>
Прежде чем обратиться к вопросу об историчности данного эпизода, уместно
рассмотреть, как он представлен в каждом из четырех Евангелий.
>
2.1. Евангелие от Марка. Как недавно подтвердил Дж.Д.Кингсбери, читателю
Мк очевидно, что Иисус входит в Иерусалим как <победитель
помазанник Божий> (Мессия), готовый предъявить притязание на роль давидического
{Плохопереводимое слово (davidic). Здесь имеется в виду:
по образу правления царя Давида, согласно обетованию, которое Бог дал Давиду;
"мессианское". Прим. ред. рассылки.}
царя над Израилем. В марковском повествовании об «Иисусе, Мессии, Сыне Божьем» (Мк
1:1 ...) Иисус получает свое божественное помазание
во время омовения у Иоанна Крестителя (),
когда раскрываются небеса и на Иисуса спускается, как голубь, Дух
(Мк 1:10; ср. Ис 61:1; 64:1 ...). В том,
что говорит голос с небес («Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором
Мое благоволение», Мк 1:11), слышны аллюзии на различные тексты
ВЗ. Это, в частности, аллюзия на 2-й Псалом,
где Бог возвещает «царю над Сионом»: «Ты Сын Мой; Я ныне
родил Тебя» (Пс 2:2,6-7). Возможно, есть аллюзия и на Быт 22,
где Бог говорит о «сыне единственном» и любимом (Быт 22:2).
В Ис 42:1 Служитель Господень назван Его «избранником, к которому
благоволит душа» Его ().
> После
омовения у Иоанна Иисус неоднократно обнаруживает связанную с Его мессианством
власть. Он борется с сатаной в пустыне и выходит из этой
схватки победителем (Мк 1:12-13; ср. Ис 11:1-9 ...),
связав «сильного» (Мк 3:27 ...). Придя в Галилею,
Он проповедует, призывает учеников, учит, исцеляет ()
и изгоняет бесов. Все эти дела свидетельствуют о данной Ему власти
(Мк 1:22,27; 2:10; 3:15; 6:7; ср. Мк 11:27-33; Ис 61:1-3).
Хотя люди, встречающиеся с Иисусом, далеко не сразу понимают, кто Он, —
мотив тайны также не облегчает понимание — откровения свыше (Мк 1:24-25,34;
3:11-12; 5:7) подтверждают, что Иисус — <помазанник>, Сын Божий,
борющийся за свое положение правителя в Божьем Царстве ().
Поэтому исповедание Петра («Ты — Мессия», Мк 8:29) в ответ
на вопрос Иисуса о том, кем Его считают, — правильное,
хоть и не исчерпывает значение Иисуса. Правильность его подтверждается
откровением при Преображении (Мк 9:2-8). В конце пути в Иерусалим
(Мк 8:27-10:52) — во время этого пути Иисус объясняет, какова
цена ученичества и что Сын Человеческий должен пострадать (Мк 8:31;
9:31; 10:33-34, 45), — Иисус исцеляет слепого Вартимея, который просит
Его: «Сын Давидов, помилуй меня!» (Мк 10:47-48;
ср. ПсСол 17:21). Этот эпизод также подчеркивает мессианство Иисуса.
>
Т.о., Иисус входит в Иерусалим как тот, кто предъявляет права на трон
Давидов, причем в марковском описании этого входа есть ряд аллюзий на образы
царского триумфа (Мк 11:1-11). В начале этой сцены Иисус находится у Елеонской
горы (Мк 11:1), ме́ста эсхатологического прихода Господа (Зах 14:4;
ср. Иос. Флав. Война 2.13.5 §262; Древности 20.8.6 §169 ...).
Затем Иисус проявляет царскую власть, требуя себе для передвижения животное
словами: «Он надобен Господу» {Греческую фразу в этом месте
можно понять и как «он надобен Господу», и как «он надобен
хозяину» (т.е. хозяину животного). Прим. ред. <рус. пер.>}
(Мк 11:1-3; ср. 1Цар 8:10-11,17).
> Согласно Мк, этим животным
был «осленок» (Мк 11:2,4-5,7). В LXX {Римским числом
70 традиционно обозначают 1-й перевод евр. Библии на греч. язык
Септуагинту, выполненный, по преданию, 70-ью переводчиками.
