Сегодня Азербайджан подписал практически все международные конвенции, направленные на преодоление всех форм дискриминации женщин, наделение их всеобщими правами и свободами. Эти положения нашли свое место в Конституции республики, создан Государственный Комитет по делам женщин, проводящий работу в этой области, издан указ Президента страны об усилении роли женщин в социальной и политической жизни общества, при многих министерствах и комитетах созданы гендерные
отделы, гуманитарные отделы многих органов исполнительной власти на местах возглавляются женщинами. Вместе с тем, следует отметить, что вся эта деятельность осуществляется больше в законодательной сфере - реальные механизмы реализации этих правовых инициатив еще не выработаны или же действуют не эффективно.
Какие же роли в обществе и семье ожидаются от мужчин и женщин?Это обычные семейные стереотипы, рассматриваемые как «реальные» гендерные роли полов: "женщины должны заниматьсядомашним хозяйством и воспитанием детей", "окончательное решение в семье принимает мужчина», "женщина полноценна лишь в том случае, если рядом с ней находится мужчина", "мужчина всегда сильнее и более приспособлен к жизни,
особенно общественной, чем женщина". Поэтому и сегодня, когда ситуация меняется, как правило глава семьи - муж - осуществляет единоначалие, однако обостряется конфликт из-за нарастающего расширения социальных ролей женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно сокращают совокупный семейный доход. В то же время высокая занятость женщиныстановится одним из основных факторов снижения рождаемости. Эти семейные стереотипы плавно перетекают в систему гендерных ожиданий
общества, которые также подчеркивают отличие мужчин и женщин, предписывают специальные гендерные роли полам по сферам занятости и досуга.Традиционная классификация «мужских» и «женских» видов работы претерпела большие изменения, как в советскийпериод, так и в последнее время в связи с резким изменением структуры производства в республике. Поменялось понимание «престижной» работы, сейчас это такая работа, которая предоставляет большие властные, а чаще
материальные ресурсы. Так, система образования стала непрестижной для мужчин, которых в этой сфере меньше 20%, аналогичная ситуация сложилась и в системе здравоохранения. Но при этом руководящие должности в обеих сферах заняты в большинстве своем мужчинами.
Известно, что школьные учебники страны как правило гендерно «нечувствительны», они написаны в традиционных установках патриархальной культуры, формирующих жесткие нормы поведения полов и однозначные стереотипы представлений о ролях мужчин и женщин. В лучшем случае данные учебники гендерно нейтральные. СМИ в основном продолжают эту традицию, хотя за последнее время появился целый ряд изданий, радио- и телепередач, освещающих проблемы женщин
и гендерные подходы. Но говорить о сознательной гендерной политики, тем более планомерно осуществляемой государством, пока еще рано.
И все же изменения медленно, но идут. Кроме законодательных и практических мер, о которых говорилось ранее, следует отметить заметное количественное увеличение и качественное развитие женских неправительственных организаций, особенно после Пекинской конференции (1995 г.). Деятельности этого сектора придается особо важное значение, данные организации финансируются международными организациями и фондами, представленными в республике. Такие
документы, как «Оценка гендерного развития в Азербайджане» Сьюзен Стомач, «Стратегический анализ неправительственных организаций Азербайджана» Боба Леонарда, отчеты Мирового Банка и т.д. дают основание говорить о постепенном гендерном развитии третьего сектора. НПОначинают приобретать собственное видение будущего, их деятельность формирует солидарность, участие женщин, обеспечивает институциональное развитие, лидерство, укрепляет демократию, доверие. Члены НПО научились выбирать способных
лидеров, обеспечивать прозрачность, вовлекать в работу все социальные группы,работать с местной властью и муниципалитетами. В отчёте Б. Леонарда выделены барьеры, препятствующие успешному гендерному развитию:коррупция,недовериек правительственным программам, недостаток информации о других действующих лицах, работающих в этой сфере, крайне малое участие женщин в процессе принятия решений и недостаток понимания ролиНПО
в гражданском развитии.
Вместе с тем, за некоторым известным исключением, мужчины доминируют внеправительственныхорганизацияхАзербайджана, особенно в регионах. Только в Баку женщины более активны илидируютв отстаивании своихправ. Это является хорошей возможностью, стимулирующей их участие в развитии гражданского общества, помогает сделать
их голоса услышанными, повысить участие женщин впроцессе выборов. Эту деятельность необходимо распространить на всю республику. С этой целью при поддержке Гос. Комитета по делам женщин было принято решение сформировать республиканский Общественный Совет по координации деятельности по преподаванию, исследованию и просвещению в области гендера и женской проблемы, создать в Баку и в регионах республики «Школ гендера», для распространения знаний в этой области.