> То́лпы следовали
за Иисусом, ибо они попались в сети Его сло́ва. Однако, >
«...проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев:
Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море,
ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю
вас ловцами человеков. > И они тотчас, оставив сети, последовали
за Ним» (Мф 4,18-20).
> «Я сделаю вас ловцами человеков» –
в этих словах заключен один из наиболее выразительных образов, раскрывающих
возложенную на апостолов миссию. Другой образ этой миссии – образ
пастыря. Эти образы заимствованы из двух миров, в корне отличных
друг от друга: рыболовство и пастырство. Один принадлежит морскому миру,
другой – миру суши. Для Иисуса море было «окном» в другие
страны, находящиеся по ту сторону водных границ. Суша же символизировала
для Него укорененность в родной земле и ее семейном контексте.
>
Привязывая к Себе учеников, Иисус отнюдь не желал превращать их в руководителей
какой-нибудь секты или Церкви. Он их избрал для того, чтобы они продолжали
Его служение среди людей, независимо от присущих им, людям, условий
существования. Они пойдут забрасывать словесные сети в мир, поведение
и реакции которого столь же непредсказуемы, как и таковые же
моря Галилейского. Сегодня сети пусты. А назавтра, закинутые по слову
Господа, они рвутся под тяжестью улова. Загадочность успеха или неудачи
сло́ва связана с почвой, на которую оно упало. А вот
другой образ – образ сеятеля, который сеет слово, но не ведает,
прорастет ли оно однажды и принесет ли плод.
> Итак, это Слово
не есть научная система, разработанная богословами и знатоками Священного
Писания. Это Слово – сама простота, и каждый человек способен
его понять и воспринять. Почему его принимают? Почему его отвергают?
Сие есть тайна, перед которой мы должны смириться. Есть люди, у которых
не было возможности воспринять Слово, другие же его услышали, но
не приняли, и в том нет никакой их вины. Велика тайна Сло́ва
и Царствия.
> Вернемся к образу пастуха. Пастух –
это Христос. Он созидает овчарню, дабы ходить за находящимися
в ней овцами. И когда одна из них убегает, Он идет искать
ее, зачастую далеко в горах. Он созидает овчарню не для того,
чтобы в ней заключить Своих овец. Она – их обиталище. О́вцы
входят в нее, уходят и вновь возвращаются. В овчарне они находят
мир и безопасность. К тому же и пастух пребывает здесь же.
Что касается овец, которые не принадлежат Его овчарне, Иисус поручает
их Своему Отцу. Иисус в полной мере сознает, что Его делание ограничено
и что Ему никогда не удастся привлечь всех овец в Свою овчарню.
Именно поэтому других овец Он поручает Своему Отцу.
> Внутри овчарни
жизнь крайне проста: > «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои
знают Меня. > Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь
Мою полагаю за овец. > Есть у Меня и другие овцы, которые
не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат
голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10,14-16).
>
Здесь делание Сына и делание Отца неотделимы друг от друга. То, что
не удается Сыну, совершает Отец: > «О́вцы Мои слушаются го́лоса
Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную,
и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может
похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно» (10,27-30).
>
Спасение мира есть общее делание Отца и Сына. Людьми, находящимся вне досягаемости
Сына, – занимается Отец. Конечное спасение есть делание Отца, Который
всякого человека приобщает к спасающей благодати, которую Сын заслужил
Своей смертью и Своим Воскресением. Отец всё отдал в руки Сына,
Который, в конце концов, всё вернет в руки Своего Отца.
>
Спасение мира есть общее делание Отца и Сына. Наиболее распространенная формулировка
этого состоит в утверждении, что Отец приобщает род человеческой
к заслугам, которые Его Сын приобрел через Свою жизнь и Свою смерть.
Понятие «заслуги» есть понятие юридическое. В рамках подобного богословия
Христос и человечество суть различные «единицы». Бог был оскорблен,
Его Сын от имени человечества Ему предлагает «репарацию».
>
Тем не менее, есть иной подход к тайне искупления. Пребывающий на кресте
Христос «есть» всё в целом человечество. Через смерть Христову всё в целом
человечество побеждает грех. Следовательно, когда воскресает Христос, –
с Ним воскресает всё в целом человечество.
> И тогда и речи
быть не может о «вечном осуждении». Таково богословское учение великих
сирийских богословов Несторианской Церкви.
