Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
01-Jul-2014 21:35
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> В более или менее популярной
литературе о молитве часто говорится, что молитва
это захватывающее путешествие. Нередко можно услышать: "Учитесь
молиться! Молиться так интересно, так увлекательно, это открытие
нового мира, вы встретитесь с Богом, вы найдете путь к духовной
жизни". В каком-то смысле это, разумеется, верно; но при этом
забывается нечто гораздо более серьезное: что молитва
это путешествие опасное, и мы не можем пуститься в него
без риска. Апостол Павел говорит, что страшно впасть в руки
Бога Живого (Евр.10:31).
Поэтому сознательно выйти на встречу с Живым Богом
значит отправиться в страшное путешествие: в каком-то смысле
каждая встреча с Богом это Страшный суд. Когда бы мы ни являлись
в присутствие Божие, будь то в таинствах или в молитве,
мы делаем/совершаем нечто очень опасное, потому что, по слову
Писания, Бог есть огонь. И если только мы не готовы без остатка
предаться божественному пламени и стать горящей в пустыне
купиной, которая горела, не сгорая, это пламя опалит нас, потому
что опыт молитвы можно познать лишь изнутри и шутить с ним
нельзя.
> Приближение к Богу
всегда бывает открытием и красоты Божией, и расстояния,
которое лежит между Ним и нами. "Расстояние"
слово неточное, ибо оно не определяется тем, что Бог свят, а мы
грешны. Расстояние определяется отношением грешника к Богу. Мы можем
приближаться к Богу, только если делаем это с сознанием,
что приходим на суд. Если мы приходим, осудив себя; если мы приходим,
потому что любим Его, несмотря на нашу собственную неверность;
если мы приходим к Нему, любя Его больше, чем благополучие,
в котором Его нет, тогда мы для Него открыты и Он открыт
для нас, и расстояния нет; Господь приходит совсем близко,
в любви и сострадании. Но если мы стоим
перед Богом в броне своей гордости, своей самоуверенности, если
мы стоим перед Ним так, как будто имеем на это право,
если мы стоим и требует от Него ответа, то расстояние,
отделяющее творение от Творца, становится бесконечным. Английский
писатель К.С.Льюис {ср. "Письма Баламута",
Письмо
XIX} высказывает мысль, что в этом смысле расстояние относительно: когда Денница
предстал перед Богом, вопрошая Его, в тот самый миг,
когда он задал свой вопрос не для того, чтобы в смирении
понять, но чтобы принудить Бога к ответу, он оказался на бесконечном
расстоянии от Бога. Бог не двинулся, не двинулся и сатана,
но и без всякого движения они оказались бесконечно
отдалены друг от друга.
> Когда бы мы ни приближались
к Богу, контраст между тем, что есть Он и что представляем
собой мы, становится ужасающе ясным. Мы можем не сознавать этого
всё то время, что живем как бы вдали от Бога, все то время,
когда Его присутствие и Его образ остаются тусклыми в наших
мыслях и в нашем восприятии; но чем больше мы приближаемся
к Богу, тем острее выступает контраст. Не постоянная мысль
о своих грехах, а видение святости Божией позволяет святым
познать свою греховность. Когда мы смотрим на себя без благоуханного
фона Божия присутствия, грехи и добродетели кажутся чем-то мелким
и, в каком-то смысле, несущественным; только на фоне Божественного
присутствия они выступают со всей рельефностью и обретают
всю свою глубину и трагичность.
> Всякий раз, когда мы приближаемся
к Богу, мы оказываемся перед лицом либо жизни, либо смерти.
Эта встреча жизнь, если мы приходим к Нему в надлежащем
духе и обновляемся Им; это гибель, если мы приближаемся
к Нему без благоговейного духа и сокрушенного сердца;
гибель, если мы приносим гордость или самонадеянность. Поэтому перед
тем как отправиться в так называемое "захватывающее путешествие
молитвы", нельзя ни на минуту забывать, что не может
случиться ничего более значительного, более в трепет повергающего,
чем встреча с Богом, на которую мы вышли. Мы должны
сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас
должен умереть. Мы крепко держимся за ветхого человека, боимся
за него, и так трудно не только в начале пути,
но и годы спустя, почувствовать, что мы полностью на стороне
Христа, против ветхого Адама!
> Молитва это
путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую
ответственность. Пока мы пребываем в неведении, ничего не спрашивается
с нас, но как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то,
как употребляем свое знание. Пусть оно дано нам в дар, но мы ответственны
за каждую частицу истины, нами узнанную, и как только она
становится нашей собственной, мы не можем оставлять ее бездействующей,
но должны проявлять ее в своем поведении. И в этом
смысле от нас требуется ответ за всякую истину, нами понятую.
> Только с чувством страха,
богопочитания, глубочайшего благоговения можем мы приступать
к риску молитвенного делания, и мы должны дорасти до него
в своей внешней жизни как можно более полно и определенно.
Недостаточно, устроясь удобно в кресле, сказать: "Вот, я приступаю
к богопоклонению, перед лицом Божиим". Мы должны понять,
что если бы Христос стоял перед нами, мы держали бы себя иначе,
и должны научиться держаться в присутствии невидимого Господа,
как держались бы в присутствии Господа, ставшего для нас
видимым.
> Прежде всего это предполагает
определенное состояние ума, которое отражается и на состоянии
тела. Если бы Христос был здесь, перед нами, и мы стояли совершенно
прозрачными, умом и телом, для Его взгляда, то мы испытывали
бы благоговение, страх Божий, любовь, может быть, даже ужас, но не держали
бы себя так вольно, как делаем это обычно. Современный мир в большой
мере утратил молитвенный дух, и дисциплина тела стала в представлении
людей чем-то второстепенным, тогда как она далеко не второстепенна.
Мы забываем, что мы не душа, обитающая в теле,
а человек состоящий из тела и души, и что, по апостолу
Павлу, мы призваны прославлять Бога и в телах наших и в душах
наших; наши тела, как и нашу души, призваны к славе Царствия
Божия (1Кор.6:20).
> Слишком часто молитва не имеет
для нас в жизни такого значения, чтобы всё остальное отходило
в сторону, уступая ей место. Молитва у нас добавление
ко множеству других вещей; мы хотим, чтобы Бог был здесь
не потому, что нет жизни без Него, не потому, что Он
высшая ценность, но потому, что было бы так приятно вдобавок
ко всем великим благодеяниям Божиим иметь еще и Его присутствие.
Он добавление к нашему комфорту. И когда мы
ищем Его в такой настроенности, то не встречаем Его.
> Однако, несмотря на всё
сказанное, молитва, как она ни опасна, всё же лучший путь для того,
чтобы идти вперед, к исполнению нашего призвания, и стать
до конца человечными, то есть войти в полное единение
с Богом и сделаться в конце концов тем, что апостол
Петр называет причастниками Божеского естества
(2Пет.1:4).
> Любовь и дружба не возрастают,
если мы не готовы жертвовать ради них многим; и точно так
же мы должны быть готовы отрешиться от многого для того,
чтобы первое место отдать Богу.