Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM Воспоминания о временах пионеров ИСККОН


2К-112  Воспоминания о временах первопроходцев ( пионеров) ИСККОН.
09.01.2010 г.
Сидней (Австралия)


Сегодня у нас особая программа, по особому случаю. Как некоторые из вас знают, мой духовный брат Ядубар прабху, который занимается выпуском этих замечательных DVD о Шриле Прабхупаде, о тех исторических временах, которые создал Шрила Прабхупада. Те DVD, их вышло наверное около десяти штук, серия называется «Следуй за Шрилой Прабхупадой». Это не только съемки Шрилы Прабхупады, это съемки тех времен, что окружало Шрилу Прабхупаду, преданных, храмы, как Прабхупада приезжал.


Так или иначе, ему удалось найти записи тех разных лет и он выпускает их в виде DVD. Недавно получил анонимную посылку из Швейцарии, на посылке не было имени отправителя. И внутри было видео о приезде Шрилы Прабхупады в Женеву в 1974 году. Не знаю, это была изначальная запись или копия, но это было сделано телевизионщиками, они снимали репортаж, чтобы показать его в новостях по телевидению в Женеве в 1974 году. И они приехали в храм, узнав, что приезжает Прабхупада. Скорее всего, преданные проинформировали телевидение, радио, газеты о приезде Прабхупады. Так же как мы делаем рекламу наших фестивалей.


В аэропорту появилась группа телевизионщиков. Возможно, в своё время, эти съемки показывали, но преданные не могли их получить. Просто кто-то, по доброте душевной, отправил эти записи  Ядубару. Это короткое видео, примерно минут восемь. Он посмотрел его, связался со мной и сказал: « Махарадж, ты знаешь, ты на этом видео. Играешь там на мриданге, прыгаешь, ведешь киртан вместе с Прабхупадой. Там есть несколько кадров, где ты в толпе среди преданных. Ты бы хотел получить этот диск?». Я сказал: «Конечно». Для ученика это такая ценная вещь. В те времена мы не думали слишком много о том, чтобы записывать всё это. Но конечно, через некоторое время преданные начали записывать Прабхупаду. Когда я в 1971 году присоединился к движению, у нас не было фотоаппаратов или видеокамер, не было профессиональных фотографов, люди с камерами вокруг не ходили, и с фотоаппаратами. Когда я присоединился к движению, я мечтал о том, что когда-нибудь у меня будет фотография с Шрилой Прабхупадой. В те времена снимки были черно-белыми. Я всегда думал, где бы мне взять такую фотографию. А у одного преданного был фотоаппарат. И во время приезда Шрилы Прабхупады в Нью-Вриндаван он сделал несколько снимков. Я написал этому преданному:
- Могу ли я получить эту фотографию?
- Ну хорошо, присылай деньги и я тебе вышлю.
И я получил три черно-белых фотографии Шрилы Прабхупады, для меня это было величайшим сокровищем. Как же времена сейчас изменились!


Мы покажем это видео сегодня, и вы сами всё увидите. И там очень много времени на этом видео Югешвара прабху отвечает на вопросы телевизионщиков. Можно видеть их какое-то предвзятое отношение к нам, желание преподнести нас как какой-то культ. Но, на самом деле, там было столько духовных эмоций, приезжает духовный учитель движения «Харе Кришна». Они задавали ему различные вопросы, Югешваре прабху, и они показывали, как Прабхупада прилетает, выходит из самолета, он проходит на посадочную полосу и потом садится в машину «Мерседес» и камера показывает эмблему «Мерседес». Вот смотрите, гуру  у них раскатывает на «Мерседесах». А я веду там киртан. Я там увидел себя и подумал: «Господи, ведь это же я». Мне двадцать три года всего там.


Потом действие переносится в храм, Прабхупада приезжает туда. Я помню этот момент, как Прабхупада приехал. Мы вели киртан и я увидел как я очень быстро поклонился Прабхупаде, потом встал и сложил так руки в почтении. Потом была инициация, пара девушек получила посвящение, не знаю, остались они или нет в нашем движении. Им тоже было бы интересно посмотреть это видео, когда Прабхупада дает им имена и четки. Девушки из Швейцарии. После инициации снова был киртан . Для меня это такое особенное. Вы сейчас не можете где-то найти, купить такие вещи. Это просто произошло, это исторический факт.  Я всегда радуюсь, когда находятся фотографии, где я запечатлен со Шрилой Прабхупадой, есть некоторые видеосъемки, как эта.


Я также хотел рассказать вам немного о предыстории тех времен, чтобы вы могли еще больше оценить это видео.
Шрила Прабхупада приехал в Америку в 1965 году и в 1966-ом он основал движение «Сознания Кришны» в Нью-Йорке. В течение первого года Прабхупада, на самом деле, был в одиночестве в Нью-Йорке и однажды он сказал преданным: « Если бы я рассказал вам всё, через что мне пришлось пройти в этот первый год, вы бы мне не поверили, потому что я  был в одиночестве». Только через двенадцать месяцев к нему присоединились несколько парней – Хаягрива, Баларама и другие - начали помогать ему. И это движение постепенно распространялось в Нижнем Ист-Сайде. Но когда Прабхупада был в одиночестве, потом он рассказывал, что ходил на пристань и проверял расписание отправления кораблей обратно в Индию. Потому что у него ничего не получалось в те времена, было очень сложно. Потом Кришна так всё организовал, Прабхупада сказал: «Кришна послал несколько хороших парней».  Остальное мы уже знаем – это история.


