> Мы предстоим перед гробом. В нём
положено истерзанное, израненное Тело, снятое с Креста.
Перед нашей совестью встаёт вопрос: почему так состоялась
в нашем мире судьба Проповедника любви и прощения,
сочувствия и милости, пришедшего примирить нас с Богом?
И второй вопрос: легла на нас ответственность
за Его страдания и смерть?
> Христос учил о сострадании и самоотречении
и Сам исполнил это учение, принося Себя в жертву
любви.
> Чем вызваны смертельная ненависть
и зависть приведшие Его к смерти?
> Как могут любовь и забота
вызывать ненависть вместо благодарности?
> Христос спросил архиереев и фарисеев:
«Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,49).
> Разбойник на кресте свидетельствовал
о Нём: «Сей ни единого зла не сотворил» (Ин.23,41).
> Жена послала сказать Пилату: «Не делай
ничего Праведнику тому» (Мф.27,19).
> Пилат сказал о Нём: «невиновен
я в крови Праведника сего» (Мф.27,24).
> Кто же виноват в Его смерти?
Почему Его распяли?
> 1. Очевиден конфликт Христа с архиереями,
фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «предали Его
из зависти» (Мф.27,18). Но архиереи объясняют
свой поступок необходимостью и заботой о народе.
Когда Христос воскресил из мёртвых Лазаря, «архиереи
и фарисеи собрали совет и говорили: что нам
делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим
Его так, то все уверуют в Него; и придут
римляне и овладеют местом нашим и народом. Один
из них, некто Каиафа, будучи на тот год
архиереем, сказал: лучше нам, чтобы один человек умер
за людей, нежели весь народ погиб. С этого
дня положили убить Его» (Ин.11,47-53). Итак, Каиафа
предложил распять Христа не за вину, а из целесообразности,
из политической предусмотрительности, заботы о еврейском
народе. Сквозь высказанный повод просматривается зависть.
Христос назвал вождей народа лицемерами. Апостол пишет:
«они сохранили образ благочестия и отверглись
его силы» (2Тим.3,5).
> 2. Иуда предал Христа, но не желал
Его смерти: «увидев, что Христос осуждён, Иуда раскаялся
и возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам,
и удавился» (Мф.27,3). Сребролюбие привело к предательству.
Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным».
> 3. Пилат «знал, что предали Его
из зависти и хотел отпустить» (Ин.19,12).
Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой
вины не нахожу в Нём». Пилат предложил отпустить
Его ради праздника Пасхи (Ин.18,38-39). Иудеи же
кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю;
всякий, делающий себя царём, противится кесарю» (Ин.19,12).
Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения.
Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием,
а может и головой: «видя, что смятение
увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом
и сказал: невиновен я в крови Праведника сего».
Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умыл, сердце же
осквернил».
> 4. Народ требовал: «да будет распят!
Правитель спросил: какое зло Он сделал? Но они
ещё сильнее кричали: да будет распят!» Три дня
назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Теперь
требуют Его смерти. Когда Христос умер и поколебалась
земля, наступила тьма, завеса церковная разодралась надвое,
«весь народ, сошедшийся на позор*
сей, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь»
(Лк.23,48). Народ повёл себя легкомысленно и безответственно.
> 5. Воины бичевали Христа и распяли,
выполняя приказ. При этом они развлекались,
глумясь над Ним: надели терновый венец, багряницу,
трость вместо царского скипетра, кланялись и били
Его. Они выполнили приказ.
> Всех участников трагедии можно понять.
Типичная история повторяется от Адама до наших
дней. Никто не хочет взять на себя ответственность
за поступок, каждый винит другого.
> Наступило время вынести приговор, и Пилат
«умывает руки».
> Толпа кричит: "распни Его"
по послушанию архиереям. Разве можно не послушаться
авторитетных вождей, поставленных Богом? Сами вожди убедили
друг друга, что казнят опасного злодея: «Он – злодей,
развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим».
> Каждый имел оправдание, а все
вместе распяли Христа, Который «ни единого зла не сотворил».
Всех участников распятия объединяет грех. Это не общественный
грех. Грех всегда бывает личным. Вина всегда личная и ответственность
за неё тоже личная. Мы, отдалённые потомки, осознаём
себя соучастниками злодейства не потому, что были
там, а потому, что мы грешники.
> В этом первый смысл Креста: суд
над миром, который «весь во зле лежит» (1Ин.5,19).
Но виноват каждый в своём личном грехе.
> Второй смысл: Крест – это мой выбор!
Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины,
архиереи и каждый человек в толпе. Каждый выбирает
сам. Каждый свободен и может поступить не как
все.
> «Кто хочет по Мне идти, пусть
возьмёт крест свой». Взять крест означает не только
терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает
принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже
подвергается преследованиям.
> Чиновники поступают «по закону»,
«маленькие люди» поступают «по послушанию», воины
соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка
на благо всех. По-прежнему, пилаты умывают руки,
воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество
людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят
на торжество зла.
> Евангелие призывает вспомнить перед
этим гробом: у каждого есть выбор. «На суд пришёл
Я в мир сей» – говорит Христос. Каждый из нас
стоит перед этим гробом, как перед судом
своей совести.