Три
ведущих онлайн-брокера Европы - ConSors Discount
Broker AG, Direkt Anlage Bank AG and Comdirect Bank AG - в один
голос говорят об уменьшении притока новых
клиентов в первом квартале 2001 года и
всерьез подумывают о сокращении издержек.
Direkt
Anlage Bank открыл всего 45 тыс. новых онлайн-счетов,
что вдвое меньше, чем годом ранее. Ввиду
того что прогнозы на 2001 год в целом
неблагоприятны, DAB пришлось отказаться от
планов развития бизнеса в Италии и
Швейцарии. У ConSors дела еще хуже - в январе-феврале
2001 года прибавилось лишь 27 тыс. новых
клиентов против 70 тыс. за аналогичный
период прошлого года.
Но,
пожалуй, самая катастрофичная ситуация
сложилась в Comdirect Bank AG, дочерней компании
крупнейшего европейского банка Commerzbank: по
уверениям представителей фирмы, прирост
клиентов в первые три месяца текущего "сравним"
с тем, что был зафиксирован в четвертом
квартале 2000 года, а тогда, как известно,
таковых оказалось только 12 тыс. - и это
после того как в первом полугодии того же
года клиентская база выросла на 319 тыс. "Среднесрочные
инвестиции сегодня - это, считай,
потерянные деньги, - резюмирует Михаэль
Траут (Michael Trauth), - положительные изменения
на рынке произойдут не раньше, чем это
почувствуют индексы Neuer Markt и Nasdaq".
Первый, характеризующий состояние
немецкого рынка высоких технологий,
снизился по сравнению с показателем
годичной давности на 80%, а второй, ведущий
индекс высокотехнологичных компаний США,
на 68%.
На
прошедшей на днях выставке-конференции Internet
& E-Business, аналитическая компания Gartner
превозносила совместный бизнес как "Чашу
Святого Грааля" для будущего
американских компаний. Однако некоторые
пользователи высказали мнение, что
создание прозрачных цепочек поставок
является несколько большим, чем
грандиозная техническая задача.
Аналитик из
Gartner Брюс Бонд (Bruce Bond) предсказывал, что
обмен информацией между бизнес партнерами
приведет к быстрому росту доходов
компаний, и что этот обмен позволит
улучшить процессы разработки продуктов за
счет совместных действий поставщиков и
потребителей. Однако он заметил, что еще не
существует технологических стандартов
для взаимодействия предприятий на
международном уровне. Хотя и есть
несколько незрелых способов обеспечить
"интероперабельность", поставщики
программного обеспечения еще не
предлагают готовых приложений, которые
обеспечивали бы совместную работу сразу
после простой установки. Еще Бонд бросил
камень в сторону систем управления
ресурсами (ERP, enterprise resource planning), заявив, что
они являются "монолитными", и "не
предполагают совместной работы".
Коллеги
Бонда назвали еще несколько препятствий
на пути совместной электронной коммерции.
Одна из них, это проблема защиты данных о
деятельности компаний от конкурентов.
Дело в том, что прозрачные цепочки
поставок могут привести к тому, что важная
информация может стать достоянием
конкурентов, и в этом случае полученная от
совместной работы выгода не перекроет
потерь. Еще было указано на то, что сами
поставщики технологий не проявляют
особого рвения в совместной работе между
предприятий. Другая проблема, это
отсутствие ясного выбора на рынке
программного обеспечения для совместной
работы. Может оказаться, что некоторые
предприятия потратят массу денег на
тупиковые направления.
По мнению
Бонда, ощутимая выгода от подготовки
внутренних систем предприятий к
совместной коммерции не будет оценена
пользователями по достоинству еще в
течение трех лет. Однако компании, которые
все-таки займутся этим делом, имеют шанс
получить преимущества перед конкурентами.
Несмотря на
трудности, некоторые уже добились успеха
за счет совместного бизнеса. Например, по
словам руководителя отдела
информационных технологий
аэрокосмической корпорации Lockheed Martin
Aeronautics Co. Марка Пидена (Mark Peden), система
совместной работы с компаниями BAE Systems Inc. и
Northrop Grumman Co. позволила партнерам выиграть
Консалтинговая
компания Accenture опубликовала отчет о том,
как идеи «электронного правительства»
(e-government) реализуются в 22 странах. Впереди
всех оказались Канада, Сингапур и США: они
не ограничились простой публикацией
больших объемов правительственной
информации, а попытались предоставить
гражданам ряд интерактивных услуг. К
лидерам примыкает группа стран «второго
эшелона»: Норвегия, Австралия, Финляндия,
Нидерланды и Великобритания.
Методика
исследования выглядела следующим образом.
В январе 2001 года 100 исследователей в 22
странах в течение 10 дней пытались
действовать в качестве обычных граждан
или предпринимателей, используя e-government-системы.
Затем они должны были оценить 165 отдельных
услуг, сгруппированных по таким секторам,
как сбор налогов или почта. Требовалось
выяснить, сколько услуг то или иное
государство было способно предоставить
через Интернет. Высокие баллы получили 8
указанных стран, остальные же в настоящее
время e-government почти не развивают. Новая
Зеландия, Гонконг, Франция, Испания,
Ирландия, Португалия, Германия и Бельгия
публикуют в Сети различную
правительственную информацию, но никаких
услуг не предоставляют и не
взаимодействуют через Интернет с
населением. Наконец, в последнюю группу
попали страны, где прогресс в области
e-government почти отсутствует: Япония, Бразилия,
Малайзия, Южная Африка, Италия и Мексика.
По мнению
специалистов Accenture, движение к «электронному
правительству» – задача не простая, но
необходимая и требующая внимания со
стороны чиновников самого высокого уровня
(смена американской администрации, кстати,
повлияла на снижение финального рейтинга
США по сравнению с прошлым годом). Этот
сектор развивается чрезвычайно быстро:
например, Нидерланды и Ирландия, занявшие
«призовые» места, выступили год назад
значительно хуже, а Норвегия вообще
отсутствовала в прошлогоднем списке.
Впрочем, перед составлением этих
рейтингов интересно было бы выяснить, как
каждое из государств понимает цель и смысл
своего присутствия в Сети. Оправдывать
расходование денег налогоплательщиков
возможной отдачей в будущем правомерно
только при очень точном анализе
эффективности (и вовсе не факт, что такой
анализ проводился).