> В Своей смерти на кресте
Христос претерпел величайшее из всех унижений, вплоть до полного разлучения
с Отцом, то есть претерпел самоё «проклятие». Вместе с Собой в опыт
этого «проклятия» Христос увлек всё человечество. И в само́м
погружении в это «проклятие» Христос победил все силы зла. Христос
на опыте пережил богооставленность – полное разлучение с Отцом,
после чего Он был «возведен» из ужасающей бездны. Вслед за апостолом
Павлом можно сказать, что через Воскресение Бог «превознес» Христа.
Со Христом всё человечество вошло в жизнь вечную. И осуществленное
в момент Воскресения отныне должно быть пережито в истории.
>
Необходимо понять: спасает именно Бог. Однако Он спасает не только тех,
кто познал Его Сына и кто принадлежит к какой-либо христианской
Церкви. Поэтому можно вообразить краткую беседу между Петром и Иисусом.
>
Петр был не крестьянин, а рыбак. Однажды вечером Иисус призвал Петра
и сказал ему: милый Петр, ты можешь прилагать любые усилия к тому, чтобы
в твою лодку вошло как можно больше людей, всё равно в озере
всегда будет больше рыбы, чем в твоей лодке. И Петр спрашивает: А другие? –
Иисус спокойно ему отвечает: этим занимается Мой Отец. –
Поэтому-то в одной из молитв Церковь побуждает нас сказать: «Боже,
Ты, раскрывший апостолу Петру Свою волю спасти всех людей, даруй нам возможность
употребить всю нашу энергию в делании осуществления сего замысла Твоей
Любви». {Prieres du Temps Present. Mardi II, office
du jour, p. 780.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Иисус
рассказал им притчу: — Вышел человек сеять зерно. И
когда сеял, часть зерен упала у дороги, где их затоптали и птицы
склевали. Другие упали на каменистую почву, проросли,
но не было влаги — и всходы засохли. Другие
упали среди колючек — разрослись колючки и их заглушили.
А другие зёрна упали в землю добрую, выросли и дали
стократный урожай. И, сказав это, Иисус воскликнул: — У кого
есть уши, пусть услышит! Ученики стали спрашивать Иисуса, что значит
эта притча. — Вам дано знать тайны Царства Бога, — ответил
Он, — а для остальных всё остается загадочным, так
что они смотрят — и не видят, слушают —
и не понимают. А притча эта значит вот что: зерно —
слово Бога. Зёрна, упавшие у дороги, это те, кто слышит слово;
но потом приходит дьявол и уносит его из сердец, для
того чтобы они, поверив, не спаслись. Зёрна, упавшие на каменистую
почву, это те, которые, услышав слово, принимают его с радостью;
но корня у них нет, и поэтому какое-то время они верят, а в
дни испытаний отступаются. Упавшие среди колючек — это те,
кто услышал слово; но жизнь идет, их душат заботы о деньгах и житейских
удовольствиях — и колос их не вызревает. А зёрна,
упавшие в добрую землю, это те, кто, услышав слово, сохраняют его
в своем добром и отзывчивом сердце и благодаря стойкости приносят
урожай.*(Лк.8:4-15/+/)
*
* *
*...всё то, в чём я раньше видел свое
приобретение, я счел – из-за Христа – потерей.
Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего, что
превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял
всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –
лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём. Я стремлюсь уже
не к тому оправданию, которое приобретается собственными усилиями, исполнением
Закона. Нет, я ищу оправдания через веру в Христа, оправдания,
которое дается Богом через веру. Я хочу одного: знать Иисуса Христа,
то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания,
уподобляясь Ему соучастием в смерти, — в надежде, не
достигну ли как-то и я воскресения мертвых. Это не значит, что я уже
этой цели достиг, достиг совершенства. Я только рвусь вперед —
завладеть призом, потому что Христос Иисус уже завладел мной. Братья,
я не считаю, что уже победил. Одно скажу: забывая о том, что остается
позади, и весь устремляясь к тому, что впереди, я стрелой
лечу к цели — за призом. А приз этот — новая жизнь,
к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса. Значит, те из нас,
кто достиг духовной зрелости, должны мыслить и чувствовать так!
А если вы в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это.
В любом случае, давайте продвигаться вперед, следуя тому, чего
мы уже достигли. * (Флп.3:7-16/&/)
*********************************************
/+/
воскресное евангельское чтение. /&/
включает стихи из апостольского чтения пятницы.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.