>
Наше сознание неоднородно; это проявляется и в молитве. Часто в нас
говорит одиночество, оно словно выкрикивает слова молитвы, и «Я» износит
моление как себя самое. Сутью такой молитвы будет возглас: вот, я, Господи, —
это и есть самая святая и подлинная самопрезентация перед Богом.
>
Но в нас так же жив Адам, укрывшийся от Бога в кустах.
Православные чаще всего склоняются именно к такому типу молитвы —
мы как бы прячемся за ее текст, поэтому он должен быть подчеркнуто
не мой (не моего «Я»). Не совсем понятный, не на моем
языке и обязательно подписанный святыми именами: святителя Иоанна Златоуста,
преподобного Симеона Метафраста, святителя Василия Великого и т.д. Православный
предстоит на молитве, как священник на литургии: не он ее творец,
не его это идея, не он и действует в ней, а лишь
соприсутствует, так сказать, греется подле божественного тепла. Индивидуальность
сведена к благоговейному возношению канонических шедевров, поглощена ими.
>
Особенно это видно в наиболее архаичной форме молитвы — богослужении:
священнослужители непременно одеты по-иному, храм и всё в нём —
иное; священник подчинен чинопоследованию, так что и слов «паки и паки»
местами менять не смеет. Здесь нет места проявлению неповторимого «Я»
и неуместна самопрезентация.
> Самый личностный момент богослужения —
проповедь, но и на ней священники прячутся если не за чтением
Синаксария и святых отцов, то за дымкою цитат, славянизмов и специфическим
(иным) тоном проповеди.
> Задача спрятать «Я» проповедника и молитвенника
достигнута. В этом нет трусости, а только стыд Встречи, закрывший
собой ее благоговейную радость.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk