15
Следом за Иисусом шел Симон Петр и другой ученик. Тот ученик
был знаком с первосвященником и поэтому вошел
вместе с Иисусом во двор первосвященника, (16) а Петр
остался стоять снаружи, у ворот. Потом тот другой ученик, который
был знаком с первосвященником, вышел, поговорил с привратницей
и ввел Петра внутрь. (17) И тут
служанка-привратница говорит Петру:
А ты случайно не ученик того человека?
Нет, ответил Петр.
18
Было холодно. Слуги и служанки разожгли жаровню и стали
греться. Петр тоже стоял рядом с ними и грелся.
19
Первосвященник допрашивал Иисуса о Его учениках и Его
учении.
20
Я говорил открыто, перед всеми, ответил Иисус.
Я всегда учил в синагоге и в Храме, куда приходят
все люди, и ничему не учил тайно. (21) Так
зачем ты Меня спрашиваешь? Спроси слушателей, о чём Я им
говорил. Они должны знать, что Я говорил.
22
При этих Его словах один из стоявших рядом стражников ударил Иисуса
по лицу и сказал:
Как Ты разговариваешь с первосвященником?!
23
Если Я сказал что-то не так, укажи, в чем Я не прав,
ответил Иисус. А если говорю правду, почему ты
Меня бьешь?
24
Потом Анна отослал Его, всё еще связанного, к первосвященнику
Кайафе.
25
А Симон Петр стоял и грелся.
Ты, кажется, тоже из Его учеников? спросили его.
Но Петр отрицал это.
Нет, ответил он.
26
А не тебя ли я видел в саду вместе с Ним?
говорит тогда один из слуг первосвященника, родственник тому,
которому Петр отсек ухо.
27
Петр снова отрицал это. И тотчас запел петух.
> Есть в нашем мозгу участок, по большей части закрытый
и не участвующий в процессе наших мыслей, но запах,
словно ключ, отпирает хранящиеся в нём воспоминания. Идешь по улице,
думая о чём–то совершенно другом, и вдруг завиток
дыма над чьей–то трубкой, легчайший аромат из сада, мимо
которого ты проходишь, переносит тебя на двадцать лет назад,
к тем воспоминаниям, о которых ты даже не подозревал.
Живо предстанет и место, и люди, и каждое сказанное
слово, а главное тогдашние впечатления. У многих
животных обоняние острее нашего, но наше я чуть было
не сказал, «не жук начихал». В общем, вы меня
поняли.
> В этой грустной сцене, когда Петр пытается доказать, будто
он не имеет никакого отношения к Иисусу, а его сердце,
обливаясь кровью, кричит: «Ты принадлежишь ему!», тоже присутствует
запах. Запах горящего дерева и угля как описать
его? Но и вы, и я всегда узнаете этот горький аромат.
И когда дым защекочет ноздри, вы непременно вспомните прошлый
раз, когда вдыхали этот дым, и что тогда было, что вы делали,
о чём говорили. Вскоре костер будет разложен вновь (21:9), и
оба они, Петр и Иисус, припомнят ту печальную ночь. Это специально
так устроено (что обычно для Евангелия от Иоанна)
память вновь пробуждается, чтобы рана была исцелена. Рана, оставленная
отречением в душе Петра и, смею предположить,
также в душе Иисуса.
> Как и у Марка, отречение Петра происходит на фоне
допроса у первосвященника. Здесь не вполне ясно, кто ведет
допрос: Каиафа, тогдашний первосвященник, или Анна, его тесть.
Можно предположить, что из дома Анны Иисус был отправлен
к Каиафе (стих 24) для более формального допроса (такой
допрос описан в других Евангелиях). В некоторых старинных
рукописях Иоанна строки переставлены, чтобы понятнее стали перемещения
в ту судьбоносную ночь. Но мне кажется, сбивчивый порядок
строк передает всеобщую растерянность: было темно, все были испуганы
до смерти, никто не понимал толком, что происходит.