Когда в 1971 году я присоединился к движению, было всего лишь десять храмов во всём мире. Эти храмы были в Америке и Прабхупада проповедовал только в Америке. Только один ученик в Индии получил инициацию у Прабхупады, до того как он уехал на Запад.  И в течение 5-6 лет было только десять храмов в Америке. Но в то время уже один храм был открыт благодаря усилиям старших преданных, ну, старшими по тем меркам были преданные, которые 5-6 лет уже были в движении. И старшие преданные – Гурудас, Ямуна, Шьямасундара, Малати, Мукунда, Джанаке - они открыли центр в Лондоне. Там было около десятка преданных, постепенно это развивалось. Был очень аскетичный храм в Берлине, эабыл имя преданного, который там в одиночку проповедовал. Был один аскетичный центр в Париже. Может быть тринадцать центров во всем мире.


Это времена пионеров или первопроходцев в сознании Кришны. До сих пор у нас времена первопроходцев, потому, что столько много людей не знает о сознании Кришны. Мы сейчас находимся в начальной стадии развития сознания Кришны, но те времена были особенно временами первопроходцев или пионеров. И Прабхупада не так давно создал  управляющий совет, тот, что называется ДжиБиСи. Я помню, как Шрила Прабхупада связался с президентом нашего храма Бхагаваном дасом и известил его, что он хотел, чтобы Бхагаван стал членом ДжиБиСи. Мы подумали: «Ух ты, здорово, наш президент храма будет членом ДжиБиСи». А чем он будет заниматься, он не понимал, никто не понимал. Поэтому он просто полетел в Лос-Анджелес, чтобы всё это выяснить. Прабхупада дал ему наставления,  он хотел группу людей, которые бы управляли нашим обществом, потому что в 1971 году Шрила Прабхупада был болен, у него снова были проблемы с сердцем, я думаю, что у него был сердечный приступ в Сан-Франциско, и он собирался обратно в Индию, чтобы поправить свое здоровье. У него там был аюрведический врач во Вриндаване, и Прабхупада думал, что погода во Вриндаване также поможет ему восстановить здоровье. Есть эта известная лекция в Лос-Анджелесе, где Шрила Прабхупада учит преданных молиться Нрисимхадеву. И он говорит: «Нрисимхадев защитит вас в мое отсутствие. Я сейчас еду в Индию, и по дороге я остановлюсь в Японии, организую там печать моих книг, и, находясь в Индии, я постараюсь открыть там храм. В Индии так много храмов, и почему бы нам тоже не открыть храм для общества Сознания Кришны». И Прабхупада говорил: « Я старый человек, я могу не вернуться, вы должны продолжать это движение сознания Кришны в мое отсутствие». Такие были времена.


Прабхупада уехал в Индию, выздоровел и вернулся обратно. Когда он вернулся, у него было желание распространить сознание Кришны за пределами Америки и за пределами тех центров, которые уже были в Европе. Он хотел отправить Судаму в Японию и так далее. Это были времена первооткрывателей ИСККОН.


Прабхупада связался с Бхагаваном и сказал: «Я хочу, чтобы ты поехал в Европу и открыл там еще несколько центров», помимо тех, что уже были в Лондоне и в других городах. И вы все знаете, что я спросил Бхагавана? Могу ли я полететь вместе с ним . И он у меня спросил, а ты-то что-нибудь знаешь о Европе? Я сказал, что я был в Лондоне, в Амстердаме и в Берлине. Я немножко соврал, сказав, что был везде, знаю всё. Знаю, где кемпинги находятся, и когда мы будем путешествовать, то мы просто возьмем палатку, я знаю, где мы можем остановиться. Он сказал: «Хорошо, ты можешь поехать со мной». Я не буду рассказывать всю историю, потому что вы её знаете, как мы путешествовали в Нью-Йорк, потом на самолете летели со Шрилой Прабхупадой в Лондон. Потом Прабхупада дал нам наставления, что делать во Франции, как проводить харинамы, как проповедовать и перевести книги на французский, и помочь Парижскому центру. И когда мы приехали в Париж, центр там находился за пределами Парижа, это место называлось Фонтаньерос. Когда мы туда вошли, это был старый дом, когда мы подъехали, я думал, что это, наверное, какой-то заброшенный дом, по крайней мере, он так выглядел. Мы вдвоем вошли туда, преданные проводили арати в это время. Когда мы туда вошли, то увидели, что алтарь там стоял на очень хрупкой коробке, преданные там были очень бедные, и на этой коробке стояло изображение Господа Чайтаньи. Мы туда входим, преданные весело танцуют, они так прыгали, что алтарь упал. Я повернулся к Бхагавану и сказал: «Боже, куда мы попали?». Преданные остановили арати, подняли алтарь и продолжили арати. Господи, куда мы попали, что мы здесь делаем?  И наставление Прабхупады заключалось в том, чтобы открыть крупный центр в Париже. И мы купили мимеограф, такую машину, куда вставляется печатный лист и потом он тиражирует эти листы. Книг тогда не было, и каждое утро я помню, во время лекции эта машинка работала в соседней комнате. Кто-то из преданных печатал листы, кажется, это были переводы лекций Шрилы Прабхупады на французский. Просто выходили и распространяли эти бумаги. Так было в самом начале.


