> Иисус столкнулся лицом к лицу с центральными властями13
в Иерусалиме, где он осудил <.>
истеблишмент. Он знал, что это <будет стоить> ему жизни.
<Это была последняя битва, схватка не на жизнь,
а на смерть.>
> Он проклял смоковницу, <символизировавшую Храм, в котором>
деньги заняли место Бога (Мк.11,12-21). Он не признал <власти
первосвященников>, и возвестил священникам, что Бог отверг
их (12,9), а Израиль прекратил быть народом Божьим (Мф.21,43).
Он объявил, что Бог храмовых властей не был истинным, потому
что это был Бог мертвых <...> (Мк.12,18-27).
Он <нанес оскорбдение первосвященникам>, сказав им, что
сборщики налогов и проститутки ближе к Царству Божию, чем
они (Мф.21,28-32). Еще раз он свел Ветхий Завет к любви
к Богу и человечеству, не приняв во внимание религиозных
аспектов (Мк.12,28-34). Он опроверг учение книжников о Мессии,
<который должен восстановить царство Израиля и власть> династии
Давида (Мк.12,35-37). Он бросил серьезное обвинение руководителям
правящего режима, <нанеся им оскорбление> в присутствии
людей (Мф.23,1-36). Тем не менее, Иисус <...>
не скрывал своей печали о <бедствиях, которые грядут>
из-за упрямства <.> вождей (Мф.23,37-39).
> Когда схватка закончилась, Иисус оставил Храм, чтобы никогда
больше туда не вернуться. Он предрек разрушение Храма и города
ученикам, заверив их в то же <.>
время в успехе дела, которое начал (Мк.13)14.
> Вечеря
> Именно на своей последней вечере Иисус дал заключительно
наставление. Он продолжил начатое чудесным умножения хлебов,
когда обещал божественное благословение и изобилие бедным, разделившим
всё, что имеют. Хлеб должен быть разделен — но с хлебом
они должны были отдать всё, даже саму жизнь. Преломление хлеба
— выражение безграничной любви.
> <Вот что сделал Иисус.> Дав им всё, он собирался
отдать свою жизнь за них и за всё человечество.
То же самое должно совершаться в группах учеников. Этим хлебом,
образом и средством <выражения> любви <друг ко другу>,
является сам Иисус, и в подобной общине таинственно
присутствует он сам. Совместное вкушение тела и питье крови
Иисуса является созиданием нового народа Божия.
> <Итак, суть его последних слов состояла> в том,
что они должны жить и умереть, <также как> он жил
и умрет (это есть мое тело — это есть
моя кровь), что они следуют за ним до смерти,
<создавая новое общество учеников и противостоя> злу в мире,
как делал это он. Так как <эта задача не под силу
человеку>, он дает им свою собственную жизнь. Евхаристия,
в которой Иисус дал самого себя <> ученикам,
содержит требование жить в братстве и противостоять миру,
который убьет Иисуса.
> В то же <> время Иисус
ободрил их. Его смерть не будет концом всего; испытание
должно было скоро закончиться, и успех был гарантирован;
он объявил им о своем воскресении (Мк.14,27-31).
> Крест
> В <решающий момент> Иисус испытывал ужас и страдание (Мк.12,33).
Неужели он должен умереть, как преступник, чтобы обнажить зло
человеческого общества и спасти человечество? Он даже просил
Отца найти другое решение, но понял, что <одержать победу
в смертной схватке можно> лишь умерев; в противном случае
это было лишь словами, которым никто не поверит. Он принял
план Отца полностью. Он должен был разоблачить зло мира денег и власти,
убивающих Иисуса и людей. <Иисус готов был пожертвовать своей жизнью.>
> <Следуя своей стратегии, он не оказал сопротивления
и не позволил другим сделать это (Мф.26,50-52; ср. Мф.5,5);
он не хотел давать властям повода применить насилие под предлогом
справедливости. Он не дрогнул перед еврейским трибуналом.>
Он объявил, что является Мессией, что Бог с ним и против них,
что он обязательно одержит победу, а его противников ждет поражение (Мк.14,61-62).
> Религиозные <лидеры> плевали <в> него и велели
избить (Мф.26,67-68). Римские солдаты, представители репрессивного
аппарата <.>, насмехались над ним,
<когда он истекал> кровью (Мф.27,27-31). Находясь
под сильнейшим влиянием вождей, <народ требовал распять
его> на кресте (Мф.27,20-26). И, зная <о его невиновности>,
римский прокуратор осудил его на смерть (Мф.27,28).
