Христос
рождается - славьте!
Христос с Небес - встречайте!
Христос на Земле - воспряньте!
Пой Господу, вся Земля!
*
27 декабря 2021 г. ст.ст.,
воскресенье по Рождестве Христовом.
литургические чтения: Гал.1:11-19;
Мф.2:13-23. Память
прав. Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня (переходящее
празднование в Неделю по Рождестве).
к
апостольскому чтению: +++ В.Н.Кузнецова:
иудаизм; Церковь; Сын Божий; брат Господа; автобиография Павла
>
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев?
> Почему
пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей?
Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени,
поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию.
Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более
если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда
не признала такого жестокого Бога.
> Татьяна
> —
Уважаемая Татьяна, вы затрагиваете один из наиболее трудных вопросов,
которые возникали в адрес христианства. Не могу сказать, что у меня
есть на него ответ. Но я попробую поделиться кругом идей, в контексте
которых ответ на этот вопрос может быть найден.
> В целом сказанное
вами можно было бы обобщить до лаконичного: «Как может быть Бог добр,
когда в мире столько зла?..» Или: «Почему добрый Бог не прекратит зло,
тем более если Он говорит, что любит людей?»
> Проблема
сводится не к одной Вифлеемской трагедии. Далеко в историю ходить
не обязательно: у нас буквально перед глазами есть очень похожая —
трагедия в Беслане. Вообще, в мире очень много зла: насилие, убийства,
голод, стихийные бедствия. Во́йны, наконец… Об этом чудовищном количествеsзнает
и Библия, которая же и утверждает, что Бог — это любовь.
Более того, христианство говорит об окончательной в итоге земной истории
победе зла на земле (см. книгу «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна
Богослова»).
> Как совместить доброту Бога, Его любовь —
со злом, которое живет в мире? Этот вопрос в той или иной
форме пытаются разрешить все религии и многие философские системы —
от эллинистических, от немецкой философии Лейбница до русской религиозной
философии XX века Н.А.Бердяева и Н.О.Лосского.
> Христианское
сознание практично, а потому оно в меньшей степени интересуется вопросом
«почему?». По большей части нам достаточно констатации некоторых фактов,
которые мы воспринимаем как Откровение Божие. Да, Бог, безусловно, благ.
Да, Бог, безусловно, сотворил мир, который — как результат творения
Божия — тоже благ. Да, в мире существует зло. И за это
зло отвечает не Бог, соответственно, некорректно предъявлять Ему претензию
за зло и страдание в мире. Кто же отвечает за зло?
>
Бог творит человека и духов (ангелов) свободными. Они обладают свободой
внутреннего выбора между добром и злом, между Богом и не-Богом. Потенциально
каждый человек может быть носителем и транслятором и добра, и зла.
И именно человек (и падшие ангелы, которые, как известно, именуются
бесами) творит зло, именно он приносит зло в мир, и именно он ответственен
за то зло в мире, от которого он сам же и страдает.
>
Но. Если Бог творит человека свободным, а свобода человека позволяет ему
приносить в мир зло — значит, опять Бог ответственен
за зло? Значит, виновен не царь Ирод, который отдал приказ убить детей,
а Бог, который создал Ирода способным отдать такой приказ? Зачем Бог творит
человека свободным, если свобода человека приносит зло?
> Бог творит
человека свободным, дает ему возможность выбора — потому что любит
человечество. Свобода — свойство Самого Бога. Бог свободен, свободен
абсолютно, так сказать, по определению: Он никому не подчиняется,
над Ним «выше» никого нет. Таким же хочет видеть Бог и человека —
свободным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил его…» (Быт.1:27). Свободным настолько, насколько это в принципе
возможно для человека — для того, чтобы он имел возможность
переживать в максимальной степени полноту жизни, полноту бытия на божественном
уровне. Ведь человек без свободы — это не человек, это биоробот.
>
Но у свободы человека есть издержки: человек способен выбрать не только
добро и Бога, но и зло и пойти наперекор Богу. С этими-то
издержками мы и сталкиваемся в мире, в том числе в Вифлееме
и в Беслане.
> Можно спросить: хорошо, но почему я и мой
невинный ребенок отвечают за то, что Ирод для себя выбрал быть
чудовищем? Философская мысль здесь предпочитает говорить не о вине (действительно,
вряд ли кто-то из бесланских матерей виноват в гибели своих детей),
а об общей, солидарной ответственности всего человечества за происходящее
в мире, который Бог дал людям, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Человечество — единый взаимосвязанный и взаимозависимый организм,
система сообщающихся сосудов. В этом смысле ответственность за зло в мире
лежит на людях — на всех нас.
> Практичность
же христианского сознания заключается в том, чтобы в первую очередь
искать ответ на вопрос не «почему возникла такая ситуация?», а «что
с этим делать?». Если точнее — как именно жить в мире,
где так много зла? Решение — индивидуальный путь к добру
и Богу, истребление зла в себе. Победа над злом в себе уменьшит
и количество общего зла в мире.
> Как и обещал, я не ответил
на ваш вопрос. Я лишь попытался определить основные моменты, опираясь на которые,
можно приблизиться к пониманию проблемы. Рекомендую почитать специальную
литературу. Тэг — теодицея или «оправдание Бога» (так эта проблема
обозначается в философии). И еще — помолиться. Потому что
мы с вами вторгаемся в область крайне высокого знания, где без Божьей
помощи и без Божьего согласия ответ получить невозможно.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg / vk
*За
Ним пошло много народу. Он всех исцелил, но велел им никому не говорить
о Нём. Всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка
Исайи: "Вот Служитель Мой, которого Я избрал, Возлюбленный
Мой, отрада Моей души́. Ему Я дарую Мой Дух, и
Он возвестит Мой Суд народам. Не будет спорить Он, не будет
кричать, речей на улицах произносить не будет, не
переломит надломленного тростника и фитиля курящегося не
загасит, пока не приведет к победе справедливость. И
на имя Его будут уповать народы".* (Мф.12:15-21/*/)