 Такова была наша проповедь, выходили на улицу пять или шесть преданных, выходили на Ля-Пигаль, ходили по рынкам, каким-то барахолкам, раздавали эти листы. Так или иначе, люди начали появляться на воскресных программах, у нас иногда бывала халава, напиток, иногда даже сладкие шарики были. Бхагаван был очень хорошим менеджером, и деньги начали приходить. Он нашел очень богатых людей, один богатый человек – мистер Вагнер продал свою недвижимость, на самом деле никто не должен был знать его имени, это был секрет, он дал очень хорошее пожертвование и мы выпустили Шри Ишопанишад на французском. Потом еще некоторые книги. Потом вышла Бхагават Гита. По мере того, как движение постепенно развивалось во Франции, Бхагаван сказал, что у Прабхупады есть очень сильное желание распространить сознание Кришны в разных странах Европы, поэтому он отправил пятерых преданных в Испанию.


В те времена в Испании была диктатура Франко. И некоторые может быть знают эту историю,  преданные были очень исполнены энтузиазма, приехали, взяли мимеограф и печатали там листы на испанском. Пересекли границу, а в те времена мы не носили кармическую одежду, не знаю, как нам удалось пересечь границу, кажется, пачку благовоний дали пограничнику. В те времена благовония не были еще так известны и популярны. Может быть, только в церкви их использовали. Поэтому мы могли начать всюду бизнес по продаже благовоний. Мы просто дали пограничнику благовония, приехали в Мадрид, начали петь киртан на улице. Это был экстатичный киртан, и люди так махали нам, и вдруг неожиданно появилась полиция. Они нас просто буквально зашвырнули в полицейский фургон и привезли в центр, в участок.


Нам уже приходилось с этим сталкиваться в Париже, когда мы проводили харинамы, нас постоянно пытались поймать полицейские, но мы были молодые люди, а у полицейских у всех были большие животики. Мы проводили киртан, и когда мы видели, что полиция подъезжает за несколько кварталов,  мы видели, что они ехали на старой полицейской машине, мы просто начинали разбегаться в рассыпную. Обычно им не удавалось нас поймать, через пятнадцать минут мы начинали снова киртан, и так весь день. В конце концов, они нас поймали и так хотели поругать, но ничего не могли сделать, потому что в те времена во Франции был революционный дух, особенно в Сен-Мишеле рядом с Сорбоннским университетом. Студенты несколько раз поднимали бунты, и это были очень тяжелые столкновения. Полиция применяла слезоточивый газ, дубинки, а студенты выковыривали булыжники из мостовой и кидали ими в полицейских, били окна. А в эпицентре всего этого действия - мы с харинамой. Париж постоянно представлял собой поле битвы. Когда в Мадриде нас запихнули в полицейский фургон, мы подумали, сейчас нас привезут в полицейский участок, немного поругают и отпустят. Не тут то было. Это была диктатура Франко, и он правил, всё держал в железном кулаке, он был известен своей жестокостью. Я помню, они достали наши паспорта и сожгли их на наших глазах. Они просто кинули нас в тюремную камеру, предназначенную для четырех-пяти человек, а там была толпа, человек двадцать заключенных. И мы просто не могли там повернуться, потом нас перевели в другую камеру, где пятеро из нас едва ли могли двигаться, выдали ведро для туалета и разрешили раз в неделю ходить в душ. И мы думали, что же мы здесь будем делать, может мы на всю жизнь сюда попали, Господи? Были какие-то подстилки на полу, и можно было чувствовать, как иногда клопы кусали нас, могли даже видеть их. Там были еще и крысы, перебегали иногда. И мы решили проводить киртаны, начали петь «Харе Кришна». Охранники появились с кипятком и ошпарили нас. В конце концов, они не только петь, разговаривать нам не разрешили. И мы проводили, что называется «манаса программы», всё в своем уме. Едва шептали: «Сейчас у нас будет мангала-арати. Оно будет длиться двадцать минут». И я произносил слова: «Самсара-даванала-лидха-лока..» и изображал, как будто играю на мриданге, а преданные как будто играли на караталах, потом преданные танцевать начали, пришли охранники, посмотрели на всё это, всё беззвучно это происходило: «Вы что ребята, сумасшедшие совсем?». А мы продолжали: «йасйа прасадад…». А потом читали према-двани, преданные так на меня смотрели, какую часть према-двани он сейчас читает? Потом проводили Туласи-пуджу, все собрались вместе вокруг невидимого деревца Туласи. И преданные танцевали вокруг этого растения. Охранники подумали, ну всё, они совсем уже… А потом я давал лекцию. Ну, вы знаете, короткие лекции я не люблю давать. И преданные слушали меня очень внимательно. В своем уме я давал лекцию, как будто открываю книгу, на такой лекции было, конечно, очень сложно не заснуть и я их одергивал: «Ну-ка не спать!». Потом у нас был прасад, ну мы притворялись, что у нас был прасад, один парень, преданный притворялся во время лекции, как будто он готовит. Но это был единственный способ, как мы могли поддерживать себя, потому что было очень темно, грязно, сыро, это была подземная тюрьма. Я помню, в конце концов, через семь дней нам разрешили выйти в душ, нам пришлось идти голыми туда, они боялись, что мы  могли сбежать. Конечно, там не было даже мыла, просто холодная вода и всё. И после утренней программы мы ходили на санкиртану. Все закрывали глаза и представляли, что мы на улице, на санкиртане, и где-то час или два мы занимались санкиртаной, потом возвращались все. И давали отчеты о распространенных книгах, сколько очков, сколько книг ушло. «Ушло пять книг, больших книг».. Потом у нас был обед, но это уже был настоящий обед, картошка у нас была, они нам кидали картошку, мясо. Мы подбирали картошку.