> Но мы видим, как твердо Иисус отвечает первосвященнику
настолько твердо, что это сочли дерзостью и начали его бить.
Но всё равно в центре этой сцены Петр. Иисус говорит
первосвященнику истину, а Петр лжет рабам первосвященника, Иисус
говорит открыто, Петр таится. Но, по крайней мере, он пришел
сюда, в сад первосвященника, а все остальные разбежались,
кроме «другого ученика», упомянутого в стихах 15 и 16. Кто он?
Что делал в саду? Почему его не спрашивали, не принадлежит ли
он к числу последователей Иисуса? Или он был настолько молод,
что никто не интересовался его взглядами? Может быть,
это и был <любимый> ученик? Еще одна загадка той темной
ночи. Но Петр пришел к дверям первосвященника вслед за Иисусом,
и в этом поступке «хорошее» смешалось с «плохим».
> С одной стороны, в этом поступке выражалась его верность
Иисусу, но в то же время он понимал Иисуса в лучшем
случае наполовину, и как раз это недопонимание и подвело
его в данном эпизоде. Петр замерз, устал, решительный поступок
в саду отнял у него последние силы. Если стражники уличат
его, признают в нём не просто спутника Иисуса, но того
самого человека, который искалечил одного из слуг первосвященника,
так отважно и глупо выхватив свой меч, Петру, скорее всего, придется
разделить судьбу Иисуса. Именно этого старался избежать Иисус, когда
в момент ареста просил отпустить остальных. К чему же
в итоге сводится состояние Петра в ту ночь? Страх,
паника, ложь и отречение.
> Иоанн рассказывает эту историю очень просто, без лишних
украшений. В отличие от других евангелистов он не добавляет,
что Петр ушел из сада в слезах. Но к тому времени,
как мы прочтем стих 27, мы настолько вживемся в чувства
Петра, что едва ли не заплачем сами. Исцелить эту рану
сможет лишь рука пастыря ласковая, но твердая.
> А тем временем от Иисуса требуют ответа о его
учении и его учениках. Обычный допрос. Если сегодня схватят вождя
террористов, его тоже будут спрашивать о его словах и учении
и о его ближайших сподвижниках. Иисус ни словом не выдает
своих учеников и, похоже, не намерен предлагать властям
краткое изложение всего того, что он говорил за последние
два или три года. В этом ночном, поспешно созванном собрании
кто станет слушать притчи, а ведь большая часть его учения
только в форме притч и может быть изложена. Кто здесь
будет ломать себе голову над загадкой Царства Божьего, уже наступившего
и еще не наступившего, о тонких различиях между привычными
вооруженными и насильственными революциями и той революцией,
которую возглавил он сам? Идите, говорит он допрашивающим,
расспросите тех, кто слушал меня, пусть они вам скажут.
> Удар по лицу так, взмахнув рукой, Петр отсек
ухо рабу. Насилие уже началось и будет только нарастать.
Иисус принимает на себя то наказание, которое заслужил его ученик.
Петух прокричал и напомнил Петру о его же нарушенном
обещании и пророчестве Иисуса. Поутру начнут осуществляться и другие
предсказания: Сын Человеческий предстанет перед князем мира сего
или, по крайней мере, перед его официальным представителем. И вновь
свет воссияет во тьме.
[ Н.Т. Райт.(Перевод: Л. Сумм).
из кн. "Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий".
(Текст Евангелия в рассылке дан в переводе
В.Н. Кузнецовой) ]
ссылки по
теме :
+ +
+ Патриарх Варфоломей: Крестный
путь
+ + + Дороти Ли Сэйерс: Царь Израиля и правители
века сего
*Разве вам неизвестно, что ваше тело
храм, в котором живет Святой Дух,
полученный вами от Бога, и вы
не принадлежите себе?
Вас купили за большую цену. Так
славьте Бога своими телами!
*Относительно того, что вы писали мне
в письме:
"Лучше мужчине не прикасаться
к женщине".
Но раз так много разврата,
то пусть у каждого мужчины будет
своя жена
и у каждой женщины свой муж.
