19
И вот вечером того же дня, то есть первого дня недели,
когда ученики, собравшись вместе, сидели, заперев двери из страха
перед еврейскими властями, вошел Иисус, стал перед ними
(20) и сказал им:
Мир вам! (21) И,
сказав это, Он показал им Свои руки и бок.
Ученики,
увидев Господа, обрадовались.
Мир вам! повторил Он. Как Меня
послал Отец, так и Я посылаю вас. (22) И с этими
словами Он дунул на них и сказал:
Примите Дух Святой!
23
Кому вы простите грехи,
тому они простятся,
а на ком оставите,
на тех грех останется.
24
А Фомы по прозвищу Близнец, одного из Двенадцати, не было
с ними, когда приходил Иисус.
25
Мы видели Господа! сказали ему другие ученики.
Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей
и не вложу в эти раны палец, а в рану
на боку руку, не поверю! ответил он.
26
Через неделю Его ученики снова были вместе, и Фома тоже
был с ними. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал
перед ними и сказал:
Мир вам! (27) А потом
говорит Фоме: Давай палец! Вот Мои руки. Давай
руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться,
но верь!
28
Господь мой и Бог мой! воскликнул Фома.
29
Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто,
не видев Меня, поверили! говорит ему Иисус.
30
Много и других чудесных знаков явил перед Своими учениками
Иисус, о которых не рассказано в этой книге.
(31) Но всё, что здесь
написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус
это Помазанник, Сын Бога, и чтобы, поверив, вы благодаря
Ему обрели жизнь.
∙
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома,
где собирались ученики Его, были заперты из опасения
от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, ∙
и говорит им: мир вам!
∙
Сказав это, Он показал им руки и ноги
и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам!
как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
∙
Сказав это, дунул, и говорит им: примите
Духа Святого.
∙
Кому простите грехи, тому простятся; на ком
оставите, на том останутся.
∙
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец,
не был тут с ними, когда приходил Иисус.
∙
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
Но он сказал им: если не увижу на руках Его
ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны
от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его,
не поверю.
∙
После восьми дней опять были в доме ученики
Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты,
стал посреди них и сказал: мир вам!
∙
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри
руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь
неверующим, но верующим.
∙
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
∙
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что
увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
∙
Много сотворил Иисус пред учениками Своими
и других чудес, о которых не писано в книге
сей.
∙
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус
есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя
Его.
> 7. «Фома же,
один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут
с ними, когда приходил Иисус».
Он один отлучился от учеников, по возвращении
услышал, что было, и отказался верить слышанному.
Господь опять пришел и неверующему ученику, предложил <коснуться
Своего бока>, показал руки и, явив признаки ран Своих,
исцелил рану его неверия. Что, возлюбленнейшая братия,
в этом вы замечаете? Неужели вы думаете, будто
это произошло случайно, что этого избранного ученика тогда
не было, а по пришествии он услышал, услышав,
усомнился, сомневаясь, осязал, осязав, уверовал? —
Нет, это произошло не случайно, но по Божественному
распоряжению. Ибо верховное милосердие дивным образом соделало
<так>, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти
<у Своего Учителя, исцелял> в нас раны неверия.
Ибо <для нашей веры неверие Фомы принесло больше пользы,
чем> вера учеников верующих, потому что когда он к вере
возвращается через осязание, тогда наш ум, поставленный
выше всякого сомнения, укрепляется в вере. Потому что Господь
по воскресении Своем попустил ученику усомниться, впрочем,
не оставил его в сомнении, так как прежде рождения
Своего Он хотел, чтобы <у Марии был жених>,
который, впрочем, не вступал в супружество с Ней.
Ибо ученик, сомневающийся и осязающий, соделался свидетелем
истинного воскресения так, как жених Матери был хранителем
чистейшего Ее девства.
> 8. Но он (<Фома>) осязал и воскликнул:
«Господь
мой, и Бог мой. Иисус говорит ему: ты поверил, потому
что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Если апостол Павел говорит: «Вера
же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11.1),
то <совершенно> ясно, что вера есть уверенность
в тех вещах, которые не могут быть являемы. Ибо <для того,
что видимо, не нужна вера, а нужно познание>.
<Но тогда почему, когда Фома видел, когда осязал>,
говорится ему: «ты поверил,
потому что увидел Меня?» — Но он
одно увидел, а в другое уверовал. Потому что Божество
не может быть видимо смертным человеком. Итак, он видел
человека, а исповедал Бога, говоря: «Господь
мой и Бог мой!». Итак, через видение
уверовал тот, кто, размышляя об истинном человеке, воскликнул,
что Он есть Бог, Которого невозможно видеть.
> 9. Весьма радостно то, что следует далее: «блаженны
невидевшие и уверовавшие». <Это сказано
как раз о нас — о тех, кто искренне
верует в Того, Кого не видели во плоти; о нас,
но только> если мы свою веру сопровождаем делами. Ибо
истинно верует тот, кто на деле выражает то, чему верует.
Напротив, <о тех, у кого вера только на словах>,
Павел говорит: «Они говорят,
что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны
и непокорны и не способны ни к какому
доброму делу» (Тит 1.16).
Поэтому Иаков говорит: «вера
без дел мертва» (Иак 2.26).
Поэтому <> блаженному Иову
Господь о древнем враге рода человеческого говорит: «вот,
он пьет из реки и не торопится; остается
спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его»
(Иов 40.18).
Ибо <что здесь означают воды>, если не поток
рода человеческого? — Потому что род человеческий
от начала до конца именно разливается, и как бы
море воды из жидкости плоти пробегает до назначенного
предела. Что <здесь означает Иордан>, если не <крещенные>? —
Т.к. в реке Иордане благоволил креститься Сам Виновник
нашего искупления, то справедливо именем Иордана выражается
множество тех, которые погружаются в таинство Крещения.
Следовательно, древний враг поглотил поток рода человеческого,
потому что от начала мира до пришествия Христова,
исключая <лишь немногих> избранных, привлек род человеческий
в утробу своей злобы <...>,
потому что не <считает чем-то значительным>, если
похищает неверующих. Но весьма важно то, что <добавляется>:
«остается
спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его»,
потому что после того, как он похитил всех неверных от начала
мира, решил наперед, что он может еще принять верующих.
Ибо он устами гибельного соблазна ежедневно пожирает тех, в которых
нечестивая жизнь не согласуется с исповеданием веры.
[ святитель
Григорий Двоеслов.Из
беседы 26 на Евангелия
(в публикации по этой ссылке, в отл. от др. публикация
в интернете, библ. цитаты заменены на Синод. перевод,
в ориг. издании перевода цитаты на ц.-слав.) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на
вопросы... #