> Отцы пустынники
и жены непорочны, > Чтоб сердцем возлетать во области заочны, >
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, > Сложили множество божественных
молитв. > А.С.Пушкин
>
Традиция словесной молитвы зародилась в монашеском уединении. Молитва, понимаемая
как отдельное занятие, требует много сил и времени. Молящийся фокусирует
внимание, туннелирует бытие, временно отрицает мир, чтобы иметь пространство для молитвы.
Ради этой отделенности от повседневной жизни монахи давали обеты, возводили
монастырские стены и шили специальные одежды. Жизнь монаха определена этой возможностью —
отрешиться от всего мирского ради качественной молитвы и созерцания.
>
У мирян вместо уединения — только комплекс неполноценности. Нередко
мы отговариваемся тем, что на молитву времени не хватает. Но если
мы всерьез займемся молитвой, его на самом деле не хватит.
>
Молитва, воспринимаемая как отстранение от дел, «чтоб сердцем возлетать во области
заочны», противоречит настойчивому призыву Церкви непрестанно моли́тесь (1Фес.5:17).
Идея чистой молитвы делает молитвословие и жизнь противоположностями: практика
молитвословия как пути восхождения к Богу противоречит существованию
мирской жизни, внутренне отрицает мир своим требованием уединенности/отрешенности.
>
Некоторые святые отцы не без иронии относились к привязке молитвы
к определенному времени: «Мы не оставляем своего правила, прилежно исполняем
его в третий, шестой и девятый часы», — сообщал некий авва
из палестинской обители, на что блаженный Епифаний Кипрский остроумно
ответил: «Видно, другие часы дня вы проводите в праздности, без молитвы».
>
Между молитвой и немонашеской жизнью приходится выбирать либо то,
либо другое. Многие миряне, так и не примирив молитву с суетой
ежедневных забот, разочаровались, бросили серьезную молитвенную жизнь и остались
ни с чем.
> Однако в свете того факта, что Бог воплотился,
вочеловечился, по-новому встает вопрос: нужно ли каждый раз отключаться от мира,
чтобы пребывать с Ним? С точки зрения мирян, христианин никоим образом
не обязан отворачиваться от мира, чтобы встретиться со Христом,
Который пришел соединить людей.
> У мирян всегда плохо получалось
сочетать непрестанную молитву с многозаботливостью. Популярная в период
церковного расцвета книжка «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» —
последняя и предельная попытка соединения мирской жизни с монашеской
практикой отделенной словесной молитвы. Почему же этот метод провалился? Во-первых,
он всё-таки ориентирован на отшельнический тип поведения; а во-вторых,
в случае «успеха» он трактовался бы как «прелесть», с точки
зрения монашествующих.
> Разрешение этой дилеммы может
быть найдено в приравнивании деятельности ради Бога и молитвы. Епископ
Вулвичский Дж. Робинсон († 1983) в книге
«Быть честным
перед Богом» высказывался в пользу такого отождествления: «...деятельность,
предпринимаемая с христианским упованием и надеждой, что Бог здесь, —
это и есть молитва».
Мудрость
ученого — от избытка досуга, лишь свободный от дел обретает
мудрость. Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом, чем
похвалится тот, кто бичом машет, погонщик быков, своим занятый делом? Лишь
о скотине у них беседа. Занят их ум одними лишь бороздами, трудятся
допоздна, коровам корм задавая. Так же ремесленник всякий, так же
строитель — все свои дни и ночи они за работой проводят, резчики
заняты резьбою печатей, терпеливо разнообразят рисунок, добиваются схожести
в изображении, трудятся допоздна, чтобы закончить работу. Так же
кузнец, что рядом сидит с наковальней, думает лишь о вещах, что сделаны
из железа. Дым и огонь его изнуряют тело, борется он с печным жаром, только
стук молотка и слышит, глаз не отводит от образца сосуда, думает
лишь о том, как закончить работу, трудится допоздна, украшая изделие. Так
и горшечник, который сидит за работой, крутит ногами круг гончарный, весь
постоянно в заботе о деле, вся работа им рассчитана точно... (Сирах,38:24-29,
перевод В.Н.Кузнецовой (др. нумерация стихов).)
