[pc] Первому тренеру приготовиться
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Статья про кино о футболе к чемпионату мира 2018 года.
Первому тренеру приготовиться
Первому тренеру приготовиться
19 апреля на экраны выходит <<Тренер>> -- первый фильм, который Данила
Козловский снял в качестве режиссера. Если вы раньше не интересовались
футболом, вы
вряд ли полюбите этот вид спорта, зато, скорее всего, зауважаете создателя
картины, который дебютировал в режиссуре настолько мощно, что даже, кажется,
немного переусердствовал.
Данила Козловский, конечно, прав, когда говорит, что <<Тренер>> -- фильм не
совсем про футбол. Мы знаем, что такое футбол: бутсы скользят по весенней
грязи,
тренеры безнадежно кричат в пустоту, твоя команда бестолково, но
самоотверженно обороняется, защищая унылые нули на табло, неожиданно убегает
вперед, не
попадает по пустым воротам, в ответной атаке пропускает гол, нелепый и
забитый непонятно какой частью тела, судья с облегчением дает финальный
свисток,
брезгливо забирает грязный мяч, люди расходятся с чувством выполненного
долга -- все плохо, как было всегда и должно быть вечно. Футбол -- это боль
и тоска
с редкими проблесками радости, надрывной и несущей в себе угрозу скорой
расплаты -- новой катастрофы, какого-нибудь совсем позорного поражения.
<<Тренер>>, увы, не про это. То есть начинается все, в общем, неплохо:
капитан российской сборной Юрий Столешников, которого играет сам Данила
Валерьевич,
в важном мачте с румынами пижонит и бьет решающий пенальти в стиле
легендарного чеха Антонина Паненки -- парашютиком по центру ворот, -- так
что мяч прилетает
точно в руки вратарю. Расстроившись, Столешников едва не отрывает ногу
сопернику, получает красную карточку, толкает судью, бьет морду
разгневанному болельщику,
получает дисквалификацию на год и уходит из футбола, как ему кажется,
навсегда. Теперь он месит грязь, играя с мужиками в регби, -- там можно и с
мячиком
побегать, и подраться с кем-нибудь на центнер тяжелее тебя. Тут бы, кажется,
и сказке конец, но нет -- Столешникову предлагают стать тренером
провинциального
<<Метеора>>, и он, недолго думая, летит в Новороссийск, где принимает
команду, только что поднявшуюся во второй дивизион, в ФНЛ, и ни к чему,
кажется, больше
не стремящуюся.
Новые успехи -- выход в Премьер-лигу или выигрыш Кубка -- никому не нужны. У
города едва хватает денег, чтобы команда играла в ФНЛ, и высший дивизион
администрация
уже не потянет. Футболисты понимают, что даже если они сумеют прыгнуть выше
головы, в следующем сезоне их заменят кем-нибудь помоложе. Болельщиков под
предводительством бородатого Ильина-младшего и так все устраивает -- уютный
стадион, проверенные временем кричалки, пиво в любимом кабаке. Но московской
звезде, конечно, больше всех надо, и Столешников начинает превращать
<<Метеор>> в отечественный вариант <<Лестера>>, попутно влюбляя в себя
врача-реабилитолога
команды и, кажется, президента клуба (оба, если что, женщины: президента
играет Ирина Горбачева, а врача -- Ольга Зуева, девушка Данилы).
Путь на футбольный Олимп оказывается тернистым и, как все горные тропы,
немножко чем-то загаженным: то футболисты сливают игру и ставят на
тотализаторе
против собственной команды, то руководство не дает купить новых игроков, --
однако Столешников постепенно решает все вопросы. И в этом как раз одна из
проблем
фильма: уж слишком эффективно у него это получается. Ирина Горбачева
объясняет москвичу, что вытащила его из регбийной лужи, поскольку только
такой неудачник
способен совершить чудо, но в том-то и дело, что персонаж Козловского
обходится без чудес, действуя пугающе рационально и четко. Даже заведомо
сомнительные
идеи вроде изнурительного бега в целлофане в итоге вскрывают нарыв, и дальше
все идет как по маслу. Здесь покричал, там поговорил по душам, тут воззвал
к совести -- и все заработало. А так не бывает -- футбол иррационален, как
вся наша жизнь, и тренеру, который грузным Кутузовым сидит на скамейке,
обычно
остается молча наблюдать, как рушатся его планы и все идет прахом или как,
наоборот, забыв про установку на игру, команда чудесным образом побеждает
заведомого
фаворита.
