> Если Бог максимально умен, то понятие «грех» должно
быть радикально переосмыслено. Даже если Бог умнее нас, скажем, в двести
раз, то он уже не может оценивать греховное поведение так, как мы.
Для него всякий грех окажется недоразумением со стороны грешника. При этом
в категорию недоразумения войдет не только интеллектуальная ошибка,
но и сознательное и даже бессознательное устремление души.
>
Разве не служит подтверждением этому детская ревность? Двухлетний ребенок
норовит ущипнуть или ударить полугодовалого братца, искренне, всей душой
желая ему зла. Ребенок еще не знает, что такое настоящая любовь,
для него она сводится к монопольному получению внимания и заботы.
Как на это поведение смотрит умный родитель? Конечно, как на временное
недоразумение. Здесь неправилен и метод воздействия (щипки), и цели,
и эмоциональный настрой, проистекающий из примитивной картины мира.
Однако родитель слишком умен, чтобы реагировать на детскую ненависть на том же
уровне (и послать старшего ребенка на вечные муки).
> Другой
пример: часто малые дети, проголодавшись, становятся капризными, раздражительными.
Они не в состоянии понять истинную причину своего состояния, а мозг
выдает ошибочные причины, с которыми ребенок начинает неистово бороться.
Всё его существо наполняется негодованием. Однако родителю известно настоящее
положение вещей, и он не воспринимает агрессивное поведение как истину.
Вместо наказания ребенок получает еду.
> Недоразвитая психика и мировосприятие
детей — это нормально. Не совсем нормально базировать на эгоцентризме
интересов категорию «грех». Сегодня категория «грех» имеет законный статус и функцию
именно в «богословии» младшего ребенка, которому угрожает старший брат
ревнивец.
> Такова одна из проблем теории греховного действия. Безусловно,
остается насущная необходимость применения понятия «грех» ради педагогического
эффекта (т.е. чтобы удержать грешника от плохого поведения). Но педагогически
понимаемый «грех» лишается своей сущности, перестает быть грехом на самом
деле. Тот, кто осозна́ет это, так или иначе вернется к переосмыслению
данного понятия.
> Вспомним женщину, которая была застигнута в прелюбодеянии (Ин.8:3–11).
Блудить грешно. Прелюбодеицу надо наказать хотя бы из педагогических
соображений. Но Иисус отпускает ее. Он не одобряет ее поведения,
однако, очевидно, понимает его совсем не так, как те, кто в соответствии
с законом исходили из понятия «грех».
к евангельскму
чтению: + проповеди митр. Антония: (Блума)
сквозь гомон сомнений нам надо продолжать кричать 1970
г. (+аудио!) 1979
г. ("как только мы прозрим, мы увидим не только свет,
но и тьму", =) 1981
г. 1983 г.
("сквозь гомон сомнений нам надо продолжать кричать") 1991
г.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Вот
верные слова, достойные быть принятыми: Христос Иисус пришел в мир, чтобы
спасти грешников, а я первый из них. И Бог потому сжалился
надо мной, чтобы на мне, первейшем из грешников, Христос Иисус явил
всю меру Своего терпения и сделал меня наглядным примером для тех, кто
поверит в Него и обретет вечную жизнь. Царю вечности, бессмертному, незримому,
единственному Богу честь и хвала во веки веков! Аминь.* (1Тим.1:15-17/**/)
*
* *
*Своим ученикам Иисус сказал: –
/.../ И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного
мира на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда
денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома. Кто
верен в ничтожном, тот и в великом верен. Кто
в ничтожном нечестен, тот и в великом нечестен. И
если вам нельзя доверить земное богатство, кто доверит
вам истинное? И если вам нельзя доверить чужое, кто
вам даст ваше? Ни один слуга не может служить одновременно двум
господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному
будет предан, а другим будет пренебрегать. И вы не можете служить и
Богу, и деньгам! Всё это слышали фарисеи, падкие до денег, и
они стали смеяться над Иисусом. Но Он сказал им: — В глазах
людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца.
То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.* (Лк.16:1,9-15/*/)
*********************************************
/*/
содержит рядовое еванг. чтение субботы. /**/
апост. чтение воскресенья.