Прим. ред. рассылки.} этим же словом обозначается молодой
осёл, на котором вступает в Иерусалим царь из Зах 9:9 (ср. Берешит
Рабба 75 [48с]; 98 [62а]; В.Т. Санхедрин
98а, 99а; В.Т. Берахот 566; ср. 3Цар 1:35), и осёл Грядущего
из пророчества о судьбе колена Иуды в Быт 49:10-11 (где осёл
«привязан» к виноградной лозе; ср. 4QPB; Иуст. An 32.6).
Иисус берет осленка, на которого еще никто не садился (Мк 11:2).
Это означает отделение животного для сакральных нужд (М. Санхедрин 2:5;
ср. 1Цар 6:7; или, возможно, аллюзия на Зах 9:9 LXX).
>
Иисус садится на осленка и начинает вход в Иерусалим. Многие из сопровождавших
Его воздают Ему <почести> словами и делами. Например, некоторые
стелят на дороге свою одежду, что напоминает почет, оказанный царю Иную
(Мк 11:8; ср. 4Цар 9:13; Иос. Флав. Древности 9.6.2 §111;
ср. Ялкут Шемот 2:15 [1.168]; Деяния Пилата 2). Стелят перед Ним и срезанные
в поле ветви (ср. Таргум Есф 8:15; этот термин — hapax
legomenon {слово, встретившееся в некотором корпусе текстов
только один раз Прим. ред. рассылки.}
и может обозначать тюфячки как подстилку при крутом спуске [РОху
3.520.10] или праздничный «лулав» праздника Кущей [М. Сукка 3:8-9,11-15;
4:1-2,4], использовавшийся также на Хануку [1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7] ...).
>
По мере того как процессия (Мк 11:9а; ср. Иос. Флав. Война
1.33.9 §673; Древности 7.1.6 §40) продвигается вперед, люди восклицают:
«Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее
царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мк 11:96-10). Словами
из Халлеля («Благословен грядущий во имя Господне!»), примененными
здесь к Иисусу, приветствовались входящие в город паломники (Пс 117:25-26;
ср. Мидраш Пс 118 §22; М. Сукка 3:9; 4:1, 5, 8; В.Т. Сукка 276; В.Т. Песахим
119а; Таргум Пс 118:22-29). Это также приветствие эсхатологическому избавителю,
как видно из одного речения в Q (Мф 23:39 / Лк 13:35).
Во второй половине приветствия в центре внимания — мессианство
Иисуса. Он приветствуется как тот, кто установит давидическое правление
над Израилем, хотя фразе «царство отца нашего Давида» нет прямых иудейских
параллелей (ср. Деян 4:25; 14-е благословение «Шмонэ Эсрэ»).
>
Однако в повествовании Марка вход Иисуса в Иерусалим не исполняет
иудейских националистических надежд на уничтожение нечестивых правителей
и очищение Иерусалима от язычников (ср. ПсСол 17:21-46). Иисус
возвещает суд на Израиль, не приносящий плода (Мк 11:12-14,20-21;
ср. Ос 9:10-17), превративший Божий «дом молитвы для всех
народов» в «вертеп разбойников» (Мк 11:15-19; ср. Ис 56:7;
Иер 7:11 ...). Согласно дальнейшему рассказу
Марка, Иисус говорит о себе как о Владыке (Мк 14:61-62; 15:2).
Это владычество Иисуса как «Сына Божьего» есть владычество вселенское (Мк 15:39;
ср. Мк 12:6,35-37).
> 2.2. Евангелие от Матфея.
Матфей, рассказывая о входе Иисуса в Иерусалим, следует Марку, подчеркивая
тему вхождения в город давидического царя и влияние на город этого
события. Марковская аллюзия на Зах 9:9 в упоминании об «осленке»
делается у Матфея эксплицитной через редакторский комментарий, вводящий эту цитату
(она спарена с цитатой из Ис 62:11) формулой исполнения (Мф 21:4-5).