Но дело, как нас и предупреждали, не в футболе. Скорее, в кинематографе:
Данила Козловский так же рационален, как его персонаж, и не менее эффективен
в
роли играющего режиссера, чем Столешников -- в роли играющего тренера.
Кажется, будто он собрал дебютную картину из кусочков своих самых успешных
фильмов:
тема футбола появилась из <<Гарпастума>>, обстановка в <<Метеоре>> на первых
порах очень напоминает чебаркульскую <<Звезду>> из <<Легенды No17>>, сложные
взаимоотношения
с отцом словно перекочевали из <<Экипажа>>. Все это очень ладно пригнано и
работает так, что у зрителя открыт рот, заложен нос и почти непрерывно текут
слезы.
Некоторые моменты, вроде истории с самым затюканным игроком, который в
нужный момент, ударившись о землю, обернется юным Месси, кажутся немного
предсказуемыми,
но действие летит, словно Гарет Бейл по своему флангу, и задумываться об
этом особенно некогда.
В какой-то момент хочется попросить пощады -- ну нельзя же так, Данила
Валерьевич, пожалейте людей. У вас все отлично получается, для дебюта это
вообще
фантастический уровень, но вот это прямолинейное движение вперед и вверх,
это ловкое нажимание на нужные кнопки в конце концов вызывает легкое
раздражение.
Все отлично придумано, замечательно просчитано, но из-за этого, кажется, из
фильма ушло что-то важное, пропала какая-то иррациональность -- не хватает в
нем безумных финтов, пусть случайных, пусть родившихся из простого
спотыкания, -- но позволяющих полюбить это прекрасное кино.
Все отлично придумано, замечательно просчитано, но из-за этого, кажется, из
фильма ушло что-то важное, пропала какая-то иррациональность. Потому что
футбол
-- это боль. Если не верите -- дождитесь чемпионата мира Да, футбол снят
действительно красиво (хотя лично я бы предпочел более консервативный
монтаж, длинные
планы и, в конце концов, замедленные повторы с разных камер), а исполнение
фанатами песни из <<Вам и не снилось>> -- один из лучших музыкальных
моментов в
российском кино вообще (особенно на фоне немного банального саундтрека с
песнями вроде Way down we go, сопровождающей уход героя в штопор). Но вот
это
умелое обращение режиссера со зрителями и тренера с футболистами -- словно
это не совсем люди, а компьютерные программы,
advert
предсказуемо реагирующие на определенные команды, -- немного напрягают. В
фильме, кстати, толком не показывают игроков <<Метеора>>, кроме парочки
самых ярких:
что это за люди и чем живут, остается загадкой. Понятно, что главный герой
-- не команда, а тренер, но вообще во всей это истории есть что-то
печальное:
пока не приехал новый руководитель из Москвы, никому ничего не было нужно.
Не нашлось ни активного игрока, который повел бы за собой заскучавших
одноклубников,
ни азартного болельщика, который раздразнил бы и вдохновил любимых
футболистов, ни еще кого-нибудь местного, кому было бы не все равно. Тренер
к нам приедет,
тренер нас разбудит -- иначе, кажется, никак. Да и то разве что в сказке,
вроде фильма Козловского: в реальности, как мы понимаем, он бы тихо
спивался,
а его команда тем временем вымучивала ничьи или пропускала на последних
минутах, завоевывая сердца новых болельщиков. Потому что футбол -- это боль.
Если
не верите -- дождитесь чемпионата мира.
С уважением, Игорь.