Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Как влияет на вас то, что вы говорите?


Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня – продолжаем тему лингвистической относительности применительно к собственной речи. Применительно к тому, что и как мы говорим.

Сразу признаюсь, эта статья навеяна и основана замечательным курсом Ивана Полонейчика «Язык и судьба». Название, прямо скажем, говорящее. И основная мысль, красной нитью проходящая через все лекции курса – то, что то, что и как мы говорим, самым непосредственным образом влияет на наше мышление, поступки, характер и – судьбу.

За счёт чего это происходит?

Сейчас я упомяну три основных канала.

Первый – этимология. Происхождение слова. То, какой у слова корень и какое значение этот корень имел в исходном языке (тут следует взойти к латыни, а то и к санскриту).

Второй – ассоциации, вызванные словом. Скажем, фонетическая ассоциация со словом «работа» - «раб», «рабство». Со словом «добиться» - «добить». И так далее.

Кстати, давайте посмотрим на слово «добиться» внимательнее. «Добиться», «добиваться» - глагол возвратный. То есть означает перевод действия на себя. Другие примеры: «убить» - кого-то, «убиться» - убить себя; «разорить» - кого-то, «разориться» - лишиться состояния самому. Ряд можно продолжать довольно долго, итог один: «добиться» будет означать «добить себя». То есть совершить над собой некое серьёзное насилие. И неважно, что что при этом человек «добился» чего-то – это что-то далось ему дорогой, очень дорогой ценой. Глагол «добиться» будет намекать на некую убитость, истощённость, ослабленность того, кто «добивается». Почему бы вместо этого не говорить «прийти к чему-то», «достичь чего-то»?

Таких примеров можно построить великое множество. И, знаете, жизненные наблюдения (ну, по крайней мере, мои – и тех, у кого я учусь) показывают, что в основном подобные построения верны…

Если первый канал влияния на сознание совершенно неочевиден (в самом деле, откуда вам знать, какой смысл носители пра-языка связывали с тем или иным словом!), то второй – более понятен и вполне физиологичен. Действительно, мозг устроен так, что в процессе распознавания слова он сравнивает его «образ» (то, как он кодирует звуковой сигнал) с имеющимися «шаблонами» - «образами» известных ему слов. И то известное слово, что похоже на слышимое более всех остальных, мы и слышим.

Осознать такой процесс распознавания практически нереально, хотя проблески такого осознания появляются, когда мы слышим либо зашумленную речь (в метро, на фоне музыки или как-то иначе), или же слышим незнакомое слово, которое можем принять за какое-то другое.

Третий канал влияния речи на сознание – фоносемантика. Это непосредственное физиологическое влияние звуков на организм. Известно же, что громкий ритмичный шум (на дискотеках, например) губительно сказывается на психике плода (если вы беременны – воздержитесь от дискотек ради будущего ребёнка, прошу вас). Известно, что шум моря успокаивает. Инфразвук (звук с частотами менее 20 Гц) может вызвать чувство безотчётного страха. Есть гипотеза, по которой «микровибрации» (вызываемые тем же звуком – ведь звук есть ни что иное, как колебания) являются ценнейшим ресурсом организма: если они есть, то все тончайшие процессы в клетке идут быстрее и надёжнее просто потому, что клетка постоянна «перетряхивается», если нет – то возникает застой. Это как сахар в стакане: он может долго лежать на дне бесславной горкой (застой), и почти моментально раствориться, если воду размешать (микровибрации, но масштаб побольше).

Звук, вибрации – архиважнейшая вещь для всего живого. И разные частоты, как я уже показал, влияют по-разному. А речь – это как раз последовательности звуков разной частоты.

Так стоит ли удивляться, что речь может влиять на организм совершенно по-разному?

Вкупе все три составляющие – ассоциативный ряд, происхождение слова и его звучание – формируют мощный канал воздействия на организм как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Как отследить такое влияние?

Первое – отслеживание фонетических ассоциаций. Почему-то получается так, что в праязыке, можно сказать, благозвучные слова имели и положительное значение. Так что ассоциации вкупе со знанием происхождения слов дают уже очень многое.

Ну и второе, самое, на мой взгляд, эффективное по соотношению затрат и результативности – прослушать аудиокурс «Язык и судьба». От себя могу сказать, что очень доволен тем, что услышал, и то, что ещё по каким-то причинам не использовал, ввожу в свою практику.

И вам того же – приятной практики!

Павел Григал.


В избранное