> Крест Иисуса — радикальное осуждение несправедливого мира (Гал.6,14).
Нельзя убежать от креста, нужно либо остаться с <распятым>
на нём, либо встать вместе с распинателями — нет никакого
среднего пути. Всё, что Бог ценит, мир ненавидит и убивает.
Уважаемое миром Бог ненавидит. Через Иисуса Бог предлагает
всеобщее равенство, солидарность, взаимопомощь, свободу, любовь и счастье
с <Богом> как царем и отцом. Но господство,
насилие, несправедливость, религиозная и гражданская власть,
правящий класс и люди, <ожидающие, что учреждения обеспечат
их безопасность> , ненавидят жизнь и несут смерть.
Они <признали своим царем кесаря> (Ин.19,15).
> Всё же Бог не побежден. Юноша возвестил радостную
весть женщинам, хотя его слова были странными: «Вы ищете
Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес». Можно было бы
ожидать больше титулов: Иисуса Мессию, Сына Божия. Но нет,
юноша рассказывает простую историю: Иисуса, плотника из Назарета,
осудили как преступника. И он свидетельствует, что
Иисус воскрес. Это полное одобрение Богом жизни и служения Иисуса;
<весть Иисуса и борьба, которую он перенес, получили
одобрение Бога>, а враги Иисуса — враги Бога. Смерть, перенесенная
во спасение человечества, <ведет> к жизни. Бог не безразличен
к нашим стремлениям освободится от голода и притеснений
— в этом содержится <обещание воскресения> для последователей
Иисуса. История начинается снова <.>:
«Он <встретит> вас в Галилее. Там <вы> Его
увидите, как Он <сам> сказал вам» (Мк.16,5-7)15.
> 13 У Иисуса было
много трений со старейшинами в Галилее (Мк.2,1-12,13-17,23-28;
3,1-6; 8,11-12) и туда были направлены эксперты из столицы,
чтобы узнать, что в Галилее произошло с «провинциальным
пророком». Естественно, они увидели всё в неблагоприятном
для Иисуса свете.
> 14 Иисус знал, что его обвинение
приведет к смерти, но он
всё еще должен был некоторое время побыть с учениками,
чтобы дать им последние наставления и подготовить их к испытанию.
По этой причине он скрывался, ибо вожди уже решили
убить его (Мк.14,1-2), и им нужен был его ученик,
согласившийся указать на него (Мк.14,10-11).
> 15 Антисемитизм в Евангелиях?
Иногда евангелистов обвиняются в антисемитизме. Это — ошибка.
То, что случилось в Палестине, могло произойти в Греции
или Риме, если бы Иисус жил и действовал там; мир
— тот же самый на всём
протяжении истории. То, что это случилось в Израиле,
среди <народа, специально подготовленного Богом>, является
самым убедительным доказательством, что власть и богатство
<неизбежно> делают людей глухими к гласу Божию и толкают
на убийство его вестников (Мф.23,29-37; ср. Лк. 16,29-31).
Христианам было легче возложить вину за смерть Иисуса на еврейский
народ, чем испытывать угрызения совести, пробуждаемое Евангелием.
В отвержении и убийстве Иисуса была вина не евреев,
но насилия и жажды власти, которые были и есть
во всех народах во все времена, а не только
в Палестине первого века.
*"Идем,
- Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул;
но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу
смерти на веки!"*
*Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим
видя Лазаря,
и причитают: "Если бы был здесь Христос,
брат наш не умер бы!"*
*Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи
приготовим,
и Царю Христу, верные, воскликнем:
благословляйте, воспевайте, и превозносите
Его во веки!*
*В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы
злобы моей.
И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси
меня,
дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя,
крича: "осанна Богу!"!"*
*В гробнице Лазарь второй день сегодня,
и над ним проливают слёзы Мария с Марфой,
сёстры его родные;
Христос же идет к нему со святыми апостолами,
дабя явить великое чудо.*
*На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый,
Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка
воссесть,
ведь живешь на земле подбно нам, людям.
Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе;
Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять;
смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря
из мертвых.
А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в
радости,
воспеваем могущество благости Твоей, Господи.*
(из Постной Триоди, рус.пер.)