Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
24-Oct-2022 19:15
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Общеизвестно, что в процессе создания догматического вероучения
христианские богословы были вынуждены пользоваться понятиями и представлениями
греческой философии. Другого языка в то время не было. Например,
один из основных терминов христианского богословия ὁμοούσιος
(единосущный) предполагает определенное представление о бытии, выражаемое
греческим словом (сущность). Однако использование греческих понятий в христианском
вероучении сталкивалось с большими трудностями. Понятий греческой философии
было явно недостаточно, чтобы выразить сложные отношения между лицами Божественной
Троицы, а также между божественным и человеческим во Христе.
Кроме того, не было однозначной трактовки этих понятий, в разных философских
и богословских школах в них вкладывали разный смысл. Поэтому параллельно
с разработкой основ христианского богословия шла работа по уточнению
и развитию богословского языка.
> Чтобы понять древних
авторов, есть только один способ – перевести их мысли на современный
язык. Поэтому мы начнем с описания основных понятий христианского богословия
в их современной интерпретации. Это понятия ипостась / лицо
и природа / сущность.
> Понятия ипостась / лицо
означают конкретное индивидуальное бытие. Применительно к человеку они означают
то же, что индивидуум (об их применении в тринитологии
и в христологии речь пойдет ниже). У этого вида бытия есть два аспекта,
или две отличительные особенности.
> Первый аспект –
обособленность, индивидуальность.
> В этом аспекте паре
понятий ипостась / лицо противостоит пара понятий природа / сущность.
Последняя означает то общее, что присуще всем индивидуумам одного
вида (в нашем примере – всем людям). Соотношение индивидуального
и общего может описываться на языке свойств: у каждого индивидуума
(ипостаси, лица) есть сущностные, неизменные свойства, характеризующие человека
как такового (человеческую природу, сущность), и изменчивые, случайные
свойства (акциденции), отличающие его от других индивидуумов. Поскольку слово
«случайные» не всегда уместно, мы далее будем называть вторую группу
свойств ипостасными свойствами.
> Второй аспект понятия ипостась
/ лицо – неделимость («индивидуум» в переводе с латинского
означает «неделимый»). В современном представлении неделимость понимается
как наличие у всякого живого существа некоего объединяющего центра (слово
«центр» – метафора неделимости, оно ассоциируется с геометрической
точкой). Этот центр воспринимает все идущие как изнутри, так и извне
физические и психические стимулы и реагирует на них. Благодаря
этому живое существо ведет себя как единое целое. У человека реакция объединяющего
центра определяется не механически, не равнодействующей всех стимулов:
его центр взвешивает и решает.
> Понятие объединяющий
центр в традиционном богословии не фигурирует. В современное
богословие его ввел, по-видимому, Пауль Тиллих для описания одной из онтологических
характеристик жизни, которую он назвал самоинтеграцией. Однако это понятие
оказывается полезным для сравнения разных интерпретаций понятий ипостась
/ лицо в христологических спорах: образно говоря, оно служит для этих интерпретаций
своего рода «общим знаменателем».
> В ходе богословских
споров на первый план зачастую выдвигался то один, то другой аспект
конкретного индивидуального бытия, и понятия ипостась / лицо часто
понимались то в одном, то в другом смысле.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Будьте
всегда и во всём согласны, равно люби́те
друг друга всей душой, одинаково и чувствуйте, и мыслите! Ничего
не делайте из своекорыстия и тщеславия. Пусть каждый смиренно считает
другого выше себя! Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а
о благе других! Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас,
как у Христа Иисуса:
Он, по природе Бог,
не держался за равенство с Богом,
но добровольно лишился всего,
приняв природу раба
и человеком родившись. Он
был во всём человеку подобен,
но еще больше себя умалил
и так был послушен,
что принял и самую смерть —
смерть на кресте. За это
Бог вознес Его над всеми
и Имя даровал превыше всех имен,
чтобы пред именем Иисуса
всякое колено преклонилось —
на небе, на земле и в преисподней —
и всяк язык провозгласил,
что Иисус Христос — Господь,
во славу Бога Отца. Вот так и вы, мои любимые, должны быть послушны!
... Со страхом и трепетом созидайте свое спасение, потому
что это действует в вас, направляя и вашу волю, и поступки
для Своих благих целей, сам Бог. Делайте всё без брюзжания и пререканий.
Вот тогда вы станете непорочными и чистыми, детьми Бога без
порока и изъяна "среди рода бесчестного и развращенного".
Так сияйте среди них, словно звёзды во вселенной. Так несите
Весть о Жизни! И тогда, в День Христа, я похвалюсь вами:
не напрасно пробежал я свой забег, не напрасно изнурил себя трудами!*
(Флп.2:2-16/*/)
*********************************************
/*/
содержит часть апост. чтения понедельника.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.