Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Как влияет на вас то, что вы говорите?
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня – продолжаем тему лингвистической относительности
применительно к собственной речи. Применительно к тому, что и как мы говорим.
Сразу признаюсь, эта статья навеяна и основана замечательным
курсом Ивана Полонейчика «Язык и судьба». Название, прямо скажем, говорящее. И основная
мысль, красной нитью проходящая через все лекции курса – то, что то, что и как
мы говорим, самым непосредственным образом влияет на наше мышление, поступки,
характер и – судьбу.
За счёт чего это происходит?
Сейчас я упомяну три основных канала.
Первый – этимология. Происхождение слова. То, какой у слова
корень и какое значение этот корень имел в исходном языке (тут следует взойти к
латыни, а то и к санскриту).
Второй – ассоциации, вызванные словом. Скажем, фонетическая
ассоциация со словом «работа» - «раб», «рабство». Со словом «добиться» - «добить».
И так далее.
Кстати, давайте посмотрим на слово «добиться» внимательнее. «Добиться»,
«добиваться» - глагол возвратный. То есть означает перевод действия на себя.
Другие примеры: «убить» - кого-то, «убиться» - убить себя; «разорить» -
кого-то, «разориться» - лишиться состояния самому. Ряд можно продолжать
довольно долго, итог один: «добиться» будет означать «добить себя». То есть
совершить над собой некое серьёзное насилие. И неважно, что что при этом
человек «добился» чего-то – это что-то далось ему дорогой, очень дорогой ценой.
Глагол «добиться» будет намекать на некую убитость, истощённость, ослабленность
того, кто «добивается». Почему бы вместо этого не говорить «прийти к чему-то», «достичь
чего-то»?
Таких примеров можно построить великое множество. И, знаете,
жизненные наблюдения (ну, по крайней мере, мои – и тех, у кого я учусь)
показывают, что в основном подобные построения верны…
Если первый канал влияния на сознание совершенно неочевиден
(в самом деле, откуда вам знать, какой смысл носители пра-языка связывали с тем
или иным словом!), то второй – более понятен и вполне физиологичен.
Действительно, мозг устроен так, что в процессе распознавания слова он
сравнивает его «образ» (то, как он кодирует звуковой сигнал) с имеющимися «шаблонами»
- «образами» известных ему слов. И то известное слово, что похоже на слышимое
более всех остальных, мы и слышим.
Осознать такой процесс распознавания практически нереально,
хотя проблески такого осознания появляются, когда мы слышим либо зашумленную
речь (в метро, на фоне музыки или как-то иначе), или же слышим незнакомое
слово, которое можем принять за какое-то другое.
Третий канал влияния речи на сознание – фоносемантика. Это непосредственное
физиологическое влияние звуков на организм. Известно же, что громкий ритмичный
шум (на дискотеках, например) губительно сказывается на психике плода (если вы
беременны – воздержитесь от дискотек ради будущего ребёнка, прошу вас).
Известно, что шум моря успокаивает. Инфразвук (звук с частотами менее 20 Гц)
может вызвать чувство безотчётного страха. Есть гипотеза, по которой «микровибрации»
(вызываемые тем же звуком – ведь звук есть ни что иное, как колебания) являются
ценнейшим ресурсом организма: если они есть, то все тончайшие процессы в клетке
идут быстрее и надёжнее просто потому, что клетка постоянна «перетряхивается»,
если нет – то возникает застой. Это как сахар в стакане: он может долго лежать
на дне бесславной горкой (застой), и почти моментально раствориться, если воду
размешать (микровибрации, но масштаб побольше).
Звук, вибрации – архиважнейшая вещь для всего живого. И
разные частоты, как я уже показал, влияют по-разному. А речь – это как раз
последовательности звуков разной частоты.
Так стоит ли удивляться, что речь может влиять на организм
совершенно по-разному?
Вкупе все три составляющие – ассоциативный ряд,
происхождение слова и его звучание – формируют мощный канал воздействия на организм
как на психологическом, так и на физиологическом уровне.
Как отследить такое влияние?
Первое – отслеживание фонетических ассоциаций. Почему-то
получается так, что в праязыке, можно сказать, благозвучные слова имели и
положительное значение. Так что ассоциации вкупе со знанием происхождения слов
дают уже очень многое.
Ну и второе, самое, на мой взгляд, эффективное по соотношению
затрат и результативности – прослушать аудиокурс «Язык и судьба». От себя могу
сказать, что очень доволен тем, что услышал, и то, что ещё по каким-то причинам
не использовал, ввожу в свою практику.