вып. #3111 ...христианство не разрешает проблемы... / 3-4/VII/14 (чт,пт)
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
03-Jul-2014 15:04
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Я уверен, например,
что я не призван ни к какому личному руководству
людьми. Нелюбовь к "интимным" исповедям, ко всяким
личным излияниям. Когда я исповедую, у меня всегда чувство,
что это не я, а кто-то другой и что всё, что я говорю,
безличные прописи, не то, совсем не то. Но от священника
ждут, требуют такого руководства, в нём видят суть священства.
Может быть, я страшно ошибаюсь, но я как-то никогда не видел
никакой особой пользы, вокруг себя, в Церкви от этого
духовничества. Напротив, видел всегда скорее вред: потакание эгоцентризму,
тонкой духовной гордыне (с обеих сторон), какому-то сведению
веры к себе и своим проблемам. Суть христианства
мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно
не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека
в тот план, где их нет. В том же плане, в котором
они есть, они потому и есть, что они неразрешимы. Поэтому
христианство есть всегда проповедь то есть явление
того, другого, высшего плана, самой реальности, а не объяснение
ее… Мне скажут: а старчество, которым так модно сегодня
заниматься? Возможно, даже наверное, что старчество есть особое
призвание в Церкви, не совпадающее со священством,
с пасторством как таковым. Но ведь и это призвание,
если всерьез принять всё то, что мы о старчестве знаем,
совсем не в этом вот интимном духовничестве, не в объяснениях
и разрешениях проблем, а в том же явлении самой реальности.
И потому так опасен псевдостарец, столь расплодившийся в наши
дни и сущность которого в духовном властолюбии. На это
псевдостарчество толкает сама система, делающая из каждого
священника "духовника" и маленького "старца".
В Православной Церкви почти уже нет монахов, которые бы
не считали своим священным долгом через два года после пострига
писать трактаты об Иисусовой молитве, о духовности и об аскетизме,
учить "умному деланию" и т.д. Нет и священников,
которые бы не считали себя способными в пять минут
разрешить все проблемы и наставить на путь истинный…
> Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того
случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует
его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения.
А что же делать со всеми этими обычными "состояниями"?
Я убежден, что подлинная проповедь есть всегда (о чем бы
она ни была) одновременно и ответ на них, и их
исцеление. Ибо она всегда есть проповедь о Христе, а всё
это "снимается" только Христом, знанием о Нём, встречей
с Ним, послушанием Ему, любовью к Нему. Если же проповедь
не есть всё это, то она и вообще не нужна. И сила
ее в том, что подлинный проповедник и к себе обращает
проповедь на свое уныние, маловерие, теплохладность
и т.д. И что же к этому могут прибавить разговоры?
> Поразительно, как люди, "интересующиеся духовной
жизнью", не любят Христа и Евангелие. И понятно,
почему: там ничего не сказано о "духовной жизни",
как они ее понимают и любят. Где это я читал, что именно
о такой духовности притча Христа об очищенной клети, занимаемой
еще худшими злыми духами? Грешник кается и обращается. Лжедуховный
осужден на гибель: это и есть хула на Святого Духа.
Как всё это страшно! Я со всей силой ощущаю, что одна
из главных опасностей всегда и всюду псевдорелигия,
псевдодуховность… Вообще "псевдо" (псевдобогословие, например…).
[ свящ. Александр Шмеман.
Из дневников(из записи от 27 сентября 1973) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить
на вопросы... #