> Прежде всего, важными
героями этой мистерии станут родители Иоанна Крестителя — Захария и Елисавета.
Им посвящено 43 стиха, то есть больше половины первой главы Евангелия
от Луки (в рождественском повествовании Матфея ни Иоанн Креститель,
ни его родители не упоминаются).
> Елисавета и Захария
бездетны, и оба достигли преклонных лет. Этим они напоминают героев
Ветхого Завета Сарру и Авраама, прародителей Израиля. Но затем, как
и в случае Авраама и Сарры, Елисавета, несмотря на свой возраст,
зачинает ребенка. Этот ребенок, которого позднее стали называть Иоанном Крестителем,
должен был стать подобием Илии, одного из величайших пророков Древнего Израиля,
который, как верили многие иудеи, вернется, чтобы предвозвестить царство
Божье, стать его предтечей. Затем Елисавета снова появляется на сцене,
когда ее навещает Мария (уже беременная Иисусом).
> Вторая
особенность рождественской мистерии в повествовании Луки заключается в том,
что женщины здесь играют куда более важные роли, <чем в повествовании
Матфея>. Это мы уже видели на примере Елисаветы. Причем роль Марии здесь
на порядок важнее, чем у Матфея, где она остается совершенно пассивной,
не произносит ни слова и не получает никаких откровений. На протяжении
большей части рождественской истории в изложении Луки Мария остается ее главной
героиней. Иосиф у Луки незаметен, в этом резкое отличие от версии
Матфея. В мистерии по Луке участвует еще одна женщина —
восьмидесятичетырехлетняя пророчица Анна, которая «<благодарила Бога и всем,
кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце>»
(2:38).
> Есть и третья отличительная особенность мистерии по Луке —
здесь много музыки. Сюда входят три гимна, то есть три песнопения.
Хотя сам Лука не называет их «гимнами», христиане распевают их на протяжении
многих веков, и вполне возможно, что эти тексты и были гимнами
изначально.
> Два первых гимна («Бенедиктус», песнь Захарии, и «Магнификат»,
песнь Марии) длиннее третьего (песни Симеона «Ныне отпущаеши»). В каждом
случае их исполняет один персонаж, так что мы можем себе представить
их как три арии. Кроме трех арий здесь есть краткое песнопение, которое в ночном
небе, к изумлению пастухов, исполняет хор ангелов:
«Слава
Богу в вышних небесах! Мир на земле людям, которых Он
возлюбил!» (2:14).
>
Четвертая особенность мистерии по Луке состоит в том, что сюда входят
самые привычные для христиан элементы Рождества (2:1-20). Вступление
к рассказу о нём осталось в памяти у многих: <«В то время
вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей
земле» (ст. 1)>. Иосиф и Мария отправляются
из Назарета в Вифлеем, где в хлеву рождается Иисус, которого кладут
в ясли. Затем появляются пастухи, <которые «сторожили ночью на пастбище
стадо» (8)>, им является ангел Господень, который
провозглашает: <«Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель —
Помазанник, Господь!» (11)>.
> И последняя
особенность мистерии, основанной на рассказе Луки: она будет намного
длиннее, чем мистерия по Матфею. И это связано не только с тем,
сколько стихов у Луки посвящено этому рассказу, но и с тем, что его рассказ
охватывает иной временной диапазон. Лука описывает обре́зание восьмидневного
Иисуса, его принесение во Храм, когда младенцу исполнилось сорок дней
от роду, где Иисуса приветствуют Симеон и Анна. Рождественская мистерия
по Луке должна закончиться эпизодом, когда двенадцатилетний Иисус в Храме
вызывает своей мудростью изумление учителей.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg / vk
*...пока
мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира. Но когда
исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной
и подвластного Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных
Закону и усыновить нас. И в подтверждение того, что вы – сыны,
Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий:
"Абба! Отец!" Значит, ты больше не раб, ты – сын.
А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:3-7/*/)