Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
03-Apr-2022 20:46
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
* 21 марта 2022 г. ст.ст., 4-е
воскресенье Великого Поста - Память прп.
Иоанна Лествичника, †649. Литургические чтения: Евр.6:13-20;
Мк.9:17-31.
/предыдущие
части книги: Непригодность духовных установок древности (1)(2)/
> Неоформленный развод: интуитивный отказ от опыта святых
>
Святые православные миряне стараются ориентироваться на великие сочинения
аскетов. У того же Иоанна Лествичника представлены многие предельные состояния
подвижников: например, в 5-й главе «Лествицы» описаны крайние
формы самобичевания «блаженных осужденников», которые «всю ночь, до самого
утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом
колебались, одолеваемые сном по нужде естества; но они не давали
себе ни мало покоя, а укоряли сами себя и бесчестиями и поношениями
возбуждали себя. Другие умиленно взирали на небо и с рыданием и воплем
призывали оттуда помощь. Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади,
как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали
себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения
совести не знали, что сказать, и как проговорить, какие молитвы
вознести к Богу, как и откуда начать моление; но только душу немотствующую
и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы
тонкого отчаяния. Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо
скрывали между коленями и челом ударяли о землю. Иные непрестанно
били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность
своей жизни. Иные из них омочали землю слезами; а другие, не имея
слёз, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи
не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце,
глас рыдания удерживали в устах; а иногда, когда уже не могли
терпеть, внезапно вопияли» (Лествица. § 5–9).
>
Сегодня подобные синдромы трактовались бы иначе даже церковными людьми. Важно
то, что сам преподобный Иоанн Лествичник этим восторгается, то есть этот
путь проторенный и одобренный. Православная душа знает этот путь, знает,
чем там всё закончится, — и не идет туда. Внутреннее несогласие
с результатами такого подвига, часто скрытое от сознания, вполне проявляется
в поведении. Православная душа более свята, чем многие наши сочинения,
написанные теми, «иже во святых». И мы не всегда стремимся туда,
куда нас ведут эти тексты. Это сопротивление было бы опрометчиво
просто шельмовать как проявление нашей лености, грехолюбия и т.п.
— в нём есть духовная истина неприятия.
>
Сегодня в полном послушании духовному отцу нам всё больше видится «гуруизм»,
трепетное ожидание надвигающегося конца времен обзывается «алармизмом», а гипертрофированное
чувство вины, которое служило индикатором праведности для древних монахов
и мирян, ощущается и классифицируется как невротическое состояние. Равнодушие
большинства православных христиан к аскетическим трактатам лучше расценивать
как защитную реакцию сознания против вовлечения в неврастенический круг
православной палеодуховности.
>
Для того чтобы хоть как-то сохранить великую традицию для современников,
ортодоксальным христианам приходится тратить много усилий на историческую
реконструкцию той эпохи, ее знаковой системы и структуры мышления. Это
и косплей (сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») подрясников,
ряс и облачений, и древний слог, и весь церковный антураж, который
кажется совершенно излишним, но без этой громоздкой театральности современному
подвижнику едва ли удалось бы принять аскетические книги древности в качестве
руководства к жизни, всё это — необходимые детали воссоздания контекста.
>
Например, если мы внимательно вслушаемся в любимую многими подвижниками молитву
преподобного Ефрема Сирина, то легко обнаружим глубинные расхождения между подвижниками
IV и XXI веков. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности...
не даждь ми».
>
Преподобный стремится избежать праздности; но современность красочно являет
нам, что бегство от праздности есть способ бегства от себя, которое
всегда обставляется занятостью, всегда непраздно. Преподобный боится праздности,
а наш современник переполнен событийностью, беготней. В современной
интерпретации максимальное заполнение себя событиями и переживаниями ведет
к внутреннему опустошению. Праздность как потеря себя, которой опасается
преподобный, достигается именно тогда, когда наше внимание предельно занято,
а интеллект и чувства полностью подчинены этому занятию. И наоборот:
когда человек максимально отстранен от суеты, он может вынырнуть к Богу
и к себе, человеку, без всякой задачи, которая заслоняет того,
с кем мы общаемся. ХХІ веку нужен Бог Сам по Себе и человек
сам по себе, безотносительно к их спасительности для нас.
