН
Деятельность международныхпрограмм преследует цели поддержки азербайджанских женщин в достижении ими экономической состоятельности и независимости путем вовлечения их в активную экономическую деятельность.Она подтверждается деятельностью специализированных экономических женских программ, занятых поддержкой женского предпринимательства (Finka, Save the Children и.т.п.). Но несмотря на объективные предпосылки развития женского предпринимательства
и наличие адекватной законодательной базы, развитие женского предпринимательства сталкивается с определенными проблемами, о чем свидетельствуют отчеты международных организаций[1]. Это:
низкая активность женщин в регионах
слабая информированность женского населения о возможностях развития своего бизнеса и собственного профессионального уровня
инертность мышления, ограничивающего круг своих интересов только домашней работой
Теоретическая поддержка женского предпринимательства
Т.о.практика работы с женским предпринимательством в Азербайджане требует теоретической поддержки, заключающейся в:
исследованиях специфики женского предпринимательства в Азербайджане
изучении психологии женщин – участников рынка
разработке эффективных методик и инструментария работы с женщинами, как участниками рыночных отношений, методик их профессионального и бизнес обучения, развития предпринимательского духа и стимулирования их деловой активности
Развитие женскогомалого предпринимательства
Возможности развития женского предприниательства во многомподтверждаются динамикой роста предприятий частного сектора малого и среднего предпринимательства.
Наличие корпоративного предпринимательства и малого бизнеса, с учетом складывающихся возможностей последнего в решении проблемы социально-экономической адаптации, создания рабочих мест, формирования вторичной занятости позволяет поставить вопрос об обеспечении эффективного взаимодействия основных сфер экономической активности населения.
Уход из сферы государственной экономики или корпоративного предпринимательства для большинства респондентов оказался связанным с соображениями материального характера, к числу которых относятся такие мотивы деятельности, как "желание материально обеспечить семью" (87,1% опрошенных), "быть финансово независимым" (80,6%).
Как показывают результаты проведенных опросов и глубинных интервью , существуют различия между субъективной оценкой респондентами своего отношения к малому предпринимательству и их фактическим участием в данной деятельности. В связи с этим представляется правомерным различать “номинальное” отношение респондентов к предпринимательству и “реальное” состояние, характеризующееся фактической включенностью населения в сферу
малого бизнеса с учетом конкретных региональных и местных особенностей. Различия между названными характеристиками отражают, прежде всего, общественную атмосферу переходной экономики и трансформацию социальной структуры современного азербайджанского общества
Перечисленные факторы являются стимулами, заставляющими многих жительниц Азербайджана искать возможности использования своего профессионального и имущественного потенциала в негосударственном секторе экономики, т.е в частном предпринимательстве. Таким образом, сложившаяся на сегодня ситуация объективно стимулирует развитие женского предпринимательства. Необходимостьизучения женского предпринимательствасвязана
с поиском активизации женщин в рыночной экономике, разработкой механизма эффективного регулирования социально-экономических процессов в нашей стране, Это в значительной степени затрагивает отношения в сфере наемной занятости и предпринимательства.
Актуальность постановки проблемы женского предпринимательства в Азербайджане:
характерна для постсоветского пространства, где на протяжении более 70 лет отсутствовал институт частной собственности и самостоятельного ведения бизнеса
характерна для всех, особенно восточных стран с развивающейся экономикой, где отсутствует традиция активного участия женщин в экономике
подтверждается наличием в азербайджанском обществе “потенциала предпринимательства”, способного выступить в качестве ресурсного источника социальных и экономических преобразований
наличием подавляющегобольшинство потенциальных (и реальных) предпринимателейсреди респондентов данного опроса, ориентированных на заработок, либо на независимость.Респондентов, ориентированных на модель гарантированной занятости,фактически привлекает вовсе не бизнес, а дополнительный заработок. Представляется, что с учетом этого обстоятельства следует с определенной осторожностью оценивать реалистичность
их намерений заняться предпринимательством
опытом работымингечаурского социального центра, специализирующегося на подготовке оставшихся без работы женщин, показывает, что, в стремлении обрести свой профессиональный статус они обнаруживают устойчивую тенденцию возврата к традиционно “женским” видам трудовой деятельности, таким, например, как вязание, шитье, уход за детьми и т.п.
Проблемы женского бизнеса во многом обусловлены комплексом объективных экономических условий: повышением цен, ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения в сочетании с базовыми характеристиками женской рабочей силы, такими как уровень образования, квалификации, возраст, наличие семьи и детей и пр.
[1] The report of GTZ “Women’s enterprise”. B/2003, p5-6