Пророчество сообщает читателю, что «царь» «Сиона» явился в город, чтобы предъявить
на него права (ср. Мф 5:35). Более того, в повествовании Матфея
участники события выказывают большее знание о том, что <Иисус
потомок Давида>, чем в повествовании Марка. Они восклицают: «Осанна
сыну Давидову!» (Мф 21:9; ср. Мк 11:10). Весь город приходит
в волнение. «Огромная толпа» стелит перед Иисусом одежду и срезанные
с деревьев ветви, выкрикивая приветствия. Это событие потрясает город как землетрясение (Мф 21:8-10).
> Однако тема триумфа в матфеевской версии этой истории
несколько приглушена. Цитируя Зах 9:9, Матфей опускает слова «он —
праведный и спасенный [ср. LXX: спасающий]», {В синодальном
переводе — «праведный и спасающий» (Зах 9:9). В <масоретском
тексте> стои́т пассивное причастие nos', т.е. грядущий царь видится спасенным
Богом. Синодальный перевод в данном случае соответствует LXX, где мы находим
противоположное значение: sozon («спасающий»). — Прим. ред. <рус. пер.>}
из-за чего акцент падает на фразу «кроткий, сидя на ослице
и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5).
>
Похоже, для Матфея важно, что Иисус сидит не на животном,
предназначенном для завоевания, а именно на осле (ср. ПсСол 17:33).
В возможной аллюзии на предстоящие страдания Иисуса (ср. Мф 23:37-39)
Матфей отмечает, что входящего в город Иисуса считают не только «сыном
Давидовым», но и «пророком» (Мф 21:11 ...).
>
Этот акцент на кротком прибытии давидического царя усиливается контекстом,
в котором «сын Давидов» совершает дела милосердия. Для Матфея «сын Давидов» —
тот, кто исцеляет (Мф 9:27-34; 12:22-30; 15:21-28; 20:29-34), кто по приходе
в Иерусалим не столько судит, сколько очищает Храм, чтобы отверженные,
слепые и хромые (ср. 4Цар 5:8 LXX; M.Хагига 1:1; lQSa 2:3-10;
11QT 45:12-14) приветствовались и исцелялись от своих немощей (Мф 21:12-17 ...).
Т.о., матфеевский «сын Давидов» — «слуга» (Мф 12:15-21; ср.
Ис 42:1-4 ...) и «тот, который должен придти»
(Мф 11:2-6; ср. Ис 29:18-19; 35:5-6; 61:1), исполняющий Божью волю:
«Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6; ср. Мф 9:10-13; 12:5-7;
ср. Авот рабби Натана 4). Контраст с фарисейским «сыном Давидовым», который
проявляет силу, чтобы уничтожать и сокрушать, очевиден (ср. ПсСол 17:21-46).
>
В матфеевской версии рассказа о входе Иисуса в Иерусалим есть любопытная
особенность, давно занимавшая комментаторов. Создается впечатление, что Иисус
восседает сразу на двух животных (Мф 21:2-3,5,7). Как это понять?
По мнению ряда ученых, Матфей не понял параллелизм в Зах 9:9,
решив, что там идет речь о двух животных. Однако явное знание евангелистом
иврита заставляет усомниться в данном предположении. Некоторые исследователи
усматривали здесь проявление важности для евангелиста наличия двух свидетелей
(ср. Мф 8:28; 9:27; 18:16,19; 20:30; 21:1; 26:60). Однако и эта гипотеза
представляется не вполне убедительной. Поскольку Матфей приспосабливает ветхозаветные
цитаты к повествованию, а не наоборот (),
более правдоподобно другое предположение. Он располагал независимым преданием
о двух животных, осленке и его матери (ср. Ин 12:14;
Быт 49:11; В.Т. Бава Батра 5:3). Это может также объяснить, почему он пропускает
упоминание Марка о том, что на осленка еще никто не садился (Мк 11:2).
Как же понять слова Матфея, что Иисус «сел поверх их» (Мф 21:7)?
Возможны несколько вариантов.
> 1) Слово «их» относится
к одеждам. Т.е. Иисус сидит на одеждах, возложенных на одного животного
(Ориген).
> 2) Это место текста может быть испорчено. Отметим,
что в некоторых манускриптах стои́т: «на него».