И пусть муж исполняет супружеский
долг по отношению к жене,
а жена по отношению к мужу.
Не жена хозяйка своему телу, а
муж,
равно как и муж не хозяин своему
телу, а жена.
Не избегайте друг друга, разве
только на время,
по обоюдному согласию, чтобы провести
время в молитве,
а затем снова сойтись,
иначе Сатана, нащупав слабое место,
может искусить вас.
Впрочем, тут я не приказываю,
а только уступаю.
Конечно, я желал бы, чтобы все
люди были, как я,
но у каждого свой дар от Бога:
у одного один, у другого другой.
*А вдовцам и вдовам я говорю: лучше
бы им жить одинокими, как я.
А не могут воздерживаться, пусть
женятся.
Лучше вступить в брак, чем гореть
в огне.
*А тем, кто в браке, я приказываю - впрочем,
не я, а Господь.
Жена не должна покидать мужа,
а если покинет, пусть живет одна
или же мирится с мужем.
И муж пусть не разводится с женой.
... каждый из вас пусть и дальше живет
так, как определил ему Господь,
пусть остается таким, каким его
призвал Бог.
Я даю те же указания всем церквам.
Был призван обрезанным - пусть
не удаляет обрезание;
призван необрезанным - пусть не
обрезается.
Обрезание - ничто и необрезание
- ничто,
важно лишь соблюдение Божьих заповедей.
Кто каким призван, пусть таким
и остается.
Если ты был рабом, когда был призван,
пусть тебя это не волнует.
Но если можешь стать свободным,
используй эту возможность.
Ведь раб, которого призвал Господь,
для Господа свободен,
равно как и призванный свободным
- раб Христа.
Вас купили за большую цену, так
не становитесь рабами людей!
Братья, кто каким призван, пусть
таким и остается у Бога!
... времени остается в обрез,
и надо, чтобы те, у кого есть жёны, жили так, словно
неженаты;
те, которые плачут, словно не плачут;
те, которые счастливы, словно несчастны;
кто что-то приобретает, словно ничем не владеет;
и тому, кто занят земными делами, не надо в них целиком
погружаться.
Потому что мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно.
И мне хочется, чтобы вы ничем не были озабочены.*
(1Кор.6:19-7:11,17-24,29-32/**/)
* * *
*В то время приходят к Иисусу из Иерусалима
фарисеи и учителя Закона.
Они спрашивают:
"Почему Твои ученики нарушают
предания отцов?
Не омывают рук перед едой..."
Он возразил:
"А вы почему нарушаете заповедь
Бога ради своего предания?
Бог сказал: "Почитай отца
и мать"
и "Оскорбивший отца или
мать карается смертью".
А вы говорите:
"Если кто скажет отцу или
матери:
"Что ты мог бы иметь
от меня - то мой дар Богу",
ему уже не нужно почитать
отца".
Этим вы отменяете слово Бога
ради вашего предания.
Лицемеры! Хорошо сказал о вас
пророк Исайя:
"Этот народ чтит Меня устами,
но сердце его далеко от
Меня.
Тщетно их поклонение:
они учат человеческим заповедям,
как Моим".
Подозвав к себе народ, Иисус
сказал:
"Послушайте и постарайтесь
понять.
Человека делает нечистым
не то, что входит в уста,
а то, что исходит из уст".
/.../
"Объясни нам эту притчу",
обратился к Нему Петр
"Как, и вы такие же бестолковые?
Не понятно вам, что то, что входит
в уста,
идет в желудок, а оттуда выбрасывается
в отхожее место?
А нечистым делает человека то,
что исходит из уст.
Ведь из сердца человеческого исходят
злые помыслы,
ведущие к убийствам, супружеским
изменам, разврату, воровству,
лжесвидетельствам, сквернословию.
Вот что делает человека нечистым.
А есть неомытыми руками
это не делает человека нечистым".
(Мф.15:1-11,15-20/***/)
*********************************************
/*/ содержит фрагмент
апостольского чтения вторника.