>
«Господи... дух уныния не даждь ми»: уныние есть финальный симптом,
к нему ведут множество причин. Чтобы это прошение не звучало как тост,
необходим более глубокий взгляд на уныние. Противостоять нужно не симптомам,
а их исходным причинам. От духовных лиц, проведших в подвиге десятки
лет, мы могли бы ожидать более внимательного подхода. Чтобы излишне не придираться,
предположим, что эта молитва была составлена для начинающих.
>
«Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата
моего». Если для того, чтобы не осуждать брата, мы должны отыскивать
в себе прегрешения, то это неверная стратегия. Во-первых, мои прегрешения
могут быть не такими, какие я осуждаю в брате по качеству
и значению. Тогда осуждение сохранит свое основание. Во-вторых, когда я фокусирую
внимание на своих прегрешениях, то не смотрю на брата глазами Господа,
я его вообще не вижу и не стремлюсь понять, я поглощен
собой. В-третьих, путь зрения своих грехов бесконечен и требует все большей
мелочности, самоунижения и постоянного нагнетания чувства вины для любви
к брату. В результате эта «любовь» будет патологически асимметрична
(с точки зрения субъекта, «зрящего свои прегрешения»), ведь степень
расположенности к ближнему здесь напрямую связана со степенью личного
ничтожества. В-четвертых, такая стратегия любви к брату требует бесконечного
сравнения себя с ним в его пользу. В современной культуре, наоборот,
настоящая любовь мыслится как любовь равных, свободно избирающих безусловно принадлежать
друг другу людей, безо всякой оглядки, кто лучше, а кто хуже.
>
Скромность духовного делания XXI века состоит в снятии пафоса и внутреннего
напряжения, вызванного космической важностью моих грехов и добродетелей.
>
Христианин N осудил соседа — Небеса содрогаются, Бог негодует: «Как ты его
осудил, так и Я тебя осужу!» Бесы радуются, готовят уголья, сатана ликует,
что приобрел нового раба, ад содрогается от предвкушения, ангелы
и святые молят Бога о пощаде... Вся эта традиционная гигантомания
выявляет наше стремление повысить статус своих пороков и добродетелей
(позитивный или негативный вектор здесь не имеет значения). Сегодня
это не выглядит духовно. Нам бы поменьше апломба от несъеденного
хот-дога, поменьше трубить о том, как велики дела нашего нечестия и благочестия.
>
Ибо от принятия идеи собственного великого нечестия, что выглядит благочестиво,
до обвинения в великом нечестии других — всего лишь шаг. Ведь если
мои грехи делают меня великим грешником, мне сложно оценивать иначе грехи
других. Для строгого самоосуждения нужна только одна правильная шкала ценностей,
конкретная и жесткая, как семь смертных грехов в книжке про исповедь.
И самые истовые православные покаянцы уже на следующий день превращаются
в гонителей (об этом притча Христа о немилосердном должнике, см.
Мф.18:23–35).