И так продолжалось примерно две недели. Это было очень сложное время, очень сложно было поддерживать себя. Там было еще двое ребят, которых замели вместе с нами, с улицы. Они просто танцевали вместе с харинамой, им стало интересно, они подошли, как, например, вчера тот парень, который приставал к нашей харинаме и даже хотел потанцевать с преданными, но мы его попросили отойти, потому что фотографировали харинаму. Их тоже забрали. И выяснилось, что отец одного из этих ребят был известным юристом в Мадриде, может быть он был судьей, я не помню. Так или иначе, он узнал, где находится его сын и нашел его в этой тюрьме, потому что в те времена людей просто арестовывали, выводили в поле расстреливали, они пропадали навсегда. Была очень тяжелая ситуация. Он узнал про своего сына и он пришел прямо в тюрьму, чтобы его освободить. Эти двоих ребят держали в другой камере, потому что они отличались от нас, полицейские видели это. Эти ребята были под вопросом, наши они или не наши. И этот отец помог ему и через пару часов этот парень попросил, чтобы и о нас он тоже позаботился. Нас выпустили, вывезли через пару часов, это было одиннадцать вечера, куда-то за город. И мы вышли, а над нами было небо и звезды. Мы пытались вычислить, в какую сторону идти, где город-то находится. Мы вернулись в конце-концов в город, позвонили в Париж, нам прислали денег и мы на поезде вернулись обратно. Бхагаван спросил: « Хотите туда вернуться?». Мы сказали: «Нет. Всё, я больше ни за что туда не вернусь». – «Нет, давай, ради Господа Чайтаньи!» - «Нет, нет уж лучше ради Господа Чайтаньи я во Франции попроповедую, а Испания еще немножко подождет». И мы проводили санкиртану во Франции, потом нас отправили в Италию.


 В Италии нам нужно было продавать благовония, чтобы мы могли основать там центр. Мы забили наш фургон этими благовониями, этот бизнес духовным не был. Но мы были такие наивные ребята, когда мы пересекали итальянскую границу,  таможенник открыл наш фургон, всё это увидел и спросил: «Что это?». Я сказал: «Ну, это немножко благовоний, мы тут старушкам от нашей церкви хотим раздавать.» - «Что?». Они собирались это конфисковать просто, а мы все были в дхоти. Я сказал:  «Ну, хорошо, давай я дам тебе одну пачку!». Он сказал: «Мне? Ну..». Я открыл эти благовония, это была такая «голубая линия», и они очень хорошо пахли.
- Хорошо, я дам тебе три пачки.
Он сказал:
-Ладно. Давайте. Проваливайте.
Я дал ему три пачки и они нас отпустили. Нас было семь человек, никто из нас не говорил ни слова по-итальянски. Вот как в те времена было.


Никто из нас не говорил ни слова по-итальянски, но зато у нас был мимеограф, который печатал листовки на итальянском языке, кто-то нам сказал, что это был перевод Шри Шри Ишопанишад. Мы приехали в Милан сначала, Италия уже отличалась от Франции, люди нас приветствовали и дети приветствовали, присоединялись к нам, начинали танцевать, всё было так экстатично. Если кто-то подходил к нам, что-то спрашивал, мы просто пальцем тыкали на бумаги на итальянском, мол, читайте. Иногда нас спрашивали, а у вас здесь центр есть? Нет, нету, но скоро будет. Мы проводили харинамы, потом продавали благовония. Никто из нас не говорил ни слова по-итальянски, мы делали так - нюхали эти благовония, как иногда люди деньги нюхают, с таким удовольствием. Мы были в экстазе и они покупали очень много благовоний. Мы открыли тогда для себя сыр «моцарелла» и еще  другие вещи.


В те времена мы путешествовали, останавливаясь лагерем где-нибудь на берегу реки, это было летом, утром проводили программу, потом выходили на харинаму. Но мы так и не открыли там центр в те времена, но зато увидели Колизей, Рим, там где гладиаторские бои проходили. Путешествовали в разных исторических местах. Когда мы вернулись, Бхагаван спросил, что центр открыли? Нет, но время классно провели. Бхагаван был очень расстроен, он потом послал туда Дхананджая прабху, а потом еще один преданный к нам присоединился, мы поехали во второй раз в Италию. Сначала Бхагаван отправил туда Дхананджая, он был очень хорошим менеджером, на самом деле он организовал менеджмент ЭмБиТи спустя некоторое время, это известный английский преданный и именно он в Италии основал центр. Бхагаван отправил нас туда к нему, чтобы мы помогали. Я думаю, что мы были в Турине, в университете, это было самое лучшее место для проповеди, но опять же, Италия была тогда охвачена духом революции среди молодежи в 70-х годах. И семена коммунистической революции  проникли уже к студентам в Туринской университете, а мы даже понятия не имели о том, что такое коммунизм. Ты там проповедовали, танцевали, пели среди этой молодежи. Помню, мы прямо около университета, там где эти студенты обедали, а мы там начали свой киртан, танцевали, крутились, прыгали. Некоторые подошли к нам, но остальные были в очень напряженном настроении, так ходили вокруг, такие крутые здоровые итальянские парни, что-то переговариваясь между собой. И неожиданно один из них подошел к нам, показал нам, что он был лидером и сказал: «Ребята, я вас только что спас. Они хотели вас побить». – «А за что же?»- я спросил. – «Мы же коммунисты». Этот парень, кажется, бывал в Индии и получил очень хорошее впечатление - Индия, йоги. И он сказал своим друзьям: «Лучше не бейте этих кришнаитов». Я сказал: «Ну, спасибо огромное, что спасли нас». А их было человек сорок, такие здоровые итальянские парни, могли нас вполне побить. Я сказал: «Ну, хорошо, пойдем с нами». И он вместе с нами пошел по разным местам, и , в конце концов, он стал преданным, его зовут Гаура Кришна дас, и он сейчас является одним из самых больших лидеров итальянской ятры. Получил инициацию от Бхагавана. Он так же работает со средствами массовой информации, с прессой, но он часто напоминает мне, о том, как те ребята – итальянцы хотели нас побить. До сих пор, каждый раз, когда я его встречаю, мне хочется поблагодарить его за то спасение.


Потом мы поехали в Бельгию, потом в Амстердам. Я так волновался ехать в эти новые места. Мы просто ехали туда воспевать и думали, что сейчас спасем всю страну. Я всегда говорил своей группе санкиртаны, что Бхактивинода Тхакур и Прабхупада говорили: «Если вы едете первый раз в какое-то место повторять Харе Кришна, то Бхактивинода Тхакур лично сопровождает вас». Поэтому всегда у нас было соревнование, чтобы поехать в новое место и вокруг было очень много новых мест, поэтому я предпочитал даже выезжать в другие страны. Гуру Гауранга, один из моих духовных братьев, в Женеве основал небольшой центр. И он сказал французским преданным: «Не приезжайте  туда и не собирайте там пожертвования, это моя территория, может, вы неправильно себя поведете, тогда у нас будут проблемы с общественностью». Но я вам должен признаться, пусть же все знают, что моя группа санкиртаны всё-же проникала на его территорию. Надеюсь, он не услышит эту лекцию. Мы часто туда проникали, поскольку швейцарский франк  в два или в три раза выше ценился, чем французский франк. И у нас была квота у каждого преданного в день делать около трехсот долларов, это получалось около двух тысяч долларов в неделю. По тем временам это были очень большие деньги. И было не так просто это сделать, распространяя книги. Поскольку швейцарский франк был более дорогим, чем французский, мы проникали туда и распространяли там книги, и за полнедели делали свою норму. А оставшуюся половину недели мы отдыхали, лазили по горам, купались в озерах, в ручьях, водопадах. И потом возвращались, пересекали границу, меняли швейцарские франки на французские, отправляли в Париж и Бхагаван нам говорил : « О, ребята, вы такую хорошую работу делаете, так тяжело трудитесь. Вам нужно, наверное, отдохнуть». -«Да, да, конечно, обязательно нужно отдохнуть».


В общем, у нас были разные районы Франции, куда мы ездили, но мы частенько ездили туда, в Женеву. Нас спрашивали, а что вы так часто к швейцарской границе ездите? Да у нас там в этих районах Франции получается лучше собирать, лучше проповедовать. Вот такие мы были, своенравные, упрямые.


Ну вы знаете историю, о том как  Шрила Прабхупада иногда посещал нас. Я думаю, что раз в год он к нам приезжал, ну как-то пару раз в году приезжал. Когда он приехал во Францию, в Париж, алтарная была просто забита преданными. Прабхупада  сказал нам, что нужно основать сельскохозяйственную общину, и на следующий день он отправился на машине на 300-400 км на юг от Парижа, чтобы найти какое-нибудь шато ( замок). У нас не было даже никаких денег, нам едва удавалось сводить концы с концами. Трое или четверо преданных поехали с Прабхупадой, на машине «дешаво», знаете такую машину? Они поехали на  машине «дешаво», они путешествовали около трех дней. У нас денег на бензин не хватало, Прабхупада хотел купить замок. Но, зная об этом желании Прабхупады, мы проводили очень большой марафон в течение полутора лет. В основном это было в метро, продавали там книги. И мистер Вагнер также дал хорошее пожертвование. В конце концов, нам удалось купить хороший замок, это было всего лишь в двух часах езды от Парижа. Назвали его Нью-Майяпур. И Шрила Прабхупада приехал туда. Прабхупада был в это время болен, он находился в Лондоне и хотел вернуться обратно в Индию, но у него было расписание – приехать в Париж, но в Лондоне он очень сильно заболел. Прабхупада  мог не приехать, он решил отменить свою поездку. Но нам потребовалось столько времени усилий, чтобы купить этот замок, это было желание Шрилы Прабхупады. Бхагаван решил лично поехать к Прабхупаде, рассказать, сколько усилий приложили все преданные, рассказать ему о том, как мы напечатали первую и второю песнь Шримад Бхагаватам. Мы были одной из самых лучших ятр в мире по распространению книг, мы даже иногда побеждали Лос-Анджелес. И тогда Бхагаван приехал к Прабхупаде, Прабхупада сказал: «Хорошо, я приеду». Секретарь Прабхупады был в ярости, когда Бхагаван вышел из комнаты, секретарь сказал:
- Шрила Прабхупада, как вы можете это делать, вы больны.
Прабхупада сказал:
- Бхагаван – это верховный правитель .
Он был хорошим менеджером. Для нас это был полный экстаз.


 Я был в это время на Корсике. Корсика – это остров в Средиземном море, это часть Франции, но они не хотят так думать, что они часть Франции, они всегда хотят добиться независимости. Я думаю, что они до сих пор стараются это сделать, стать независимыми от Франции. Когда я там был, каждый день взрывались бомбы. Потому что люди, которые хотели совершить революцию, получить независимость от Франции, постоянно что-то взрывали, похищали людей. Это такое место приключений, чтобы там проповедовать. Мы ходили от двери к двери, но это было очень опасно, и люди нас предупреждали об этом, но мы имели полную веру и как-то мы завершили санкиртану, пошли на пляж, там купались 4-5 часов. И потом проводили харинаму в городе. Какой город является столицей Корсики? Там кажется два больших города. Забыл. И однажды мы обнаружили, что там есть центр йоги, в те времена люди так особо йогу не практиковали, но там был центр йоги. Мы туда отправились и встретили этого человека-руководителя, предложили там попроповедовать. Он спросил: «А вы знаете йогу?». –«Конечно знаем». Она хотела пригласить своих друзей, чтобы мы обучили их йоге. «Но на самом деле мы учим бхакти-йоге».-«Вы что, не будете асанам учить?»- «Мы будем учить махамантре «Харе Кришна». – «Вот это настоящая йога. Арджуна отверг все остальные виды йоги». И та женщина так: «Ого».
 Настоящая йога – это бхакти-йога. Так или иначе, всё получилось нормально, потому что у нас был хороший повар, он их накормил, приготовил целый пир. Потом провели киртан, часовой киртан, прыгали, танцевали, выбегали на улицу, обратно. Там был один очень хорошо одетый человек, который очень внимательно слушал, танцевал вместе с нами, и в конце он сказал нам, что он был адмиралом французского флота, который в то время базировался на Корсике, и он очень заинтересовался. Потом мы узнали, что Прабхупада приезжает в Париж, и нам нужно было лететь обратно в Париж, пересечь Средиземное море, потом ехать двенадцать часов в машине до Парижа. Я сказал этому человеку: «Есть особая возможность, приезжает чистый преданный Господа приезжает во Францию, это мой духовный учитель, почему бы вам тоже не поехать и не встретиться с ним?». Он сказал: «Хорошо». Он получил увольнительную, взял с собой жену, двоих детей, и они вместе с нами поехали на машине в Париж. Мы немного недовыполнили свою норму по сбору пожертвований и Бхагаван спросил: «Что вы там на Корсике делали? Чем вы занимались?».
«Ну, знаешь, у меня кое-кто есть, я хочу тебе показать. Откройте дверь» - сказал я ребятам. Адмирал вошел в своей форме туда. Я сказал: « Вот это адмирал». – «Вот это да!». Они сели и поговорили, Бхагаван был очень хорошим проповедником. Прабхупада находился в комнате наверху. И Бхагаван предложил: «Давайте поднимемся к нашему гуру». В те времена попасть к Прабхупаде было просто невозможно для обычного преданного. Я подумал, надо держаться возле адмирала, чтобы тоже попасть к Прабхупаде. И охрана у комнаты Прабхупады спросила меня: «А ты куда?». -«А я с адмиралом». Так или иначе, я туда тоже попал, минут сорок пять Прабхупада с ним разговаривал. Адмирал был замечательным человеком и вел себя с Прабхупадой, как со старшим – говорил «так точно сэр». Когда даршан закончился он спросил Прабхупаду, они говорили о Бхагават-Гите: «У меня не так много времени, чтобы прочитать всё. Что там самое главное?». И Прабхупада сказал: «Читай девятую главу Бхагават-Гиты, если ты будешь её читать и поймешь, ты поймешь всю философию». Адмирал взял эту книгу и он был очень благодарен. Он уехал через пару дней, на следующий день он еще остался на лекцию и может быть еще ходил к Прабхупаде, но меня уже не было с ним.


