Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
10-Apr-2022 13:28
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
28 апреля 2022 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого
поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения:
Евр.9:11-14; Мк.10:32-45.
>
13. Мк 10:32–34{} начинает
один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст
содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа.
> Предсказанию
предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха.{}
Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32).
Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему
Страстей,{} а значит, мы видим, что конец
приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус
шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32).
Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных
событий.{} Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество
о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации
торжественности и серьёзности.
> Само предсказание (10:33–34) –
третье по счёту в общем разделе (8:27–10:52). Предыдущие два (8:31 и 9:31)
были короче, а здесь содержание более развёрнуто, оно освещает все аспекты
Страстей.
> (А). Начало Страстей описано словами: «Вот, мы восходим
в Иерусалим, и Сын Человеческий предан{}
будет первосвященникам и книжникам» (10:33). Обозначены место и конкретные
люди, которым будет предан Иисус. Впервые глагол παϱαδίδομαι
(«быть преданным») связывается с первосвященниками и книжниками.{}
>
(Б). Слова «и осудят Его на смерть» (10:33) коротко описывают вторую
фазу событий. Опять же впервые чётко показаны роли духовных вождей иудаизма,
а об осуждении Мессии упомянуто особо. Осуждение Иисуса на смерть –
дело исключительно первосвященников и книжников.{}
>
(В). Их деяние отражает и третью фазу Страстей:
«...и предадут Его язычникам» (10:33). Именно на первосвященниках лежит
ответственность за осуждение Христа на смерть, а также за выдачу
Его «язычникам», что усиливает степень Его унижения. Мессию безжалостно отдадут
в руки язычников. Это добавляет к Его страданиям ещё и оскорбление.
>
(Г). Четвёртая фаза Страстей – страдания
Христа от римских солдат: «...и поругаются над Ним, и будут
бить Его, и оплюют Его, и убьют Его...» (10:34). Здесь перечисляются
конкретные пытки, что отсутствовало в более ранних предсказаниях.{}
Страсти Христовы – это не только ужасная смерть. Его смерти
предшествуют мучительные, унизительные и злые издевательства. Три глагола
в данном отрывке касаются последовательных форм издевательства, от глумления
до телесных пыток.
> (Д). Пятая фаза Страстей описана коротко:
«...и убьют его» (10:34). Здесь третье предсказание сходно с двумя
предыдущими («и быть убиту», 8:31; «и убьют Его» 9:31). Одно-единственное
слово,{} максимальная лаконичность, – и круг
страшной жертвы замкнулся. Неумолимость смерти накладывает отпечаток на сжатость
этой фразы, особенно после предыдущих тяжёлых подробностей о Страстях.
>
Очевидно, что Мк 10:33–34 в сжатом виде показывает всю христологию
Страстей. Удивительно ясным и четким языком{}
Иисус раскрывает реальность смерти своим удивлённым и перепуганным ученикам.
>
Однако, как это постоянно бывает в Евангелии от Марка, христология
Страстей – не единственная линия. За «убьют Его» следует
уверенное: «...и в третий день воскреснет» (10:34).{}
Воскресение предсказывается с неменьшей несомненностью,
чем Страсти. Христология высшей Власти Мессии ограничивает интенсивность
и силу христологии Страстей, хотя последняя и доминирует в Мк 10:33–34.
Здесь слово Иисуса, главным образом, показывает реальность Страстей.{}
>
14. Похожие вещи мы наблюдаем в сложной
перикопе Мк 10:35–45.{} Христология Страстей
остро чувствуется в действиях учеников. Они показывают глубочайшее непонимание
происходящего. Едва смолкли слова Иисуса о Его близкой и жестокой смерти,
как ученики просят о почётных местах для себя (10:37) и спорят
о них (10:41). Их духовная слепота и неспособность понимать Учителя
даже в самых элементарных вопросах кажутся неисцелимыми.{}
Слепота и некомпетентность учеников – один из основных источников
скорби для Иисуса, а потому относятся, как мы уже отмечали, к христологии
Страстей.
