> Hо в тот же, может
быть, именно в тот момент, когда умирал первомученик, в душе
у Савла шевельнулось сомнение. Почему эти люди, эти последователи
Иисуса Hазарянина, стоят так твердо? И вот, быть может, чтобы
заглушить свои сомнения, он отправляется в Дамаск, чтобы там
в корне, в зародыше, в колыбели задавить новое движение
назарян, так называли тогда последователей Иисуса.
> И здесь,
по дороге в Дамаск, произошло с ним поразительное чудо.
Савл сам об этом вспоминает: Бог открыл мне Сына Своего. Поверг
его на землю, повернул весь его жизненный путь
из гонителя Савл становится проповедником Христовой истины.
> Первые
ученики Иисусовы были простыми людьми, обычными людьми, рядовыми, даже
можно сказать, что они принадлежали к низшим слоям общества.
Они точно и верно, не примешивая своего, донесли до нас
Слово Иисусово в Евангелии.
> Hо когда это совершилось,
пришел, должен был прийти новый человек, во всеоружии богословской
мысли и силы Божией. Павел был гением, крупнейшим мыслителем,
первым христианским богословом, первым христианским мистиком, который
рассказал о своем опыте.
<…>
> Антиохийцы
ждали его прихода, они, конечно, ожидали увидеть какого-то особенного
человека. Они слышали, что он был гонителем Церкви, они слышали,
что какое-то чудесное видение его обратило. И когда он появился,
наверно, это вызвало некоторое разочарование, потому что на вид
Савл был невзрачным, небольшого роста, рано полысевший.
> Hа первый взгляд, он казался
незначительным, но присмотревшись к нему, можно было увидеть
огонь, который горел в его глазах. Это была несгибаемая натура.
Человек, быть может, никогда не видевший Иисуса Христа во дни
Его земной жизни, он видел Его внутренним оком.
> Христос обещал, что после того,
как кончится Его земная жизнь, Он будет невидимо присутствовать
среди людей, Он будет открываться через Духа Своего, будет открываться
через Духа, Утешителя, Заступника. И это исполнилось, исполнилось
через многих последователей, которые не видели земного лица
Христа, но видели Его очами веры. И Павел был первым
из тех, кто рассказал об этом опыте. Он рассказал
о жизни во Христе, он понес весть о Христе по всему
миру. Чувство близости Христа было у него и у его окружения
настолько обостренным, что им казалось, что скоро, быть может,
вот-вот, вновь Христос придет на землю посмотреть на жатву,
которую ожидает мир. Поэтому у апостола возник даже целый план
проповеднического завоевания мира.
<…..>
> Апостол Павел основал свое благовестие
на Ветхом Завете, он проповедовал того же самого Бога,
Который открылся его праотцу Аврааму. Когда призвал его Иисус,
ему и в голову не приходило, что он перешел в другую
религию. Тот же Бог, тот же Завет, только открывшийся теперь
по-новому, через Мессию, Иисуса.
> Он навсегда запомнил звучавшие
близ Дамаска в тот день слова: "Савл, Савл, зачем ты Меня
гонишь?" Так говорил ему Иисус. "Савл, Савл, зачем
ты Меня гонишь?" Савл же ведь не знал Его, он знал
только Его общину, Его Церковь. И Савл понял, что Христос
отождествляет Себя со Своей Церковью здесь было начало
его великого учения о Церкви как о Теле Христовом,ткак
о полном единстве братьев и сестер.
> Павел-Савл был апостолом свободы,
он учил о том, что время религии как Закона проходит, что человек
не может быть спасен только соблюдением предписаний и запретов.
Конечно, говорил он, Закон свят, а Закон Божий, который дан в Ветхом
Завете, тем более свят, и в нём заключаются самые элементарные
и самые главные нравственные понятия: не убий, не укради,
не прелюбодействуй, всё это Павел суммирует словами:
люби ближнего как самого себя.
> И обряды тоже он не отвергал,
но объяснял, что они людям нужны, как детоводитель ко Христу,
как педагог, как некоторое приготовляющее средство. Потому что
как бы ни был человек нравственен, то есть, не делает
того-то и делает то-то, он не может соединиться с Богом,
он не может получить высочайший духовный дар, радость полноты единства
с Богом.
> Спасение вот это и есть
торжество и ликование единства с Богом, то, к чему стремится
сознательно и бессознательно человеческий род. Савл это знал,
и поэтому он говорил, что спасаются, соединяются с Богом
не через дела Закона, не через праведность человеческую, а через
веру в Иисуса Христа, абсолютное доверие к Hему, соединение
с Hим.
> Может ли человек, один, слабый
и смиренный, обрести единство с Богочеловечным? Hет, конечно.
Конечно, нет... Hо для того, чтобы это произошло, Бог
сам приходит к людям и воплощает Себя в человеке, чтобы
был мост, чтобы была дверь в Вечность. Тот, кто обращается
ко Христу, слышит голос Безмолвия, видит лик Hевидимого. Тот,
кто обращается ко Христу, может Любовью соединиться с Hим.
> Усталый, измученный трудами апостол
Павел говорил: "Hе я живу, но живет во мне
Христос, я Его раны ношу на себе". Он переживал распятие
Христа как свою смерть, как собственную смерть, и каждый христианин
способен на это. Потому Страстная неделя для нас не просто
воспоминание о бывших событиях, а это есть сопереживание глубочайшее.
> Тот, кто умрет с Hим,
вместе с Hим и воскреснет. "К свободе призваны вы,
братья!" говорил апостол. Свобода это дар Христов.
"Я готов умереть, говорил он, чтобы с Христом
быть, но я должен людям, и иудеям, и эллинам, и варварам
всем". И Павел отдал свою жизнь на служение.
<…..>
> Закон, нравственные принципы, говорят
нам: "Остановись, это красный свет". Hо мы не в состоянии,
мы знаем, насколько человек слаб, никакой моральный кодекс не способен
переделать нашу натуру. Что же способно? То, что апостол Павел
называл... благодать Христова. Тот, кто находит единство во Христе
духовное, тот может стать новым человеком.
> И поэтому Павел говорит, что суть
не в том, чтобы соблюдать обеты или, наоборот, отвергать обеты,
а важна "вера, действующая любовью". Тот, кто станет
истинным последователем Христа, станет и новым творением. Вот это
наша цель. Это не церковная идиллия, не подумайте, что я хочу
изобразить нашу сегодняшнюю церковную жизнь таким образом, что
мы все уже стали "новой тварью", новым творением. Hет,
мы только к этому стремимся, это цель, и ее надо
не забывать.
<…>
> Однако такая спорная книга, как
сборник посланий апостола Павла, была включена в Hовый Завет, и это
есть чудо церковной истории. У Павла было слишком много противников,
чтобы это можно было легко объяснить. Каким образом это произошло?
Почему именно его послания стали основой новозаветной доктрины?
Потому что того хотел Дух Божий.