> 6.12
не подчиняет вас его вожделениям —
в некоторых рукописях: «не подчиняет вас ему своими
вожделениями». > 6.16
что ведет к смерти — в ряде рукописей эти слова
отсутствуют.
> 6.12
Гал 4.7 6.13
Рим 12.1; Эф 2.5; 5.14 6.14
1Ин 3.6 6.15
Рим 5.17,21
> 6.16
Ин 8.34; 2Петр 2.19 6.18
Ин 8.32 6.21
Рим 7.5; 8.6,13 6.22
1Петр 1.9
> 6.23
Рим 5.12,15
> Отрывок построен на антитезах
греха, зла, порока, смерти и Божьей доброты, жизни, добра и освящения.
Павел опровергает ложные взгляды на мораль христиан, живущих
под благодатью, а не под Законом. Это не только
свобода от греха, но и от определенного образа жизни,
это свобода свободно служить Богу.
<…..>
> Ст. 18-19а
Вас освободили от рабства у греха, но для того,
чтобы вы стали рабами добра Впервые в этом
письме появляется тема свободы, хотя и в контексте рассуждений
о рабстве. Это предостережение тем, кто считает,
что отныне им всё дозволено. Нет, христиане лишь поменяли владельца.
<…> Вас освободили дословно: «Вы были
освобождены»; это значит, что освободил их Бог
(). Я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости,
чтобы вам было яснее Апостол объясняет, что «рабская»
лексика, которую он употребляет, избрана им для того,
чтобы объяснить очень сложные богословские вещи при помощи
понятногодля читателей примера. Вероятно, многие из тех,
кому предстояло услышать или прочитать это письмо, были
шокированы тем, что о них говорят как о рабах. Ведь, несмотря
на то, что жизнь у некоторых рабов была лучше, чем у свободных,
все жаждали получить свободу. Она считалась высшей ценностью.
Но Павел сознательно употребляет такие контрасты, как смерть
и воскресение, рабство и свобода.
> Ст. 19б И как
некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку,
для дурных дел, так теперь отдайте себя в рабство
добру, чтобы посвятить себя Богу Здесь в основном
повторена мысль, уже высказанная раньше, в ст. 13. Некогда,то есть до обретения веры и до крещения,
христиане жили в рабстве у греха, как все те, кто
«в Адаме». Павел подчеркивает параллель между тем, как раньше
они добровольно отдавали себя в услужение пороку, и тем,
как теперь они должны оставить всё это в прошлом,
приняв твердое решение отдать себя полностью Богу, перейти в рабство
к Нему. Нечистота очень еврейское понятие,
так назывались идолопоклонство и разврат. И пороку,
для дурных дел дословно: «беззаконию для беззакония»,
что значит, вероятно, «всё большему и большему беззаконию».
См. 1.18-32. Первоначально «беззаконие» означало отсутствие Закона,
поэтому это была характеристика язычников, но в более
поздние времена слово стало употребляться в более широком смысле,
означая «зло, порок».
> Посвятить
себя Богу дословно: «для освящения». Это слово
не так уж часто употребляется в Новом Завете (см.
6.22; 1Кор 1.30; 1Фес 4.3,4,7; 2Фес 2.13; 1Тим 2.15; Евр 12.14;
1Петр 1.2). В Ветхом Завете оно означало отделение священников
от ритуальной нечистоты (см. Исх 19.6). Это понятие
было очень распространено в кругах фарисеев и особенно
ессеев, которые, будучи мирянами, стремились к достижению той степени
чистоты, которая требовалась только от священников. Бог назывался
святым, что означало Его инаковость, запредельность. Поэтому
всё, что Ему принадлежит, тоже должно быть «отделено», свято.
Отсюда возникают такие понятия, как святая земля, святой храм и т.
