> К простым душам Иисус
обращался притчами. Банальные значения притч для большинства становились
их предельным смыслом. Этот прием уловили ученики и спросили Его наедине:
для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того,
что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо
кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами,
что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
исбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите –
и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф.13:10-14).
Основой данного объяснения выступает им не дано.Грезы о том,
что всем людям равно доступно духовное обновление и всякая душа –
христианка, как видим, совсем несвойственны Богу.
>
В притче кроется более глубокий смысл, нежели в само́м повествовании.
Слушателю предлагается самому добраться до смысловой глубины через отвержение
притчи и принятие ее на другом уровне (похоже на коаны в дзен-буддизме).
Если мы сами не поняли притчу, значит, неспособны на большее и должны
довольствоваться ее моралистикой, афористичностью и т.п.; готовый же
«правильный ответ» из духовного «решебника» не даст нам ничего.
Тот, кто проговорит для нас глубинный смысл, попросту отнимет возможность
открыть этот смысл самостоятельно.
> Для простых
душ текст притчи и его толкование всё равно останутся явлениями
одного порядка. Но неудовлетворенность притчами есть верный признак ученика
Христова. Апостолы часто оставались в недоумении от странных Христовых
притч, понимая, что их содержание скрывает нечто большее. Однако, прося Учителя
напрямую подать им «правильный ответ», они допускали методологическую ошибку,
закрывая для себя эвристическое {Эвристический – "Имеющий
отношение к поиску или открытию (греческий глагол heurisken –
«находить» – происходит от существительного heuris –
«чутье»). Например, эвристической называют гипотезу, претендующую не столько
на решение проблемы, сколько на ее иную, более удачную постановку:
она не предлагает решения, но помогает в его поиске".
(Философский словарь Спонвиля.) – Пр.р.р.р.)}
пространство притчи. Если бы ее можно было истолковать так же просто,
как произнести, при́точность не имела бы смысла. Таким образом,
даже услышав «правильное значение», слушатели оказывались в исходном
положении: толкование притчи есть еще одна амбивалентная притча, допускающая
несколько толкований. Например, растолкованная притча о сеятеле может означать
равенство всех людей перед лицом Бога, так как ни одна из «почв»
не виновата в том, что она камениста, утрамбована и т.д. Столь же
законно и обратное толкование: люди повинны в своих страстях, мешающих
им принять проповедь как следует. Наверняка у вас есть и третье
толкование. Это значит, что объяснение Иисуса не может ничего объяснить
там, где предполагается собственная интерпретация текста сообразно индивидуальным
запросам.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*В
один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им: —
Давайте переправимся на другой берег. Они отплыли. И когда они
плыли, Иисус уснул. Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать, и
они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его: —
Наставник, Наставник, погибаем! Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие
волны. Они утихли, и наступило полное безветрие. — Где ваша
вера? — сказал ученикам Иисус. Ученики, испуганные и изумленные, говорили
друг другу: — Кто же Он, если даже ветру и воде приказывает и они Ему
подчиняются?*
(Лк.8:22-25/*/)
*********************************************
/*/
еванг. чтение среды.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.