Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ


Информационный Канал Subscribe.Ru

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

 

В Азербайджане, как и во всех республиках бывшего СССР,  развитие политического участия обычных граждан  является едва ли не единственным путем укрепления демократии, становления гражданского общества, способного бороться за развитие правового государства. Десятилетия тоталитаризма отвратили людей от проблем управления обществом, породили полное безразличие к вопросам политического управления. В этой связи  Европейская Хартия местного самоуправления, принятая по инициативе Совета Европы в 1985 г., является основным документом, в котором формулируется требование доверять местным органам самоуправления как можно больше управленческих задач, в решение которых государство не должно вмешиваться.

Такое решение исходит из практики понимания основных прав и свобод человека, среди которых важное место занимает право на самоуправление. Местное самоуправление позволяет гражданам участвовать в принятии решений, касающихся их повседневной жизни, а осуществление этого права, в свою очередь, гарантирует осуществление всех остальных гражданских прав. "Подлинное народовластие надо искать не там, где власть централизована, но там, где она рассредоточена и передана на места"[1]

Наша  страна, сравнительно недавно вставшая на путь развития демократии, остро нуждается в тщательном гендерном анализе перспектив политического участия.

Острые социальные противоречия, характерные для всего посттоталитарного пространства приводят к выводу о насильственном воспроизводстве гендерной иерархии – сохранения власти и социальных ролей по половому признаку. Гендерную иерархию обуславливает идеология гендерного традиционализма, которая носит спонтанный, неосознанный характер, а потому естественным образом углубляет и без того достаточно драматичный разрыв между частной и общественной сферами жизнедеятельности  женщин. Между тем проблемы гендерной иерархии, создающие конфликтное поле в современном  азербайджанском  обществе  и пути их преодоления - должны быть интересны всем, кто поддерживает идеи демократии и гражданского общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что уже начал формироваться слой женщин, проявляющих наибольшую заинтересованность в отстаивании своих прав. Это те, кто частично адаптировался к новым условиям и нашел свое место в процессе реформ. Они хотят, чтобы их голос был услышан, и власть, принимая решения, учитывала интересы тех социальных групп, которые они представляют. Элементы нового правосознания у таких  женщин характеризуются отношением к праву как к разновидности человеческого капитала, способного приносить его владельцу значительные дивиденды.

Соблюдение прав человека сможет стать социальной нормой не только тогда, когда будут написаны соответствующие законы и выработаны эффективные механизмы их выполнения - как государством и его институтами, так и каждым человеком. Необходимо, чтобы ценность  прав на  политическое участие  укоренилась в общественном и индивидуальном сознании. Если  женщины не осознают ценности своих прав, они не смогут ни получить, ни использовать, ни защитить их. Кроме того, сама ситуация правовой апатии  женщин способствует произволу государственных властей, бездействию правовых структур.

И здесь встает множество вопросов, требующих своего исследования: проявлены ли сегодня у азербайджанской женщины   внутри доминирующей традиционной  политической пассивности ростки  новой демократической модели права на политическое участие? Ищут ли  женщины какие-то возможности реализовать теоретическое знание о правах человека-женщины в свой повседневный опыт?  Каковы в динамике перспективы участия женщин в политике?

Женщины  за годы советской  власти привыкли, что  их проблемы пусть и некачественно должно  решать государство.  Но в настоящее время государство практически отказалось от такой опеки. К сожалению,  женщины привыкли, что их проблемы просто мало кого волнуют.  И здесь перед женщинами встает очень важный вопрос: что важнее права или льготы.  Многие женщины после сорока лет  ориентированы не на права, а на льготы - социальные гарантии особого рода, закрепленные законом и предоставляемые, например, матерям-одиночкам, инвалидам, ветеранам и т.д. В советский период материальной основой большинства таких гарантий выступали  социальные фонды государства и предприятий.

В новых экономических условиях государство значительно сократило перечень социальных гарантий, а приватизированные предприятия в массовом   порядке  вообще   отказываются от поддержки  социальной сферы.  Это означает значительное снижение уровня  социальной защиты.

Фактически  процесс осознания  женщинами своих прав, идущего на смену государственных  льгот, только начался. Этот  процесс тормозится  государственным подходом к социально-экономическим реформам, недостаточной развитостью системы правового контроля  за деятельностью властных структур и слабым участием рядовых граждан, особенно  женщин,

Наверное, главная проблема - это отсутствие прочных и корректных знаний. Следует признать, что в массе у женщин еще нет понимания того, какие неограниченные перспективы заключены в развитии  демократии, гражданского общества, правового государства, вовлечении граждан в управление обществом.  Отсутствие этих знаний как в массах, так и во властных структурах, является причиной необоснованно низкого интереса женщин  к проблемам политики. Такую ситуацию нужно решительно изменять.

       Прошло почти 15 лет, как Азербайджан обрел независимость. В течение этого периода в республике социально-политические процессы, становление гражданского общества, формирование демократических институтов сталкивалось с серьезными проблемами, часто превращаясь в причину конфликтов неправительственных, независимых организаций со структурами власти. Менталитет людей, низкий уровень гражданского правосознания - труднопреодолимая преграда на пути к становлению правового государства и гражданского общества.

Даже с учетом гендерного разрыва в политическом участии и представительстве, при котором женщины пока остаются новичками или аутсайдерами в политике, можно констатировать благотворное влияние женщины на политический процесс и культуру принятия решений.

 Велико воздействие принимаемых ими решений на качество повседневной жизни, учет специфически женских интересов: репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин, внеэкономическое принуждение к труду.

Именно привлечение женщин  в политику  является краеугольным камнем  их вовлечения  в процесс демократизации   всех сфер жизни общества. Ведь именно на уровне общин и их органов самоуправления начинается участие населения в процессах демократизации и созидания гражданского общества, именно на этом уровне складываются первые элементы правового сознания гражданина.



[1] Политические проблемы транзита. М.2001,с.34


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное