> 6 Мы имеем дарования, по данной
нам благодати разные, и должны использовать их соответственно.
Если пророчество то в согласии с верой. 7 Если
служение то в служении; если кто учитель
то в учении; 8 если кто увещатель
то в увещании. Кто раздает в щедрости,
кто милует с веселостью.
> 9 Любовь
должна быть нелицемерна. Ненавидьте зло, прилепляйтесь к добру.
10 В братолюбии будьте друг с другом как родные; каждый считайте
другого более достойным уважения. 11 В усердии
не ослабевайте. Духом пламенейте. Господу служите. 12 В надежде
радуйтесь, в страдании будьте терпеливы, в молитве постоянны.
13 В нуждах народа Божьего принимайте участие
и обязательно будьте гостеприимны к странникам.
> Семеро друзей встретились, как и договорились еще
<накануне вечером>, в десять часов утра. Они были полны
радостного предвкушения: ведь они задумали такую замечательную
вещь!
> Дело обстояло так. Они вдруг обнаружили, что всех их интересует
садоводство. До того интересует, что они готовы хоть сейчас
всё бросить и взяться за устройство нового сада. А надо
сказать, что на тридцать километров в округе не было
должного садоводческого центра: то есть спрос явно бы возник.
Но вот вопрос: с чего начинать? И кому какие роли поручать?
> Джеффри и Рут были прирожденными лидерами. Поэтому
все быстро согласились, что они‑то и станут координаторами
проекта. У Джеффри было
полно связей в деловом мире, и в их краях,
и в Лондоне. Ему было сподручно встретиться с нужными
людьми, навести справки, разведать обстановку и выработать стратегию.
Рут имела двадцатилетний стаж работы в банке: кому как не ей
заниматься финансовой стороной дела. А вот Томасу, который и за своими‑то
деньгами не умел приглядеть, не говоря уже о чужих,
всё не терпелось начать что‑то выращивать, особенно овощи.
Поэтому он был счастлив, когда все согласились, что ему
и надо это поручить. Ребекка еще с детства увлекалась
садами, и ей доверили приглядывать за цветами и кустами.
Джерри мастер на все руки. Дай ему несколько
минут, и он тебе построит изгородь, починит газонокосилку и приделает
колеса к тачке. Его помощь была очень востребована. У Мэтью
другая задача: он знал графство как свои пять пальцев, а на предыдущей
работе научился убеждать людей покупать вещи, которые им и в голову
не приходили. Кому как не ему найти заинтересованных партнеров!
> А Ричард? Тут возникла легкая заминка. С ним
незадача: хотя сады он любил и энтузиазмом горел не меньше
остальных, руками ничего делать не умел. В свое время он получил
хорошее образование, но не остался работать в университете.
Но он был всем лучшим другом, всегда поднимал всем настроение.
И тут им в голову пришла мысль. Ричард будет главным в офисе,
будет встречать людей, вести корреспонденцию и составлять отчеты.
Он тот человек, который всё сделает, как надо. Сказано
сделано.
> Наверняка, многие христиане подумали: вот бы так почаще
в церкви! А ведь редко встречается, к сожалению. Между
тем Бог уделил каждому разные дары, которые в их многообразии
так востребованы для благовестия! Конечно, отчасти тут дело
в характере: у одних людей лидерская натура, у других
педагогический дар, третьим легко удается налаживать контакты. Но
не только природный характер. Как говорит Павел в ст. 6,
это зависит и от благодати Божьей. Часто божественная
благодать способствует развитию в человеке уже существующих
способностей и талантов, но иногда у него открываются
и совершенно новые дары, о которых ни он, ни окружающие
даже не подозревали.
> Церкви очень важно распознавать и ценить эти разнообразные
дары, полагать их на жертвенное служение Богу. Но тут возникает
проблема. Не всё всегда складывается так гладко, как в том
случае из жизни, который я привел. Условно говоря, возможен
такой вариант: сразу два человека хотят выращивать овощи, тогда
как всем абсолютно ясно, что одному из них лучше бы заниматься
финансами. Подчас приходится слышать, как кто‑то в церкви
не терпящим возражения тоном говорит: «Это мое служение»,
и, дескать, давайте, признавайте его и помогайте. Хотя, возможно,
такое «служение» начисто лишено смысла, и человек (а то
и целая церковь!) остается слеп и глух к воле Божьей,
не понимает, что от него требуется на самом деле.
> И всё‑таки мы видим, что Бог действует
в Церкви: дает многообразие даров, и они идут во благо.
Некоторые из них перечислены в ст. 6–8, и показательно,
что нигде нет речи об «ординации», «рукоположении»
на несение этих служений. Пророчество (т. е. истолкование
библейской истины по вдохновению Духа) может быть дано всякому,
хотя верующие, которые ощущают в себе этот дар, должны остерегаться
высказывать первое, что придет на ум (тут есть свои
духовные опасности): следует сообразовываться с верой. Иными
словами, когда ты, к примеру, говоришь об Иисусе, то должен
ясно представлять, что говорит о нём христианское учение,
и не должен этому противоречить. То есть важно не перепутать
подлинное вдохновение с экстазом, который, кстати, может способствовать
отнюдь не взрослению в христианской жизни, а капитуляции
перед «веком сим» (например, «романтическим» движением).
> Большинство служений в ст. 7–8 отнюдь не легкие,
и Павел советует читателям приготовиться к этому. Как говорится,
нужно подойти к делу «засучив рукава»: разберись, в чём
состоит твоя задача, потом составь план работы, всё тщательно продумай,
потом рано утром подъем и вперед! Нельзя поддаваться первому
порыву. Христианское служение отнюдь не хобби (каким
его подчас считают), а божественное призвание. Если призвание
состоит в том, чтобы подавать кофе после литургии, пусть это будет
делаться со сноровкой и улыбкой. (И желательно, чтобы
подаваемый напиток соответствовал христианским стандартам качества!)
Если у кого‑то дар учительства, это не значит, что нужно
вставать и говорить всё, что в голову придет: необходимо
подготовиться, собрать материал, изучить вопрос. И так далее.
Отметим, в частности, что апостол заповедует совершать добрые
дела с «веселостью». Ибо ничто так не разрушает плоды
христианских трудов, как мрачный и постный вид.
> Лицемерная улыбка бывает ничуть не лучше, чем угрюмость.
Как пишет Павел в ст. 9, «любовь должна быть нелицемерна».
Тут возникает проблема. Многие недоумевают: дескать, если человек
не симпатичен, как его можно любить? А если любить
нам всё‑таки заповедано, как уйти от лицемерия?
> Отчасти Павлов ответ состоит в том, что «любовь»
это не столько то, что люди чувствуют, сколько то, что они
делают. В ранней Церкви «любовь» часто понималась очень конкретно:
помогать другим людям в их нуждах (например, помогать деньгами).
Ладно, допустим, какой‑то человек не очень нравится: помолившись,
всё равно можно и нужно протянуть ему руку помощи.
> Конечно, речь не о том, что мы должны делать
милости холодно и свысока, словно давая подачки. Однако в церковной
жизни мы снова и снова обнаруживаем, что когда мы ведем
себя с человеком так, словно его любим, мы (к нашему
величайшему удивлению!) постепенно начинаем замечать, что наше отношение
к нему заметно улучшилось. Ну а если дожидаться, пока наши
мотивы станут стопроцентно чисты, мы, возможно, так ничего полезного
и не сделаем.
> В отличие от задач в ст. 6–8 заповеди в ст.
9–13 обращены ко всем христианам. Естественно, каждая из них
имеет для разных людей разную степень актуальности: скажем, одним
нужнее научиться терпению в страдании, а другим
странноприимству. Но предполагается, что все христиане должны
вести себя так большую часть времени. Перечтем эти стихи
и ощутим простую, практическую энергию, которой они наполнены.
Павел пишет конкретно и делово. Отметим, в частности, заповедь
в ст. 9: ненавидеть зло, прилепляться к добру. Яснее не скажешь.
Апостол исходит из того, что все более–менее знают, что
на свете есть много вещей хороших и много вещей дурных.
Христиане отнюдь не свободны от базовых нравственных стандартов,
которые признают практически все общества. Более того,
как станет ясно из следующего отрывка, они должны являть
окружающему миру подлинно чистую человеческую жизнь.
[ Н.Т. Райт.(Перевод: Г. Ястребов).
из кн. "Павел. Послание к римлянам. Популярный комментарий". ]