>
Нам потребуется вся рассудительность, чтобы романтика самоосуждения
не закрыла собой Бога. Меньше пафоса, православные! И тогда, возможно,
ни наше благочестие, ни чужие грехи не будут иметь такого всепоглощающего
значения.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*О
Господь, Ты – мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
Ты небывалое сотворил – то
был древний замысел Твой, и
теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город, укрепленный
город – в развалины! Твердыня чужеземцев повержена –
/ не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
города народов жестоких
станут Тебя страшиться. Ты – прибежище для бедных обездоленным
прибежище в тяжкое время, Ты – кров, что спасает от бури, Ты –
тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей – словно буря
холодной порой,
словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
Как спадает зной, когда туча набежит,
так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех
народов пир
обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства и
старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало,
накрывшее все народы, завесу,
окутавшую все племена, – уничтожит
смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на
всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на
Него – и Он даровал нам спасенье. Это
Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы
спасены'.* (Ис.25:1-9/**/)
*
* *
*Воистину, праведность - это
жизнь, а
кто гонится за злом, стремится к смерти. Мерзки ГОСПОДУ
люди криводушные
и угодны те, чей путь непорочен. Будь уверен: злодею не оправдаться,
но род праведных спасется. Что золотое
кольцо в свином рыле,
то и краса женщины безрассудной. Чаяния праведных обернутся добром,
а надежды нечестивых - гневом Божьим. Один раздает - и у него прибавляется,
а другой жадничает - и у него недостает. Кто щедр, тот будет в достатке,
кто дал другому пить, не будет жаждать. Кто припрячет зерно, того проклянут,
но
благословен будет продающий. Кто ищет добра, найдет благоволение,
а
кто стремится к злу, на себя его накличет. Кто полагается на свое богатство
- падет,
а праведники будут как зеленеющее дерево. Кто на свой дом навлекает
беду, тому удел - ветер,
и станет глупец слугой мудрому. От плода праведности вырастает древо
жизни,
и мудрец покоряет сердца людей. Если праведнику на земле воздастся,
то нечестивцу, грешнику - и подавно. Кто любит познание - любит и наставление,
а кто отвергает упреки - скудоумен. Добрый стяжает у ГОСПОДА
благоволение,
а коварного постигнет злая участь. Злодею на земле не устоять, /
а праведники неискоренимы. Достойная жена - венец для супруга,
а бесстыжая - словно гниль в костях. Праведник помышляет о справедливости,
а нечестивец затевает коварство. За словами нечестивца - жажда крови,
а правдивые речи спасительны. ... Речь
разумная прославит человека, а
порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, чем
со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет,
но милость нечестивца –
хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, а
глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, но
корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, а
праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей,
возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь
правильным,
а мудрый прислушивается к советам. Глупец
выставляет свой гнев напоказ,
а разумный не слушает оскорблений.
Слова честного человека правдивы, а
слова лжесвидетеля – коварны. Болтовня может ранить, как
меч, а
слова мудрецов – исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, а
лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, а
у миротворцев – радость. Не приключится с праведником несчастья,
а нечестивых зло переполняет. Лживые уста –
мерзость для ГОСПОДА,
но угоден Ему тот, кто поступает честно. Проницательный
таит свое знание,
а глупцы выставляют свою дурь напоказ. Прилежной
руке – править,
ленивой
руке – нести повинность. Беспокойство изнуряет сердце человека,
а
доброе слово – веселит. Праведник укажет путь ближнему,
а на стезях нечестивцев заблудишься. Лодырю добычи не видать, а
у прилежного – богатство и достаток. Стезя правды –
к жизни, / а кривые пути –
к смерти. Мудрость сына – от отцовских наставлений,
а наглец упреков не слышит. Человек вкусит добрый плод своих
речей,
а
коварные живут насилием. Кто свои уста стережет – жизнь сбережет,
а
кто несдержан на язык – себя погубит. Лентяй всё ждет, да
не дождется,
зато
прилежный насытится. Ненавидит праведник любую ложь,
а
нечестивец осрамится, опозорится. Праведность выведет на прямую дорогу,
а нечестие грешника с пути собьет. Один, ничего не имея,
притворится богачом,
а другой, при богатстве немалом, – бедняком. Богатство
сохранит человеку жизнь,
зато
бедный упрека не услышит. Свет праведных радостно горит,
а
светильник нечестивых гаснет.*
(Пр.11:19-12:6,8-13:9//*/)
*
* *
*<Обещание Бога и Его клятва>
служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости
и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.
Надежда эта – словно якорь для души, крепкий и надежный,
который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча
наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20/+/)
*********************************************
/*/
чтение понедельника, вторника
и среды,,
пер. РБО, 2000 г. /**/
чтение вторника, нов.пер. РБО,
2004г., А.Графов. /+/
из апостольского чтения воскр.