> <...> поразительно, что Иисус ни разу
не называет себя учителем открыто и принимает эту роль лишь неявным
образом. Исключением, быть может, является Мк 14:14. Объясняя ученикам, как
найти комнату для пасхальной трапезы, Иисус приказывает им сослаться на него:
«Учитель говорит…» Помимо этого, мы встречаем у него лишь общие утверждения
об учителе, связанные в том числе и с ним самим, скажем: «Ученик
не выше учителя…» (Мф 10:24–25), или: «А вы не называйтесь
учителями, ибо один у вас учитель – Христос, вы же все
братья» (Мф 23:8). Иисус говорит о себе как об учителе лишь
косвенно, в третьем лице. Это не прямое самоназвание, но подразумеваемое
самоопределение. Примерно так же в проповеди об успокоении труждающиеся
и обремененные могут учиться у Иисуса (Мф 11:28–30). Как учитель
мудрости появляется он и в пассаже о царице Юга, пришедшей к Соломону.
А здесь <тот, кто> «больше Соломона» (Мф 12:42). Но и здесь
нет сло́ва «учитель» как самоназвания. Роль учителя подразумевается;
и всё же нет сомнений, что Иисус принимал эту роль, предлагаемую
ему другими.
> Иисус в роли
пророка
> Нечто похожее происходит и с ролью
пророка. Название «пророк» используется другими и выражает их ожидания.
Люди видят в Иисусе пророка (Мк 6:15; 8:28). Увидев чудо, они восклицают:
«Великий пророк восстал между нами!» (Лк 7:16). Народ в Иерусалиме (Мф 21:11)
и ученики на дороге в Эммаус (Лк 24:19) говорят о нём
как о пророке[].
Эту роль Иисус также косвенно принимает. Само слово «пророк» мы слышим
от него, например, в речении о том, что нет пророка в своем
отечестве (см. Мк 6:4). Однако о роли пророка Иисус всегда говорит
«в общем», не применяя это слово к себе.
> Роли учителя и пророка частично совмещены,
однако относятся к различным областям жизни Иисуса. Как учитель, он неотразим
и успешен; как пророка его отвергают. Это совпадает с традицией,
согласно которой пророки обычно погибают насильственной смертью. Тот же мотив
звучит в притче о злых виноградарях (Мк 12:1–9), в утверждении,
что не может пророк погибнуть вне Иерусалима (Лк 13:33), и в речении
о том, что Премудрость Божья посылала пророков и глашатаев, но все они
были убиты (Лк 11:49; 13:34). И снова становится очевидным ролевой конфликт,
возникший на родине Иисуса. Иисус связывает неприятие себя там со своей
ролью пророка, замечая, что пророка презирают в отечестве его (Мк 6:4).
Харизма Иисуса – как учи́теля – превосходит даже
мудрость и славу Соломона, привлекшие к тому царицу Юга. Как пророк
Иисус и признан, и заклеймен позором. Но пророк и должен ожидать
отвержения – или, как Иона, неудачи в своей миссии.
> И снова Иисус говорит об этом
в общих словах и в третьем лице, явно имея в виду и себя,
но не указывая на это открыто. Мы не слышим, чтобы Иисус называл
себя пророком; возможно, он даже не хочет определять себя так. Для роли
пророка несомненно также характерна непредвиденность статуса. Пророк не может
сам решить, быть ли ему пророком. В пророческом речении Иисуса
слышится понимание этой непредвиденности: «Огонь пришел Я низвести на землю,
и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься;
и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12:49–50)
Здесь мы видим сопоставление активности – задачи «возжечь огонь»,
и пассивного принятия «крещения» (βαπτισθῆναι).
Решающий шаг – что бы он собой ни представлял –
Иисус не может сделать сам; он должен принять его, как принимают
крещение[].
> Вот что мы выяснили: хотя очевидно,
что Иисус сознает себя учителем и пророком – прямо он об этом
не говорит. Иисус принимает обе эти роли, сочетая их в речениях об Ионе,
призывавшем Ниневию к покаянию, и о Соломоне, мудростью которого
восхитилась царица Юга (Мф 12:41–42, Лк 11:31–32). Однако Иисус –
больше Ионы и больше Соломона. Он превосходит и пророка, и учи́теля
премудрости[].
В обеих ролях он проявляет харизму, принимая традиционные ролевые ожидания
и превосходя их. В обеих ролях Иисус присоединяется к группе (учителей
и пророков). Это ведет нас к важному выводу: если Иисус «принял» эти роли,
отождествил себя с ними, значит, согласно теории ролевых моделей в психологии
религии, он в свете этих ролей «принял» и соответствующую роль
Бога – того, кто послал его в качестве учи́теля и пророка.
Такое принятие ролей, согласно теории, есть необходимое предварительное условие
религиозного опыта[].
Стать пророком означает ощутить призвание. Если в преданиях об Иисусе
есть следы этого, мы должны отнестись к ним серьезно[].
Быть пророком – значит сознавать, что ты послан (QЛк 13:34
и пар.; 11:49 и пар.) Быть пророком – значит быть отвергнутым
другими людьми. Эти утверждения дают нам и след исторического Иисуса
(QЛк 7:31–35 и пар.) Однако, как харизматик, Иисус «взламывает»
ролевые ожидания, связанные с ним. Он – больше учителя, больше
пророка. Быть может, лучше характеризуют его уникальные роли Мессии и Сына
Человеческого?
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Благодарение Богу, Он дал нам победу
через Господа нашего Иисуса Христа. Так вот, братья мои любимые, будьте
стойкими, будьте неколебимыми. Отдавайте себя без остатка работе для
Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.
Теперь о сборе денег для народа Божьего. /.../
Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома кто
сколько может, в зависимости от заработанного, чтобы не надо было заниматься
сборами тогда, когда я приду.* (1Кор.15:57-16:2/**/)
*
* *
*И если всё-таки надо
чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чём видна моя слабость. Бог
и Отец Господа Иисуса — да будет Он благословен вовеки! —
знает, что я не лгу. В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все
ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине
через отверстие в стене, и я от него спасся. Приходится хвалиться,
хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны
Господом. Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет
тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. Да, я знаю
такого человека. Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые
человеку нельзя разглашать. Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться
не буду, разве только своими слабостями. Ведь даже если я
захочу похвалиться, то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше, чем кажусь
ему, когда он видит меня или слышит. Мне ведь были такие откровения!
И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело —
ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился. Трижды взывал
я к Господу, моля избавить от него. Но Он сказал мне: "Тебе
достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала
во мне сила Христа. И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь, когда
я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:30-12:10/+/)
*********************************************
/*/
из апост. чтения пятницы. /**/
содержит часть апостольского чтения субботы. /+/
содержит рядовое апост. чтение воскресенья.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.