>
3) Имеется в виду восточный трон, ставившийся на двух животных
(Климент Александрийский). (Это предположение менее вероятно.)
>
2.3. Евангелие от Луки. Подобно Матфею, Лука в своем рассказе
следует за Марком, подчеркивая, что Иисус — царь и входит
в Иерусалим как царь.
> Иисус приходит в Иерусалим
после длительного путешествия, рассказ о котором занимает значительную часть
третьего Евангелия (Лк 9:51-18:34) и начинается словами: «Он восхотел
идти в Иерусалим». Этот путь — то, что Он должен сделать как «Грядущий».
(На это обращается внимание в Лк 13:31-35 — отрывке,
представляющем собой центр хиазма, каковым является рассказ о пути в Иерусалим.)
В город Иисус приходит через Иерихон. Там, как и у Марка,
Он встречает слепого, приветствующего Его как «сына Давидова» (Лк 18:35-43).
Однако до рассказа о входе в Иерусалим Лука вставляет две перикопы,
чтобы усилить тему Иисуса как давидического «Спасителя, который есть Мессия,
Господь» (Лк 2:11). Первая из них — рассказ о спасении
Закхея, потерянного сына Авраама (Лк 19:1-10; ср. Иез 34:16). Вторая —
аллегорическая притча о вельможе, который отправился в дальнюю страну
получить себе царство и возвратился судить нечестивых граждан своей страны,
отказывавшихся признавать его царское достоинство (Лк 19:11-28; ср. Деян
1:11; 3:20-21; 17:31).
> После этого Иисус направляется к горе
Елеонской. На важность этого места указывает двукратное его упоминание
(Лк 19:29,37; ср. Зах 14:4). Оттуда Он начинает царский «спуск»
на осленке к городу и Храму. Когда Иисус подъезжает на осленке
к спуску с горы, толпа учеников открыто приветствует Его, громко восхваляя
Бога за все виденные ими чудеса (Лк 19:37). В приветствии,
как оно приводится у Луки, царское достоинство Иисуса признаётся открыто,
так как ученики видоизменяют приветствие Пс 117:26, восклицая: «Благословен
царь, грядущий во имя Господне!» (Лк 19:38; ср. Ин 12:13). Вместо
марковской мольбы о помощи («Осанна!», т.е. «Спасай нас!») мы видим
такие слова: «Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк 19:38;
ср. Лк 2:14). Ликования нельзя сдерживать, ибо «если они умолкнут,
то камни возопиют» (Лк 19:40).
> Согласно Луке,
Иисус входит в Иерусалим во многом для того, чтобы предъявить право
на Храм (ср. Лк 2:49), очистить его и использовать как место
для учения (Лк 19:45-48; 20:1; 21:37-38 ...).
Т.о., Иисус приходит в Храм не как земной царь. Его приход —
это в каком-то смысле Божественное посещение (Лк 19:44; ср. Лк 1:68,78;
7:16), приход Господина (Лк 19:31,34, но ср. 19:33; Мал 3:1). Хотя
люди не видят значение этого события и Иисус разделяет участь пророков (Лк 19:41-44),
Его притязание на Храм остается в силе: после Воскресения
Храм становится местом, где возвещается сила «имени Иисуса» (Деян 3:1-4:22;
ср. 3Цар 8:27-30), — сила, этим местом не ограниченная
(ср. Деян 7:39-50; 8:12; 10:48; 16:18). Согласно Луке, сфера владычества
Иисуса лежит за пределами земных царств (ср. Деян 1:6-8) и не представляет
собой политической угрозы для власть имущих (ср. Лк 23:3-4,47; ср. Деян 25:8,25).
Мир, который Иисус устанавливает как царь, есть «мир на небесах» (Лк 19:38,42),
который будет излит через Святого Духа на призывающих Его имя (ср. Деян 2:1-42;
10:34-43).
>
3. Историческая достоверность рассказа о входе в Иерусалим
>
Как видно из предыдущего обзора, в ходе интерпретации ранними христианами
входа Иисуса в Иерусалим рассказ о нём оброс различного рода подробностями ().
