> Трапеза Господня, Причастие, Евхаристия,
Месса — эти слова звучат для нас
как детские стишки «царь, царевич, король, королевич,
сапожник, портной». Прежде всего, следует сказать, что
названия здесь совершенно не важны. Да, в прежние
времена этот вопрос был поводом для великих
богословских, культурных и политических сражений:
как понимать слова и действия во время
службы с преломлением хлеба (если использовать нейтральное
название) и к какой категории отнести саму службу.
Это время прошло. Большинство христианских церквей
на протяжении последних нескольких десятилетий стихийно
сблизились в понимании того, что происходит
во время главной христианской службы, что
она значит и как в ней лучше участвовать.
Хотя некоторые проблемы с пониманием еще остаются.
Я надеюсь, что в этой главе мы сделаем
шаги к прояснению некоторых из них.
> Прежде всего, я хочу сказать
о трех важных вещах. Во-первых, мы преломляем
хлеб и пьем из чаши, вспоминая историю жизни
и смерти Иисуса, потому, что так повелел нам
Иисус: «Делайте это в воспоминание обо Мне».
Здесь всё просто. Более того, мы можем понять,
почему он это нам заповедал: потому что
эти действия объясняют смысл его смерти лучше,
чем что-либо иное. Это не теория: Иисус умер за наши
грехи, чтобы нас спасти, а не за то,
чтобы дать нам верные представления о чём-либо, хотя
верные представления и важны.
> Во-вторых, это не просто
нечто вроде симпатической магии, чего опасались подозрительные
протестанты. Это действие, подобно символическим
действиям древних пророков, становится той точкой,
где небо пересекается с землей. Павел говорит: «Всякий
раз, как вы едите этот хлеб и пьёте <из чаши>, —
вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет»
(1Кор 11:26). Павел не говорит, что это
удобный момент для произнесения проповеди. Подобно
рукопожатию или поцелую, здесь само действие что-то
сообщает.
> И потому, в-третьих, преломление
хлеба — это не просто повод вспомнить о том,
что случилось в глубоком прошлом (иногда подозрительные
католики приписывают такое понимание протестантам). Когда
мы преломляем хлеб и пьем вино, мы присоединяемся
к ученикам Иисуса в горнице на Тайной вечере.
Мы соединяемся и с самим Иисусом, молящимся
в Гефсиманском саду или стоящим перед Кайафой
и Пилатом. Мы становимся едины с ним, висящим
на кресте и восстающим из гробницы. Прошлое
и настоящее соединяются. Событие двухтысячелетней
давности становится трапезой, которую мы разделяем
здесь и сейчас.
> Но не только прошлое входит
здесь в настоящее. Преломление хлеба —
это один из тех моментов, когда тонкая перегородка,
отделяющая небо от земли, становится проницаемой,
а потому именно здесь Божье будущее врывается в настоящее.
Как дети Израиля, всё еще блуждающие по пустыне,
могли отведать плодов Обетованной земли, которые принесли
шпионы после своей секретной экспедиции, так и мы,
преломляя хлеб, можем ощутить вкус Божьего нового творения —
того нового творения, прототипом и родоначальником
которого стал сам Иисус.
> Отчасти этим объясняются его слова:
«Это есть тело Мое» и «Это есть кровь Моя». Чтобы
это понять, нам не нужны сложные метафизические
теории с длинными латинскими терминами. Иисус —
реальный и живой Иисус, который пребывает на небесах
и господствует над землей, Иисус, который внес
Божье будущее в настоящее, — этот Иисус
хочет не просто влиять на нас, но избавить нас;
не просто дать нам знания, но исцелить нас;
не просто дать нам темы для размышления, но дать
нам пищу, напитать нас самим собой. Вот в чём
значение этой трапезы.
> Величайшая проблема протестантских
церквей в отношении этой трапезы заключается
в идее, что это «доброе дело», которое люди «исполняют»,
чтобы снискать благорасположение Бога. Некоторые протестанты
до сих пор относятся таким образом к любому
«делу» в церкви, хотя, если мы не сидим молча
и неподвижно, мы неизбежно «делаем» что-нибудь
во время совместного поклонения. И даже
если мы выберем молитву в молчании, как это делают
квакеры, это всё равно остается общим делом: люди
собираются и хранят молчание. Разумеется, всегда
существует опасность забыть о смысле общего действия,
так что оно становится каким-то самодостаточным
ритуалом. Вспомним опять о бокалах и пластиковых
стаканчиках: в некоторых церквах хранятся самые лучшие
(если можно так выразиться) бокалы для вина
из тех, что они могли себе позволить приобрести,
но никого уже не заботит качество вина. А одновременно
есть церкви, которые так гордятся тем, что отказались
от бокалов и перешли на дешевые стаканчики,
что в них также люди больше думают о внешних
формах, чем о подлинном смысле происходящего.