Спустя несколько лет, я занимался распространением книг в Париже и снова был в дхоти, я был грихастхой, у меня были белые одежды. Я заботился, чтобы она была чистой и поглаженной каждый день, у меня была гирлянда от Радхарани, Радхи-Манешешвары, у меня была красивая сумка с книгами и благовониями, там была Бхагават-Гита, я брил голову каждый день, у меня была красивая большая тилака, я так ходил по офисам в Париже. Заходил и говорил: «Бонжур». Это всё, что я знал. Я так везде ходил, доставал благовония, показывал им, продавал несколько благовоний и когда они давали денег больше, чем благовония стоили, я мог давать им даже книги, так книги окупались. Там был как-то организован военный парад, территория охранялась, там маршировали военные. Там было много военных: воздушные силы, военно-морские. Полицейский не хотел меня туда пропускать. Я думал, что я просто трачу время на этом военном параде. И вдруг я неожиданно увидел адмирала, очень высокого человека, он постарел за это время, но я его узнал. А полицейский меня прогонял : «Уходи, уходи парень отсюда». А я закричал: «Адмирал, эй, адмирал!». Я наделал столько шума, что, в конце концов, он увидел меня. Меня пропустили и другие военные так смотрели на адмирала – что он с этим лысым сумасшедшим парнем разговаривать будет? Полицейские меня отпустили, потому что адмирал подошел ко мне, он был так благодарен. Я сказал ему, что я распространяю здесь Бхагават-Гиту, вы помните Бхагават-Гиту? Он сказал : «Ну конечно да. Я каждый день следую наставлениям твоего духовного учителя – читаю каждый день девятую главу Бхагават-Гиты. Это была самая удивительная личность, которую я встретил в своей жизни». Но к тому времени Прабхупада уже покинул этот мир. Адмирал спросил: «Где же он сейчас?». Я сказал: «Знаешь, наш духовный учитель уже покинул этот мир». Я увидел, как запылали его щеки, он сказал: «Нет, не может быть, такая великая душа. Он сделал так много для Франции». Его переполняли эмоции, но военные, как вы знаете, сдерживаю свои эмоции: «Хорошо, ладно, спасибо», и он ушел.


Каждый день он следовал наставлениям Прабхупады, какое огромное благо он получил! Сегодня утром я думал об этой лекции и вспоминал, где же этот адмирал сейчас. Сейчас он уже намного старше, может он сейчас где-то как преданный.
На следующий год мы снова путешествовали с санкиртаной, город Перпиньон, на юг от Парижа. Со мной было еще трое преданных, мы занимались санкиртаной, распространяли книги. Мы встретили некоторых очень интересных людей и решили провести программу. Мы арендовали небольшое помещение, встретили редактора самой большой газеты в этом городе, он сказал нам: «Ребята, у меня есть неплохие контакты, я могу арендовать для вас бесплатно огромный зал и сделать рекламу в своей газете». Мы привыкли проводить программы обычно человек на десять, а там был зал на четыреста пятьдесят человек. И он каждый день печатал объявления о предстоящей программе - фестиваль «Харе Кришна». Нас было всего четверо, но мы даже не думали дважды, принять ли его предложение, потому что мы хотели сделать людей преданными. С его помощью мы напечатали черно-белые приглашения на фестиваль «Харе Кришна»: вегетарианская кухня, лекция и представление. Мы были на улицах и просто распространяли тысячи этих приглашений. Наступил этот день, мы впервые пришли сами в этот зал, чтобы всё подготовить. Это был очень хороший, красивый зал, хорошая сцена, удобные сиденья. Это уже был день программы, я спросил у ребят: «Что мы на самом-то деле делать собираемся?». Они сказали: «Ну хорошо, что мы сделать-то можем... Индра, ты можешь провести киртан, можешь спеть «Джая Радха Мадхава», мы подыграем на караталах, на мриданге, а потом ты можешь дать лекцию. А потом мы поставим пьесу «Лодочник и ученый», а потом будет прасад».- «О, замечательная программа, круто».
И в два часа, а программа должна была начаться в шесть, мы начали репетировать наше представление «Лодочник и ученый». Я играл роль лодочника, потому что нужно было немного на французском говорить. Они написали на французском мои слова ( говорит на ломаном французском). У меня на бумажке все слова были записаны. Мы потом отправились обратно в город, закупили там необходимые продукты и накатали огромное количество сладких шариков. Это было чудо, мы думали – сотни людей могли придти.


Это была огромная сцена, а нас было всего четверо. Мы громко начали петь «Джая Радха Мадхава», и было бы здорово, если бы у нас был микрофон, как вы думаете?  Один из наших ребят связался с техником в этом зале, и достали микрофон. Я попросил еще один микрофон – для переводчика. Он сказал: « Хорошо». У нас было два микрофона теперь. Мы сидели на сцене, а в зале собралось четыреста пятьдесят человек. Хороших людей. Мы даже у двери не стояли, чтобы их встретить по-нормальному, они просто пришли и смотрели на нас, как мы сидели на сцене. Фестиваль «Харе Кришна» - никто даже не знал, что такое Харе Криша. Просто на нас смотрели. У нас мозгов тогда не хватало, просто выйти и встретить их. Но мы весь день санкиртаной занимались, у меня дхоти было мятое, я в те времена еще ботинки большие носил, такого огромного размера, я не знаю уже сейчас – зачем? Но мне казалось, что у меня должны быть большие ботинки. Свитер на мне был надет. Я смотрел на часы и думал, не пора ли нам начинать. А там нас уже ждало четыреста пятьдесят человек. Программа должна была начаться в шесть тридцать, а время было уже семь и люди начинали беспокоиться. Я начал играть на караталах и петь: «Джая Радха Мадхава..». Я сказал ребятам : «Ну-ка давайте улыбайтесь всем». Там был Япра, Касатма, Расада, был еще парень преданный, который раньше был Пятачком, и он еще не выбрался из своих иллюзий в то время. Не знаю, как он выглядел, как все мы выглядели в их глазах. А книги-то мы оставили в своем фургончике, я неожиданно обнаружил, что у меня нет даже Бхагават-Гиты. Я запомнил один стих из неё в последние дни и решил по памяти прочитать лекцию и дал лекцию о сознании Кришны. А потом у нас было представление. Я снял свою рубашку, свитер, дхоти подогнул. Я по бумажке прочитал название пьесы «Лодочник и ученый». Силь ву пле! Нам даже похлопали немножечко в конце. А потом у нас был киртан, мы уже все встали и танцевали «шаг свами». Я сказал: «Бегите скорей в фургончик и принесите книги!». И один из преданных сбегал за ними, принес. «И теперь мы хотим поблагодарить вас, за то, что вы пришли на наш  фестиваль «Харе Кришна», у нас есть тут книги». И нам начали хлопать, хотя всё было просто, но они это очень оценили, нашу искренность. Мы тогда продали очень много книг. Вот так во времена пионеров распространялось сознание Кришны. Это немножко отличается от наших времен.


