> 10Тогда Иуда Искариот, один из Двенадцати,
пошел к старшим священникам, чтобы выдать им Иисуса.
11Они,
выслушав его, обрадовались и обещали дать ему денег.
И он стал искать удобного случая выдать Его.
> Ст.
10 – Евангелист подчеркивает, что именно
это событие явилось побудительной причинойпредательства
Иуды. Великая и отчасти даже безрассудная любовь –
и рядом то, что всегда кажется человеку самым ужасным,
предательство. В течение двух тысячелетий людей волнует
вопрос, почему Иуда предал своего Учителя. Иоанн (12.6)
и отчасти Матфей считают, что причина была прозаической:
жадность, корыстолюбие. Но сумма, о которой
говорит Матфей, очень мала – тридцать денариев (26.15).
Лука (22.3) и Иоанн (13.2) говорят, что
в Иуду вошел Сатана.
> Предлагалось множество других
объяснений. Одни полагали, что Иудой двигала зависть и ревность
к другим ученикам, но из 4-го Евангелия мы знаем,
что он занимал отнюдь не последнее место в общине:
он был казначеем, и есть даже предположение,
что на последнем ужине он лежал на втором
почетном месте, рядом с Иисусом. Другие видят в Иуде
неуемное честолюбие: «Апостолы мыслили себе Царство в чисто
земных категориях и понятиях и мечтали о видном
и важном положении в нём. Должно быть, и Иуда
думал так же… Когда другие ученики продолжали верить
в свою мечту, Иуда уже понял, насколько она далека
от реальности… и очень может быть, что любовь,
которую Иуда когда-то питал к Иисусу, обратилась
в ненависть». {У. Баркли,
Толкование Евангелие от Марка, с. 355.}
Другие полагали, что Иуда принадлежал к партии экстремистов
и хотел спровоцировать Иисуса на открытое выступление
против Рима. Были и другие, романтические версии,
превращавшие Иуду в трагического героя, который из любви
к Иисусу исполнил повеление Бога стать предателем
(так у Леонида Андреева).
> Во время выступлений о.
Александра Меня ему почти всегда задавали этот вопрос.
Он отвечал так: раньше, в тихом и благополучном
XIX веке,люди с трудом моглипредставить такое
гнусное предательство и поэтому они романтизировали
Иуду, но тем, кто жилв XX веке, предательство
слишком хорошо знакомо, оно стало фактом повседневной
жизни, его причина коренится в страхе. В стране,
где доносительство стало массовым явлением, где предавали
детей, родителей, супругов, ближайших друзей, предательство
Иуды потеряло свой псевдоромантический ореол и стало
простым и тривиальным явлением жестокой реальности.
> Итак, Иуда пошел к старшим
священникам, чтобы выдать им Иисуса.
> Ст.
11 – Мы не знаем,
что именно сообщил им Иуда, вероятно, место, где
можно было арестовать Его ночью, не на глазах
у толпы. Вряд ли он сообщил им что-то касающееся
учения Иисуса, потому что он не предстал в качестве
свидетеля на суде.
> Марк ничего не говорит о количестве
денег, обещанных Иуде. Возникает даже ощущение, что деньги
были предложены священниками после того, как Иуда
совершил предательство.
*Вот,
Жених приходит в полночь,
и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет
беспечным.
Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
да не будешь смерти предана,
и заключена вне Царствия,
но воспрянь, взывая:
"Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам
Богородицы помилуй нас!"*
*Блудница приступила к Тебе,
мvро со слезами изливая
на ноги Твои, Человеколюбец,
и от смрада зол избавляется
повелением Твоим!
Дышавший же благодатию
Твоею ученик неблагодарный,
ее отвергает и нечистотою
покрывается,
по сребролюбию продавая
Тебя.
Слава, Христе, милосердию
Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий
совершив,
слез потоков я Тебе
вовсе не принес;
но в безмолвной мольбе
припадаю к Тебе, Благой,
с любовью целуя пречистые
ноги Твои,
дабы Ты даровал мне,
как Владыка, прощение долгов,
взывающему Тебе, Спаситель:
"От дел моих
нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена /
внезапно целомудренной явилась,
возненавидев дела
постыдного греха / и наслаждения телесные,
в уме имея великий
стыд / и суд с последующим наказанием,
которому блудники
и распутные подвергнутся.
Я являюсь первым из
их числа,
и, хотя страшусь,
/ но держусь порочного обычая, безумный.
Блудная же жена, убоявшись
/ и приложив старание, скоро пришла,
взывая ко Искупителю:
"Человеколюбивый
и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным
/ и коварным завистником,
лукавый Иуда оценивает
дар, достойный Бога,
ради которого был
отпущен долг грехов,
торгуя боголюбезной
благодатью.
Пощади души наши,
Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная
и оскверненная,
слезы проливая на
ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
"Как я взгляну
на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
Меня, умершую, из
бездны подними,
воздвигший Лазаря
на четвертый день из гроба.
Прими меня, злосчастную
Господи, / и спаси меня!"*
(Из богослужения Великой Среды/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).