Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении ЮЖНЫЙ КАВКАЗ ОСВАИВАЕТ ГЕНДЕР


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ ОСВАИВАЕТ ГЕНДЕР

 

 В постсоветский период патриархальное сознание прямо  столкнулось с реалиями становления первоначальных капиталистических отношений. Демократия, рынок  утверждались в условиях правового нигилизма и хаоса, усугубляемого этическим конфликтом. Динамичные, напористые, силовые, жесткие и жестокие методы борьбы за утверждение своего места в жизни сталкивались с внешне либеральной и демократической риторикой, порождая парадоксы сознания, сшибку психики. Государство, партии, женские организации занимались не женскими проблемами, а отдельными женщинами, объединенными в группы интересов. Как и на Западе, женское движение  на ЮК начиналось со слепого копирования патриархальных ценностей, «подстраивания» женщин под мужчин. В исследованиях того времени отражается как раз этот момент перекоса в пользу женской (силовой), а не гендерной тематики. Общество стало свидетелем становления новых женских "гетто", закрытых для гласности.        

           Большинство женских организаций,  организованных по принципу личного знакомства, преданности или землячества были близки власти или оппозиции, и в силу этого проводили "линию своей партии”, получая деньги и техническое содействие  зарубежных фондов, которые в свою очередь благоволили к государственным структурам  или к оппозиции.

     Пекинская конференция 1995г. призвала государства мира решительно повысить роль женщины в жизни общества. В Азербайджане был создан Гос. Комитет по делам женщин, принято постановление "О мерах, направленных на усиление роли азербайджанской женщины" (14.1.1998г.), предписывающее целый набор мероприятий, указ президента "О повышении роли женщины в жизни общества" (2001г.), по сути вновь вводивший систему "женских квот". Началось расслоение: с одной стороны, женские организации, выступающие рупором идеологии правящей партии, с другой – НПО, вызывающие озабоченность власти своей несанкционированной инициативой, а потому встречающие противодействие при попытках официальной регистрации. Власть и оппозиция на пути продвижения к заветной цели не забывали о старом большевистском принципе привлечения женщин к движению. Именно тогда, на пути к независимости и власти, были заложены основы и «философия» женского движения.  В те дни можно было наблюдать в различных точках города большие группы женщин, агрессивно пикетирующих государственные и партийные организации с требованиями отставки их руководителей.

     Старое, почти сказочное, а потому показное отношение азербайджанца к азербайджанке сегодня практически исчезло. Газеты пестрят многочисленными перепалками известных людей противоположного пола и политической ориентации, выражения часто оскорбительные и безжалостные.

     Нет и той женщины, которая еще десять-двадцать лет назад, проживала в Азербайджане. Можно поспорить, был ли когда-нибудь феминизм в Азербайджане, можно ли таковым назвать недолгий советский период заигрывания власти с женщинами, но то, что сегодня мы видим появление настойчивой искательницы своих прав на политической и экономической сцене азербайджанской жизни, искательницы, которая подобно своим сестрам в западных странах,  суфражисткам и феминисткам, на первых порах, ненавидя мужской шовинизм, слепо копирует поведение представителя патриархата - не требует никакого доказательства. Сегодняшняя азербайджанская женщина вполне примерила на себя мужской костюм и еще долго не собирается расставаться с этой полюбившейся ей одеждой. Другое дело кто и как тонко манипулирует при этом подобным увлечением женщин, как долго это может протянуться?

     Существует мнение, что рост женских неправительственный организаций - это результат вытеснения женщин из сферы принятия решений. Признавая верность такой позиции, следует отметить, что без финансовой поддержки западных фондов мы вряд ли могли бы стать свидетелями такого роста. Волна роста НПО на постсоветском пространстве совпала с пиком увлечения Запада гендерной проблематикой и особым отношением международных организаций к положению женщины в мире. Другая версия - во всех трех республиках ЮК набирает силу демографическая катастрофа: войны, эмиграция, высокая смертность мужчин, широкомасштабная трудовая миграция за рубеж. Гендерная ситуация в регионе крайне дестабилизирована, и женщины по неволе начинают играть не свойственные им социальные роли, быстро заполняя образующиеся ниши. Наблюдаемая в регионе  женская агрессивность, часто прощаемая (а иногда и поощряемая) противостоящими друг другу политическими оппонентами, приводит как правило к победе интересов тех, кто далек от планов "торжества гендерной симметрии".

      Ситуация в Азербайджане характеризуется еще большей ориентацией общества вокруг семейных ценностей, как и в советские времена  семья для азербайджанца - это тот последний бастион, который он готов защищать всеми возможными средствами. Вместо структур и ячеек  гражданского общества в Азербайджане все еще семья является той первой и последней ячейкой кое-как консолидизирующей общество.

     Между тем процессы, развивающиеся во всех странах ЮК, направлены преимущественно на разрушение традиционных семейных ценностей. Мужская половина общества весьма болезненно наблюдает за «сюрреалистической» трансформацией социокультурных моделей поведения, постепенно превращающей женщину в основного добытчика средств пропитания и существования. "Женщина-челнок", "продажная женщина", осваивающие заграницу - ранее запретные темы обсуждения - вдруг прорвались на страницы печати, подвергнув сильному шоку мораль общества.

      Хотя многие не проявляют интереса к женщине и продолжают закреплять патриархальные взгляды на ее роль в обществе, вытесняя женщину за рамки политики и экономики", наступивший ХХ1 век и разворачивающееся третье тысячелетие как в политике, так и в экономике будут по нарастающей требовать привлечения "женских качеств". Одновременно будет происходить ослабление потребности в "качествах мужских". Аграрный и промышленный века, мобилизовавшие некогда мужскую физическую силу, заканчиваются, начинается  "женский век" информационных технологий, требующий интуицию, внимательность, тщательность в работе. Потребность в "мужских" и "женских" качествах остается, меняется их соотношение. Верно и то, что женская толерантность и интуиция сегодня жизненно важна для мира политики, находящегося в тисках патриархальных силовых стандартов. Это, к сожалению, упорно не хотят замечать. Женская проблема, развиваемая женскими организациями, остается такой же сегрегированной, только теперь другой половиной человечества, не желающего пускать мужчин в "свой огород". Вот главная тема, которая должна раскрываться через сюжет демографических изменений последних лет. Демографическая ситуация - это не только репродукция с жестко закрепленными функциями мужчин и женщин в деторождении. Это, напротив, в значительной мере процесс перераспределения роли женщин и мужчин (в кризисных и иных ситуациях) в экономике, политике, культуре, в широком смысле слова в социальной сфере общества. Все эти процессы в Азербайджане (как и в других постсоветских республиках) стимулированы политическими процессами, приведшими к трансформации структуры общества и его системы. Следует специально подчеркнуть, что в отличие от стабильных западных стран, гендерная ситуация в Азербайджане осложнена радикальной трансформацией общества. К чему приведут эти процессы? Азербайджан стоит перед угрозой демографической катастрофы, обусловленной широким оттоком мужской молодежи из республики. Женщина не просто входит и заменяет мужчину в обществе, она берет на себя его гендерную роль, что так же опасно. Женщина - мать и отец в одном лице, педагог, учитель, воспитатель - это угроза феминизации подрастающего поколения, а, следовательно, и общества. Это демографическая бомба, которая разорвется в ближайшие 10-20 лет, если своевременно не принять адекватных мер.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное