> Наиболее часто встречающееся
и одновременно самое главное возражение против традиционного исповедания
веры в Иисуса как Сына Божия гласит: здесь налицо остатки непросвещенного
мифологического мышления. Для мифологического мышления и восприятия
было легче, чем для нас сегодня, сделать шаг от человеческого к Божественному.
Божественное было как бы глубинным измерением действительности, которое наделяло
всякую вещь божественным сиянием. Всюду, во всякой встрече, в каждом
событии можно было внезапно столкнуться с епифанией (богоявлением). В те времена
любой гений, превосходящий обычные человеческие масштабы (например, правитель,
философ), почитался как бог или сын божий. Подобное смешение божественного
и человеческого было глубоко чуждо суровому библейскому монотеизму. Однако
нельзя отрицать, что именно такие мифологические представления проникали в усредненное
народное христианство. Человеческая сущность Иисуса здесь — это не более,
чем маска, декорация, за которой говорит и действует Бог. Подобное
мифологическое учение отвергает традиционное церковное представление о том,
что Иисус был всецело истинным человеком с человеческой душой и человеческой
волей. В результате наносится ущерб не только человеческой стороне бытия,
но также той непостижимой тайне, в которой пребывает Бог. И тогда
в сознании верующего вочеловечение Бога предстает как вхождение Бога
в пространство и время. Карл Ясперс расценивал это как попытку
превратить Бога в нечто вещественное, осязаемое, наличное.
> Не вызывает
сомнений законность, оправданность программы демифологизации, ставящей себе целью
преодоление подобных мифологических заблуждений. И это справедливо до тех
пор, пока такая демифологизация не упраздняет веру, а объективно
истолковывает ее. Однако конкретная реализация этой программы чаще всего
далеко выходит за пределы разумного. Правда, Рудольф Бультман, который впервые
в нашем <(XX-м)> столетии выдвинул программу демифологизации, желал
сохранить представление об эсхатологическом спасающем <деянии> Бога
в Иисусе Христе. И всё же он полагает, что исповедальное речение
"Иисус — Сын Божий" свидетельствует не о Божественной
природе Иисуса, но о его значимости в <деянии> веры. Возвещение
о совершенном во Иисусе Христе Божьем спасении есть знамение и следствие
принятого решения, которые делают возможным новое самопонимание в вере: жизнь,
в основе которой утверждается не наличное, имеющееся в распоряжении,
а будущее и любовь. Некоторые богословы усматривают мифологический привкус
и в рассуждениях самого Бультмана. Для них Иисус — это символ,
некий код, образец истинного человеческого бытия, которое понимается не как достижение,
а как дар (Ф.Бюри, Ш.Огден, К.Ясперс, Д.Зелле, П. ван Бурен).
При этом христология становится переменной величиной антропологии (Г.Браун).
>
Такая демифологизирующая христология проникла и в западное церковное
богословие. Например, Г.Гальбфас полагает, что "...человек обретает себя в несущем
его Боге, и это обретение в наибольшей степени сосредоточивается —
в нашем историческом пространстве — в Иисусе из Назарета".
Однако мы не вправе толковать Откровение Бога в Иисусе "как нечто категориально
иное по сравнению с внебиблейскими откровениями". Согласно К.Г.Олику,
исповедание веры в то, "...что в Иисусе Божественное Откровение стало
реальностью", покоится на неком постоянно утверждаемом опыте, ибо Иисус
раскрывает человеческую суть, безграничные пределы становления человека, короче,
всё то, о чём мы даже помыслить не можем". Еще радикальнее
следующий тезис И.Нольте: личность Иисуса есть "действительное дело (факт), чувственный
образ (символ), истинный знак (отличительный признак) свободы, определяемой любовью, —
свободы, весь смысл которой раскрывается в Нём"; как таковая, она, эта личность,
есть междувременной, педагогически-символический узловой пункт непреходящей исторической
ценности.
> Таким образом в исповедании Богосыновства как будто бы
устраняется последний мифологический остаток. Но это только видимость. В действительности же
Иисус обращается в миф вечного человека. Радикальная демифологизация
переходит в свою противоположность. Поэтому возникает вопрос: не содержится ли
в библейской и церковной христологии двуединства Бога и человека
некий узаконенный идеологе- и мифолого-критический мотив, упразднение которого
привело бы к большим потерям? Вместе с тем такая радикальная демифологизация
не может сохранить ни уникальности, ни универсальности значения
Иисуса и, следовательно, сходит с фундамента библейского свидетельства.
>
Подобный выбор (Optation) должен показаться крайне иррациональным тому, кто неукоснительно
следует за Иисусом, созерцая в нём окончательный образ человеческого
бытия. Но можем ли мы, сохраняя интеллектуальную честность и не теряя
связи с современностью, сделать своим достоянием библейские и традиционные
высказывания, не выхолащивая их, но, напротив, используя их в истинном
значении? К этому вопросу и обращается христология Карла Ранера.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Я
и впредь буду радоваться. Ведь я знаю, что всё это, по вашим
молитвам и благодаря Духу Иисуса Христа, который для меня поддержка и
опора, обратится мне во спасение, и, как я стремлюсь всей душой и надеюсь, мне
не доведется краснеть от стыда. Напротив, я буду и дальше проповедовать
так смело и открыто, что благодаря мне еще больше воссияет величие Христа
– жизнью моей, или смертью! Ведь для меня жизнь – Христос. Значит,
смерть мне в прибыль. Но остаться жить означало бы плодотворно трудиться... Что
выберу, не знаю. Разрываюсь между двумя желаниями. Хочу уйти
из этого мира и быть с Христом. Это лучше – и намного! Но остаться жить
нужнее, ради вас. А так как я в этом убежден, то знаю твердо, что останусь. Я
еще побуду со всеми вами и помогу вам продвинуться в вере и в той радости,
которую она дает. ... Только живите достойно Вести
Христовой!* (Флп.1:19b-25,27a/*/)
*********************************************
/*/
содержит апост. чтение четверга.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.