> Так что опасность здесь, как можно
понять, заключается не в «католическом стиле»
ритуала. Люди могут забыть о главном, когда слишком
много думают о том, в какой момент и каким
образом правильно сотворить крестное знамение, но то же
самое происходит и тогда, когда они озабочены
тем, чтобы все воздевали руки во время молитвы
или чтобы никто не творил крестного знамения,
не воздевал рук и не делал каких-то еще
жестов. Однажды я столкнулся с таким явлением:
в одной церкви прихожане отказались от хора
с его одеяниями и органиста, которые казались
им «слишком профессиональными», а вместо этого задействовали
полдюжины людей, которые во время службы нажимали
на кнопки и перемещали движки, чтобы контролировать
звук, освещение и изображение на экране. Всё,
что мы делаем во время службы, может стать ритуалом,
обладающим самостоятельной ценностью. А одновременно,
всё, что делается во время службы, может стать чистым
актом благодарности и радостным ответом на дар
благодати.
> Теперь нам будет легче понять,
что имеют в виду представители некоторых христианских
традиций, которые называют службу преломления хлеба «жертвой».
Долгое время это слово вызывало споры, участники
которых делали две главных ошибки. Во-первых, многие
предполагали, что, принося ветхозаветные жертвы, люди
пытались что-то «сделать», чтобы снискать расположение
Бога. Это неверно. За таким представлением стоит
неправильное понимание иудейского Закона, где жертвоприношений
требовал сам Бог, а жертва была знаком благодарности,
а не попыткой подкупить или задобрить Бога.
Разумеется, мы не знаем, о чём думал каждый
древний иудей, приходивший поклониться Богу. Но жертвоприношения
были не средством давления на Бога, но давали
возможность ответить на Его любовь.
> Во-вторых, бесконечные запутанные
споры шли вокруг вопроса о взаимоотношениях между
службой преломления хлеба и жертвой, принесенной
Иисусом на кресте. Католики нередко говорили, что это
тождественные вещи, а протестанты видели в этом
попытку повторить то, что произошло один-единственный
раз и никогда уже не повторится. Обычно протестанты
говорили, что преломление хлеба — это иная
жертва, а не та, что принес Иисус (например,
что это «жертва хваления», которую приносят собравшиеся),
а католики видели здесь попытку добавить нечто новое
к уже совершившейся жертве Иисуса, которая (как они
могли бы сказать) «сакраментально» присутствует в хлебе
и вине.
> Я думаю, что мы можем выйти
из тупика этих бесплодных споров, если поставим поклонение
в контекст более масштабной картины неба и земли,
Божьего будущего и нашего настоящего, помня о том,
что эти вещи сходятся в Иисусе и в Святом
Духе. Согласно библейским представлениям (которые современное
мышление не столько опровергает, сколько просто игнорирует)
небо и земля пересекаются в особые моменты и в особых
местах, а особенно там, где присутствуют Иисус
и Дух. Подобным образом в некоторые моменты
и в некоторых местах Божье будущее и Божье
прошлое (то есть такие события, как смерть и воскресение
Иисуса) входят в настоящее — как если бы
ты сел за трапезу и вдруг увидел, что за твоим
столом сидят твои прапрадеды и твои праправнуки.
Так действует Божье время. Именно потому христианское
поклонение такое, какое оно есть.
> Я думаю, что эта картина
дает нам нужные рамки и для любых размышлений
о поклонении, и для любых споров христиан
о таинствах. Всё прочее — это примечания,
темпераменты, традиции и — будем реалистами —
личные симпатии и антипатии (так я их называю,
когда встречаю их в самом себе) и иррациональные
предрассудки (так я назову их, если встречу
у вас). И здесь две великих заповеди Закона
(любовь к Богу и любовь к ближнему) подскажут
нам, что делать. Как христиане мы должны быть
готовы проявлять милосердие и терпение. И нам
не следует лишать себя и наши церкви возможности
полноценно совершать важнейший акт христианского поклонения,
превращая эту трапезу в повод для ссор.