д.Народ Израиля тоже был свят в том смысле, что был отделен
Богом для Себя. Итак, первоначально освящение было культовым
термином. Но постепенно оно стало включать в себя
и высокие нравственные качества. Одно из первых самоназваний
христиан было «святые», это были не отдельные высоконравственные
люди, но все члены Церкви, потому что они принадлежали Богу и Христу.
Все они, как сказано в 1-м Письме Петра, «избранный
род, священство Царя, святой народ, Божье владение» (1Петр 2.9).
Говоря об освящении христиан, апостол никоим образом не имеет
в виду культовое освящение, которое требовало бы их ухода
из мира в некую христианскую резервацию (см. 1Кор 5.10).
Итак, христианское освящение это понятие духовное
и нравственное, это отдача себя Богу и стремление жить
по Его воле и не быть запятнанными пороками, то есть
полное посвящение себя Ему и преображение. Процесс освящения
начинается в человеческой жизни, когда человек становится рабом
Бога, рабом, услышавшим Его призыв и исполняющим Его волю.
Он должен ежедневно предоставлять себя Богу «как живую
жертву, освященную и угодную Ему» (12.1).
> Ст. 20 Когда
вы были рабами греха, вы были свободны от добра
Перед нами еще один парадокс. См. притчу Иисуса о том,
что человек не может служить двум господам (Мф 6.24).
У рабов греха есть только один хозяин грех.
> Ст. 21 Какую
пользу вы от этого получили? Получили то, чего теперь стыдитесь,
а в конечном итоге смерть
Слово, переведенное как польза, в оригинале означает
«плод»; оно широко употреблялось в переносном значении. Люди,
увидевшие истинный свет, стыдятся того, чем они занимались,
когда пребывали во тьме. Грех ведет к смерти
см. 6.16. Ср. Иак 1.15: «Грех же, созрев, производит
на свет смерть». Послушание греху неизбежно заканчивается
смертью не только физической, но и духовной.
> Ст. 22
Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога, вы получаете
в награду освящение, а в конечном итоге
вечную жизнь См. ст. 18. Награда
буквально: «плод». Освящение См. коммент.
на 6.19.
> Ст. 23 Плата, которую платил грех,
смерть, а Божий дар вечная жизнь в единении
с Иисусом Христом, Господом нашим Этот стих
подводит итог всему вышесказанному, особенно в ст. 21
и 22. Плата греческое слово первоначально
означало жалованье солдата-наемника. Но известно также, что рабы
иногда получали денежное содержание, так что слово очень подходит
к этому контексту. Грех платит своим рабам плату, потому что
ее платят за дела (ср. 4.4), но вечная жизнь
не плата, ее нельзя заработать даже человеку, ведущему святую
и праведную жизнь. Она всегда Божий дар. В единении
с Христом Иисусом, Господом нашим Глава
заканчивается теми же словами, что и пятая (см. также
гл. 7 и 8).
[ В.Н. Кузнецова.
Из кн. "Письмо христианам Рима Апостола Павла. Комментарий"
// М.: ОПУопАМ, 2013 ]
*Когда Иисус пришел в Капернаум,
подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион.
— Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый
параличом, он ужасно страдает.
— Я приду и вылечу его, говорит
ему Иисус.
— Господин мой, возразил Ему центурион,
я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров. Только
повели словом и слуга мой выздоровеет. Сам
я человек подчиненный, но и у меня под началом
есть воины. И одному я говорю: "Ступай"
и он идет; другому: "Иди сюда"
и он приходит; слуге говорю: "Сделай то-то"
и он делает.
Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:
— Говорю вам истинную правду: еще ни у кого
в Израиле Я не встречал такой веры. Но вот что
Я говорю вам:
многие придут с востока и с запада
и усядутся за пиршественный стол
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом
в Царстве Небес.
А те, кому было предназначено Царство,
будут изгнаны вон, во тьму,
где будет плач и зубовный скрежет.
— Ступай домой, сказал Иисус центуриону,
и пусть будет тебе по вере твоей.
И в тот же час слуга выздоровел.*
(Мф.8:5-13,
воскресное евангельское чтение)