Поэтому некоторые скептически настроенные ученые сомневаются, что мессианские
особенности данного рассказа исторически достоверны. Отметив, что рассказ
делится на две части (приобретение животного (Мк 11:1-7; ср. Ин 12:14)
+ праздничный вход в город (Мк 11:8-10; ср. Ин 12:12-13),
эти критики предположили: история об обычном входе Иисуса в Иерусалим
на праздник (возможно, пешком) выросла в мессианскую легенду, включающую
царское животное (под влиянием Зах 9:9), добытое сверхъестественным
путем (ср. Мк 14:12-16; 1Цар 10:2-10; 3Цар 17:8-16). Кроме того,
у нас вроде бы нет свидетельств, что вход Иисуса в Иерусалим привлек
внимание властей и что ученики Иисуса уже тогда считали Его достигшим
триумфа Мессией. Соответственно, по мнению ряда исследователей, мессианская
интерпретация события отражает послепасхальное исповедание ранней Церкви.
>
Однако такой скептицизм неоправдан. Как показал Дж.Д.М.Деррет, рассказ о получении
животного отражает распространенную процедуру добычи правителем или рабби
средства передвижения с использованием царского права на реквизицию
(angaria; ср. 1Цар 8:16) и следует иудейскому закону о займах
(Исх 22:14-15). Следовательно, некорректно определять данный рассказ в категорию
легенд. Далее, решение Иисуса въехать в город на животном —
«поразительное и нарочитое нарушение обычного ограничения, согласно которому
Он должен был войти в город пешком» (Харви 129; ср. М. Хагига 1:1;
М. Берахот 9.5). Заметим, что мессианская интерпретация Зах 9:9 в иудаизме
до IV в. не засвидетельствована. Поэтому вероятно, что память об этом
ярком событии коренится в реальном историческом факте. Действия присутствующих,
которые выкрикивают приветствие из Пс 117:25-26, машут пальмовыми ветвями
или стелют их на дорогу, также выглядят естественными. Они отражают
пасхальные обычаи (М. Песахим 5:7; 10:5-7), а также обычаи праздника
Кущей (М. Сукка 3-4) и Хануки (1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7;
см. Праздники). Кроме того, еврейское восклицание «Осанна!» (не транслитерирующееся
в Пс 117:25 LXX), хоть и сохраненное в евхаристической
литургии ранней Церкви (Дидахе 10:6), может быть воспоминанием об историческом
событии.
> Есть основания предполагать, что, когда Иисус вошел
в Иерусалим, это событие уже понималось как приход торжествующего
царя. Что касается реакции властей, то, хотя Евангелия о ней не сообщают,
выдвинутое против Иисуса на суде обвинение («Царь Иудейский»; Мк 15:2,26)
может означать, что вход в Иерусалим всё-таки возбудил их подозрения ().
Это не было необычным. Как показали Р.А.Хорсли и Дж.С.Хэнсон, харизматические
лидеры среди иудейских крестьян I в. н.э., даже не претендующие
прямо на принадлежность к царскому или давидическому роду, иногда
принимали титул «царя» в надежде на то, что именно они избавят народ
от иноземных угнетателей (ср. Иос. Флав. Древности 17.10.5-8
§ 271-285). Иисус возвещал Царство Божье, учил как власть имеющий (),
творил чудеса и призвал учеников. Это, несомненно, рождало надежду, что Он-то
и освободит Израиль (ср. Мк 11:2-6 / Лк 7:18-23). Однако вход Иисуса
в Иерусалим (верхом на осле) — ответ на эти чаяния,
сообразный со всем духом Его служения. Иисус
не политический завоеватель. Он Царь, но Царь, пришедший в смирении
и пришедший служить (Зах 9:9; ср. Мф 20:28 / Мк 10:45 / Лк 22:27).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Радуйтесь
всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь!
Пусть все видят вашу кротость. Господь уже близко! Ни о чём не
заботьтесь. Но если есть у вас в чём-либо нужда, с благодарностью
поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда
мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий
ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом. И
еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно,
что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно,
что нравственно и достойно похвалы. Делайте то, что выучили, что
переняли, что услышали, что узнали от меня, и Бог, источник мира, будет
с вами.* (Флп.4:4-9/+/)