Потом мы узнали, что Прабхупада приезжает в Женеву, упаковали наш фургон и просто рванули в Швейцарию. Вот так вот просто взяли и рванули в Швейцарию. Приехали как раз во время, я думаю, что Прабхупада приезжал в двенадцать, а мы приехали в десть утра. А в храме уже никого не было, только один преданный, он сказал : «Все уже в аэропорту, Прабхупада приезжает. Давайте в аэропорт!». Мы приехали в аэропорт. Это вы увидите сейчас на этом видео, когда Прабхупада приехал. Я взял мридангу, мы пришли в зал прибытия, и Гуру Гауранга и Бхагаван, они подошли прямо к самолету, чтобы встретить Прабхупаду и телевизионщики туда приехали. Мы там провели киртан. И следующая сцена, когда Прабхупада уже выходит из аэропорта, а мы вокруг прыгаем, танцуем. Он садится в лимузин, потом вы увидите инициацию.


Во время того приезда Прабхупады Гуру Гауранга сказал: «Здесь, в Швейцарии у них прекрасный шоколад, надо чтобы Прабхупада попробовал замечательный швейцарский шоколад». Я сказал: «Хорошо». В те времена мы еще не знали хорошо это или не очень, предлагать Прабхупаде шоколад. И он отправил меня в магазин, и я увидел там различные виды шоколада, начал думать, какой шоколад Прабхупаде купить – белый шоколад, темный шоколад, молочный шоколад. Я купил темный шоколад, который имеет более горький вкус, как вы все знаете, и купил молочный шоколад, который более сладкий. После инициации мы пришли в комнату Прабхупады и Гуру Гауранга сказал: «Шрила Прабхупада, Швейцария знаменита своим шоколадом, не хотите попробовать? Индрадьюмна дас купил для вас немного шоколада». Я помню, как переживал, какой же шоколад сначала Прабхупаде предложить. Решил, сначала темный. Прабхупада попробовал, я увидел, что ему так не особо понравилось и я достал молочный шоколад. Он попробовал и говорит: «О, очень вкусно». Я дал ему еще кусочек. Я не знаю, в книге законов ИСККОН до сих пор еще эта резолюция насчет шоколада есть, но я могу сказать: «Я угостил своего гуру шоколадкой». Прабхупада откусил и у меня осталась махапрасадная шоколадка и как она мне понравилась, какая она была вкусная. Надеюсь, у меня не будет проблем из-за этой лекции.


Мы собирались установить божества, я думаю, это на следующий день должно было произойти. У нас были замечательные, красивые божества из нима, Гаура Нитай. Прабхупада в своей лекции сказал, что Кришна является владельцем всего и всё нужно использовать в служении Кришне. Гуру Гауранга сказал: «Это означает, что Гаура Нитай, им принадлежит этот город – Женева. Что ты думаешь Индрадьюмна, нам их нужно вывезти на тур по городу?». И что вы думаете, мы взяли их с алтаря, эти божества, и посадили на заднее сиденье нашей машины. Гуру Гауранга сидел за рулем, а я сидел на пассажирском месте, Нитьянанда сидел за мной, а Гауранга сидел позади водителя. Я сказал: «Господа, добро пожаловать на экскурсию по вашему городу!» и мы возили их по всему городу. У меня была брошюрка с достопримечательностями Женевы. И я говорил: «Господь Чайтанья, вот это твой архитектурный памятник, он был построен, ну ты наверное знаешь, в 1776 году, а потом его атаковали те и другие…» Потом мы ехали в другое место и я говорил: «Господь Нитьянанда, это твое место, вот здесь производят швейцарские часы, если будет разрешение вашей милости, мы бы хотели вот здесь построить храм для вас». Вот так с божествами разговаривали. Несколько часов так ездили, потом привезли их на Женевское озеро, мы вынесли их из машины, но на землю не ставили, потому что трава была немножко влажная. Я говорил: «Господь Чайтанья, посмотри на это озеро, это твои лебеди, твое озеро». Спустя многие годы мы с Гуру Гаурангой вспоминаем эти времена и просто смеемся. Потом бы снова божества в машину поставили и спросили: «Вам удобно?». Вот так вот с богом напрямую разговаривали, мы просто дети были в духовной жизни. Потом мы их привезли и поставили обратно на алтарь и сказали: «Надеемся, вам понравился ваш город».
Уже становится немного поздно. Сейчас мы посмотрим видео, которое длится примерно минут восемь «Шрила Прабхупада в Женеве в 1974 году»
Шрила Прабхупада ки – джай!

www.istm.jimdo.com



В избранное