Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Неравные братья. Близнецовый миф. Часть II, начало.

Вторую часть доклада я разделила на два письма.
Это часть первая.
Вторую часть я разделила на два письма. Это часть первая.
Неравные братья. Близнецовый миф. Часть II
детская психология, психологическая наука, песочная терапия

Часть 2
Клинический случай

Мать братьев-двойняшек (возраст - 4 года 9 месяцев) обратилась за
психологической помощью в связи с агрессивностью, несдержанностью и трудной
коммуникацией братьев. Один из них (назовем его Брат1), родившийся несколько
раньше брата, до последнего времени уступал ему, сам не затевал потасовок,
помогал матери. Теперь они оба, по очереди становятся инициаторами ссор.
Младший Брат2, внешне больше похожий на мать, чаще провоцирует, задирается,
жалуется маме и папе на брата. Сразу после рождения у него обнаружили
серьезное заболевание. Поэтому первые три года его жизни прошли среди
лечебных процедур, ограничений и тревоги матери за его здоровье. На время
обращения проблемы медицинского характера находятся в стадии ремиссии и под
контролем. Мама по отношению к Брату2 гиперопекающая. Различные физические
состояния и возможности

сыновей объединены в одну позицию, продиктованную рекомендациями и
ограничениями для Брата2. Им двоим нельзя прыгать, кувыркаться, забираться
высоко. Оба брата имеют задержку речевого развития. Причем мама и папа (мама
лучше) понимают речь детей и являются <<переводчиками>> с их языка для
остальных. Общее интеллектуальное развитие - чуть выше нормы. Занятиям с
детьми родители, а также бабушки и дедушки уделяют много времени.
Всего было проведено 10*2 сессий с обоими мальчиками.

В рамках доклада рассматриваются основные характеристики символических
историй братьев. Сами истории и динамика иллюстрированы фотографиями
песочных композиций. Подробный анализ символики, в силу ограниченного
формата доклада, не приводится.

Брат 2

Его первая композиция представляла собой лес, в котором обитают множество
зверей (см. фото 1). С увлечением расставлял фигурки и предметы, называя
каждый и ассоциативно рассказывая о их свойствах. С учетом сложности
понимания его речи мне приходилось быть вдвойне внимательной, чтобы
наблюдать за быстро меняющейся композицией (символический,бессознательный
аспект) и слушать рассказы ребенка (сознательный, логический аспект).


Фото 1. Мир

Фото 2. Енот. Игрушка.

Фото 3. Барсук. Игрушка.

Практически сразу после знакомства с инструментарием песочной психотерапии
на 2 сессии появились главные действующие лица: Енот и Барсук (см. фото. 2 и
3).

Рассмотрим этих персонажей подробнее. Оба хищники, имеют характерную
защитную окраску. Только у енота чередуются поперечные черно-белые полосы, а
у барсука они распределены параллельно телу.

В дальнейшем рассказе о песочных композициях Брата1 и Брата2 мы также легко
можем увидеть эту антитезу: многочисленные и быстро меняющиеся композиции
первого брата и ригидные, однозначные сюжеты у второго.Только у енота
чередуются поперечные черно-белые полосы, а у барсука они распределены
параллельно телу. Мотивы, связанные с архетипом близнецов, находят свое
воплощение не только в бинарности фигур мифа, но и в деталях характера и
внешнего вида отдельного героя.

Трудно представить более подходящие зооморфные персонажи для обозначения
символики близнецов.

Животные похожи внешностью, пристрастием в еде (всеядны), впадением в зимнюю
спячку. Различаются по характеру. Енот любопытен, находчив, драчлив, упрям,
храбр с врагами, однако может быть приветлив и обаятелен, особенно с людьми.
Словом, в целом соответствует архетипу Трикстера. Енот символизирует наше
альтер-эго, второе ``я'', скрытую сторону. ``Я не тот, за кого вы меня
принимаете''. Барсук миролюбив, скрытен, замкнут (бирюк), эгоистичен, но и
семейственен, заботлив со своим потомством.

Так, и барсук и енот имеют черты двуличия, презентации Персоны-Маски вместо
истинного лица.

Истории Барсука и Енота у Брата2 были увлекательны и разнообразны. Основной
сюжет в течение нескольких сессий таков: один из них (в начале и чаще всего
в целом так делает Енот) проказничает, задирает другого. Другой может
прятаться (под дерево, в песок=землю, в норку) или вступать в
кратковременную схватку. Потом приходит персонаж - олицетворение С-Эго
(сова, лошадь, ягуар, тигр), наказывает. Наказание на второй сессии
определилось как помещение в клетку (см. фото 4).

Как писал Нойманн: <<Стадия борцов отмечает отделение сознательного Эго от
бессознательного, но Эго еще недостаточно устойчиво, чтобы следовать дальше
к разделению Первых Родителей и к победной борьбе героя. Как мы
подчеркивали, центроверсия проявляется вначале отрицательно, под личиной
страха, бегства, вызова и сопротивления>>.

(Продолжение в следующем письме).

Ответить   Tue, 19 May 2015 21:55:15 +0300 (#3267795)