В Азербайджане, как и во всех республиках бывшего СССР,развитие политического участия обычных гражданявляется едва ли не единственным путем укрепления демократии, становления гражданского общества, способного бороться за развитие правового государства. Десятилетия тоталитаризма отвратили людей от проблем управления обществом, породили полное безразличие к вопросам политического управления. В этой связиЕвропейская Хартия
местного самоуправления, принятая по инициативе Совета Европы в 1985 г., является основным документом, в котором формулируется требование доверять местным органам самоуправления как можно больше управленческих задач, в решение которых государство не должно вмешиваться.
Такое решение исходит из практики понимания основных прав и свобод человека, среди которых важное место занимает право на самоуправление. Местное самоуправление позволяет гражданам участвовать в принятии решений, касающихся их повседневной жизни, а осуществление этого права, в свою очередь, гарантирует осуществление всех остальных гражданских прав. "Подлинное народовластие надо искать не там, где власть централизована, но там, где она рассредоточена и передана на места"[1]
Нашастрана, сравнительно недавно вставшая на путь развития демократии, остро нуждается в тщательном гендерном анализе перспектив политического участия.
Острые социальные противоречия, характерные для всего посттоталитарного пространства приводят к выводу о насильственном воспроизводстве гендерной иерархии – сохранения власти и социальных ролей по половому признаку. Гендерную иерархию обуславливает идеология гендерного традиционализма, которая носит спонтанный, неосознанный характер, а потому естественным образом углубляет и без того достаточно драматичный разрыв между частной и общественной сферами жизнедеятельностиженщин. Между тем проблемы гендерной иерархии, создающие конфликтное поле в современномазербайджанскомобществеи пути их преодоления - должны быть интересны всем, кто поддерживает идеи демократии и гражданского общества.
Вместе с тем нельзя отрицать, что уже начал формироваться слой женщин, проявляющих наибольшую заинтересованность в отстаивании своих прав. Это те, кто частично адаптировался к новым условиям и нашел свое место в процессе реформ. Они хотят, чтобы их голос был услышан, и власть, принимая решения, учитывала интересы тех социальных групп, которые они представляют. Элементы новогоправосознания у такихженщин
характеризуются отношением к праву как к разновидности человеческого капитала, способного приносить его владельцу значительные дивиденды.
Соблюдение прав человека сможет стать социальной нормой не только тогда, когда будут написаны соответствующие законы и выработаны эффективные механизмы их выполнения - какгосударством и егоинститутами, так и каждым человеком. Необходимо, чтобы ценностьправ наполитическое участиеукоренилась в общественном и
индивидуальном сознании. Еслиженщины не осознают ценности своих прав, они не смогут ни получить, ни использовать, ни защитить их. Кроме того, сама ситуация правовойапатииженщин способствует произволугосударственных властей, бездействию правовых структур.
И здесь встает множество вопросов, требующих своего исследования: проявлены ли сегодня у азербайджанской женщинывнутри доминирующей традиционнойполитической пассивности росткиновой демократической модели права на политическое участие? Ищут лиженщины какие-то возможности реализовать теоретическое знание о правах человека-женщины в свой повседневный опыт?Каковы
в динамике перспективы участия женщин в политике?
Женщиныза годы советскойвласти привыкли, чтоих проблемы пусть и некачественно должнорешать государство.Но в настоящее время государство практически отказалось от такой опеки. К сожалению,женщины привыкли, что их проблемы просто мало кого волнуют.И здесь перед женщинами встает очень важный вопрос: что важнее права или льготы.Многие женщины после сорока леториентированы не на права, а на льготы - социальные гарантии особого рода, закрепленные законом и предоставляемые, например, матерям-одиночкам, инвалидам, ветеранам и т.д. В советский период материальной основой большинства таких гарантий выступалисоциальные фонды государства и предприятий.
В новых экономических условиях государство значительно сократило перечень социальных гарантий, а приватизированные предприятия в массовомпорядкевообщеотказываются от поддержкисоциальной сферы.Это означает значительное снижение уровнясоциальной защиты.
Фактическипроцесс осознанияженщинами своих прав, идущего на смену государственныхльгот, только начался. Этотпроцесс тормозитсягосударственным подходом к социально-экономическим реформам, недостаточной развитостью системы правового контроляза деятельностью властных структур и слабым участием рядовых граждан, особенноженщин,
Наверное, главная проблема - это отсутствие прочных и корректных знаний. Следует признать, что в массе у женщин еще нет понимания того, какие неограниченные перспективы заключены в развитиидемократии, гражданского общества, правового государства, вовлечении граждан в управление обществом.Отсутствие этих знаний как в массах, так и во властных структурах, является причиной необоснованно низкого интереса женщинк проблемам
политики. Такую ситуацию нужно решительно изменять.
Прошло почти 15 лет, как Азербайджан обрел независимость. В течение этого периода в республике социально-политические процессы, становление гражданского общества, формирование демократических институтов сталкивалось с серьезными проблемами, часто превращаясь в причину конфликтов неправительственных, независимых организаций со структурами власти. Менталитет людей, низкий уровень гражданского правосознания - труднопреодолимая
преграда на пути к становлению правового государства и гражданского общества.
Даже с учетом гендерного разрыва в политическом участии и представительстве, при котором женщины пока остаются новичками или аутсайдерами в политике, можно констатировать благотворное влияние женщины на политический процесс и культуру принятия решений.
Велико воздействие принимаемых ими решений на качество повседневной жизни, учет специфически женских интересов: репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин, внеэкономическое принуждение к труду.
Именно привлечение женщинв политикуявляется краеугольным камнемих вовлеченияв процесс демократизациивсех сфер жизни общества. Ведь именно на уровне общин и их органов самоуправления начинается участие населения в процессах демократизации и созидания гражданского общества, именно на этом уровне складываются первые элементы правового сознания гражданина.