Можно
привести здесь же рассуждение Иисуса, сына Сирахова, о книжной мудрости,
которая требует отдельного времени, и о ремесленниках, у которых
нет времени на книги: Мудрость книжная приобретается в благоприятное
время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость.
Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом... Далее он перечисляет
простых работяг, занятых своим ремеслом: Так и всякий плотник и зодчий,
который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание
в том, чтобы оразнообразить форму... Так и ковач, который сидит у наковальни
и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело,
и с жаром от печи борется он. Звук молота оглушает его слух,
и глаза его устремлены на модель сосуда... Так и горшечник, который
сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно
в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа
его (Сир.38:24-33). Каждый из них по-своему
необходим не менее мудреца.
> В житии преподобного
Макария Египетского рассказывается, как Бог привел в пример святому
двух женщин, которые просто добросовестно работали по дому в дружбе и согласии.
«Выслушав рассказ, преподобный Макарий сказал: „Поистине Бог не ищет ни девы,
ни замужней, ни инока, ни мирянина, но — свободного
намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого
человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего
жизнью каждого, желающего спастись“».
> Святитель Феофан Затворник сформулировал
концепцию бытовой деятельности как способ молитвенного делания: «Извольте
законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу
обращать его во время производства его». «Можно молиться, не стоя на молитве.
Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы
это делаете между делами, то и моли́тесь. Помню, у Василия
Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается
так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной
преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвой. Вот вам
и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей,
к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей-сидяк.
Главной их заботой должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств
при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение
превратит дела в молитву... Выходит, что как от хороших цветов
исходит хороший запах, так и от дел, с хорошим расположением делаемых,
исходит свое благовоние и восходит горе́, как фимиам из кадила.
Вот еще молитва» (Письмо 555). Требование святителя Феофана постоянно
посвящать дела Богу — не просто попытка компенсировать молитвенную
скудость, а стремление расширить само понятие молитвы, введя как полноценную
форму молитвы отношение к делу и жизни.
> Святые отцы разнообразно
подчеркивали необходимость непрестанной молитвы: в непрестанности есть возможность
уйти от искусственных временны́х разрывов в богообщении. Святитель
Григорий Палама пишет: «Нам надлежит не только самим молиться всегда,
но и других всегда учить тому же, всех вообще: и монахов,
и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей —
и побуждать их молиться непрестанно». Преподобный Симеон Новый Богослов учит,
что «тот, кто непрестанно молится, — в этом одном всё доброе
соединяет». «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», —
резюмирует преподобный Исаак Сирин.
> Наиболее распространенный тип непрестанной
молитвы — «Иисусова молитва»; традиционная по своему содержанию,
она отражает важную тенденцию к упрощению молитвословия, его высвобождению
от привязки к конкретному времени.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg / vk
*Так
не теряйте мужества, оно приносит великую награду. Вам нужна стойкость,
чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное. "Ведь
осталось еще чуть-чуть, и придет Тот, кто должен
прийти — Он не замедлит. Мой
праведник будет жить, потому что он верит,
но тот, кто отступится, не
угоден душе Моей". Мы же не из тех, кто отступается и гибнет.
Нет, мы из тех, кто верит и сохраняет свою жизнь. Вера есть залог
наших надежд и видимое проявление вещей еще невидимых. Благодаря
вере древние заслужили от Бога похвалу. Благодаря вере мы понимаем,
что вселенная создана словом Бога и всё видимое произошло из невидимого.
Благодаря вере Авель принес Богу лучшую жертву, чем Каин. За эту
его веру Бог принял его дары и тем засвидетельствовал его праведность;
и, хотя Авель умер, он благодаря своей вере продолжает говорить.
За веру Енох, не узнав смерти, был перенесен на небо: "и
не нашли его, потому что Бог взял его". Ведь Писание утверждает,
что до того как он был взят, "он нравился Богу". Без
веры же невозможно понравиться. Ведь тот, кто приходит к Богу, должен
верить, что Он есть и что Он награждает тех, кто Его ищет.* (Евр.10:35–11:6/*/)