> Однако глубже всего выражают эту христологию слова́
Иисуса, формирующие содержание Мк 10:35–45. Их можно разделить на четыре
взаимосвязанные части.
> Во-первых, вопрос: «Можете ли пить чашу, которую
Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (10:38). Экзегеты
отмечают, что ветхозаветные тексты связывают «чашу» и «крещение/омовение»
со страданиями и смертью.{} Марк
и сам при описании гефсиманской молитвы приводит просьбу Иисуса: «Пронеси
чашу сию мимо Меня» (14:36; ср. Мф 26:39; Лк 22:42), где «чаша»
обозначает смерть мученика. В новозаветных текстах мы также находим места,
которые показывают, что уже на очень раннем этапе стала проводиться
связь между крещением и смертью.{} Соответственно,
слова Мессии в Мк 10:38 – несомненное указание на предстоящую
казнь. Интересно использование настоящего времени для глаголов. Оно показывает,
что Иисус уже вошёл в область Страстей.{}
Эта черта была перейдена, когда Иисус стал держать путь в Иерусалим.
>
Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете
пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь
Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно
Он даёт понять, что такая же судьба уготована Его ученикам.{}
Ведь формулировки схожи: «Я пью, будете пить», «Я крещусь, будете креститься».
Хронологическая разница не уменьшает несомненности, но подчёркивает
её, ибо здесь связь между настоящим и будущим непосредственна. В Мк 10:39
область христологии Страстей, средоточием которой является Иисус, расширяется,
включая Его народ.
> В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44.
Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют
над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да
не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет
вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35.
В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают
суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди язычников.{}
Фразы «господствуют над ними» и «властвуют ими» предполагают тяжёлое,
невыносимое бремя угнетения, совершенно противное воле Мессии. Ученики призваны
к радикально иному подходу, который определяется словами «служители», «рабы».{}
Это отказ от господства, это боль, унижение и тяжёлый труд,
а, в конечном счете, страдание. Здесь христология Страстей учит людей такому
образу поведения, который в корне отличается от обычного.
>
В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий
не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих» (10:45).{}
Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что
и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание
и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно.
Христология Страстей пропитана духом любви и жертвы,{}
которые в свою очередь становятся единственным кодексом поведения учеников
Иисуса.{}
> Четыре блока учений Мессии
в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей
отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии
придаётся этой христологии.
> Присутствуют, однако, и элементы христологии
Власти. Просьба сынов Зеведеевых (10:35) предполагает, что они имеют
в виду возможность её исполнения, то есть понимают высшую власть
Иисуса. Более того, они говорят о «славе» Мессии (10:37).{}
Слова же самого Иисуса в Мк 10:35–45 буквально дышат божественной властью
и прерогативами. Мк 10:35–45 являет образы Страстей Мессии, но также
и Его «славы».
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Слушай
советы, принимай наставления,
и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом
сердце, но
исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится
верность, / и бедняк
милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ –
кто исполнен им, спит спокойно,
и
беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо,
/ а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24/&&/)
*
* *
*Иисус пошел с учениками в селения
близ Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников: -
Кем считают Меня люди? - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель,
другие - что Илья, а некоторые - что один из пророков, - ответили
они. - А вы кем считаете Меня? - спросил Он их. - Ты - Помазанник
Божий, - ответил Петр. Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.*
(Мк.8.27-30/#/)
*
* *
*...первый договор имел свои
правила богослужения, а также земное святилище. ... ...в первое
помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу, а
во второе – один только первосвященник, раз в год, и всегда
с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа,
совершенные по неведению. Этим Святой Дух указывал на то,
что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт.
Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни
жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству
тех, кто поклоняется Богу. Они касаются только еды, питья,
разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие
силу лишь до установления нового порядка вещей. Но когда явился Христос
как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и
еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся
к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и
не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью,
снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов
и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю
чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который
с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она
очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить
Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/)
*********************************************
/&/
включает апост. чтение воскресенья.
/&&/
включает стихи из рядового чтения понедельника; новый перевод РБО.