Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 03-Jan-2022 15:35
=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос рождается - славьте! Христос с Небес - встречайте! Христос на Земле - воспряньте! Пой Господу, вся Земля!
> Молитва как неоцененная ценность
> В вопросе о молитве прежде всего обращает на себя внимание некоторое несоответствие молитвенных практик классическим параметрам Бога. На эту неувязку указал и Сам Христос. Зачем излагать свои нужды перед Богом, если знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф.6:8)? Богу не нужна информационная часть молитвы: смысл не в произносимом, а в акте произнесения. В то же время едва ли не в каждой молитве мы перечисляем свои потребности или просто заказываем хлеб насущный. Эта нагрузка на молитвословия кажется излишней.
> То же и с красноречием в молитве: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им (Мф.6:7), то есть не думайте изяществом или обилием слов привлечь Бога, Он не купится на это. А мы испещрили свои тексты красивыми риторизмами, славянизмами и параллелизмами. Мы даже обращаемся к Богу не на том языке, на каком думаем о Нём, — это уже начало лицедейства.
> В Евангелии Господь указывает на некоторые важнейшие параметры молитвы: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе (Мф.6:5-6). Это о том, что моление не должно быть встроено в одобрительный контекст. Фарисеи молились на людях, так как это считалось признаком праведности. Но если мы, сами в себе, считаем молитву признаком праведности, происходит то же самое: определенное удовлетворение от молитвенной деятельности уже получено. Совет Иисуса закрыться в комнате противопоставлен социальному одобрению, которое делает молитву автономным удовольствием. Психологическая мзда (т.е. выгода) оказывается для нее достаточным основанием. Перемещаясь за «закрытую дверь», формула повторяется: я лично ценю и одобряю свое молитвенное делание, я лично считаю, что это благочестивее перед Богом, чем смотреть телевизор. И тут ловушка захлопывается: для произнесения молитвы появляется собственное психологическое основание.
> Выход из тупика — осознание абсурдности молитвы. Если Бог знает всё прежде прошения нашего (Мф.6:8) и больше сердца нашего (1Ин.3:20), то молитва есть только наша потребность, а не элемент угождения Богу.
> Если мы не уничтожим молитву как рейтинговый элемент, как единицу благочестия, мы попадем в ту же ловушку, в какую попали фарисеи I века и всех последующих. Статусность молитвы должна быть облегчена или снята полностью. Нельзя отдавать приоритет молящемуся перед немолящимся даже внутри самого себя. Иначе, сколько бы ты ни затворял дверь твою и втайне молился Отцу твоему, самооценка войдет вслед за тобой и поразит тебя собственным благочестием. Великие подвижники, дорожившие молитвой, платили за нее нарочитым и искренним самоуничижением.
> В истории христианства молитва стала автономной ценностью. Ею вымеряли святость святых, ею наставляли в постулатах правоверия, ею вызывали эмоции, пересказывали жития святых и обучали грамоте. Чтобы доставлять удовольствие уму и слуху, она обросла логическими и риторическими пируэтами, напевами, многоголосием и аккомпанементами. Наиболее ярким примером смешения молитвы и манифестации вероучения является пение Символа веры на литургии: это не молитва, но гармонично воспринимается так же, ведь молитва давно уже несет на себе немолитвенные тяготы.
> В наш век, пронизанный психологическим измерением чего угодно, лучше расценить молитву как индивидуальную <психологическую потребность>: «Господи, я знаю, что это глупо, но вот что я Тебе скажу...» В этом — необходимое юродство христианства: когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Кор.1:21). Мы должны обесценить практику молитвы, чтобы ее значимость как бонуса к духовности не заслоняла ее глубочайший смысл.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb / tg / vk
*Иисус сказал: "А для того человека, кто поколеблет веру у одного из этих простых и малых, было бы лучше, если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море. Если рука твоя тебя вводит в грех, отруби ее! Лучше тебе войти одноруким в Жизнь, чем с обеими руками войти в геенну, в неугасимый огонь! Если нога твоя вводит тебя в грех, отруби ее! Лучше тебе войти в Жизнь одноногим, чем с обеими ногами оказаться в геенне. Если твой глаз тебя вводит в грех, вырви его! Лучше тебе одноглазым войти в Царство Бога, чем с обоими глазами оказаться в геенне, "где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет". Каждый будет очищен огнем, словно жертва солью. Соль – хорошая вещь. Но если соль несоленой станет, чем вы вернете ей вкус? Имейте в себе соль! И будьте в мире друг с другом.* (Мк.9:42-50/#/)
* * *
*...пришли к <Иисусу> фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его: – Может ли по Закону мужчина развестись с женой? – А что вам заповедал Моисей? — спросил Иисус. – Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство, — ответили они. – Моисей написал вам такую заповедь, потому что сердца у вас черствы и упрямы, — возразил Иисус. — Но с самого начала, со времен сотворения мира, Бог "создал мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью". Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает. А в доме ученики спросили Его о том же. – Кто разведется с женой и женится на другой, тот согрешит, нарушив супружескую верность, — ответил Иисус. — И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого, то она совершит тот же грех.* (Мк.10:2-12/&/)
*********************************************
/#/ фрагмент еванг. чтения понедельника. /*/ содержит стихи из апост. чтения вторника.