Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Бюрократические анкеты и математические способности
Добрый день, уважаемые читатели!
Всем интересно состояние образования в нашей стране.
Но есть группы экспертов, которым интересно состояние
образования во всём мире.
Одна из таких групп каждые четыре года во многих странах
проводит математических тест TIMMS.
Тест охватывает огромное количество школьников в большинстве стран, и весьма
объёмен, благодаря чему даёт комплексное представление о том, какие
математические навыки и насколько развиты у детей, проживающих в той или иной
стране.
Помимо собственно математических задач тест включает весьма
развёрнутую анкету на 120 вопросов. Там школьника спрашивают, каков уровень
образования его родителей, его друзей, его хобби… Ещё раз вдумайтесь в эту цифру
– 120 вопросов!
Неудивительно, что многие из вопросов этой анкеты остаются
без ответа. Надоедает, прямо скажем.
И однажды иссследователи вдруг выявили следующую
закономерность: оказалось, что количестов отвеченных вопросов в этой,
«бюрократической», анкете коррелирует с полученнымы за знание математики
баллами! Иными словами, чем больше был балл за собственный математический тест
– тем тщательнее школьник заполнял и анкету, прямого отношения к предмету
тестирования не имеющую!
Кстати, лидерами по оценкам оказались Япония, Корея, Тайвань
(Китай), Сингапур и Гонконг. Материковый Китай, кстати, в TIMMSне
участвует вообще. Не достигнуты какие-то соглашения.
Вообще, любопытно… Получилось, что успехи школьников в
математике можно спрогнозировать по тому, насколько тщательно они заполняют
совершенно нематематические анкеты… С чего бы?
Основное объяснение – всё та же добросовестность.
У китайцев даже есть поговорка «Тот, кто каждый день встаёт
до восхода, никогда не будет бедствовать». Трудолюбие у них в культуре, можно
сказать – в крови.
И очень, очень многие исследования показывают, что для
овладения науками, в том числе – математикой, усидчивость и последовательность
(читай – трудолюбие) намного важнее, чем «врождённые способности».
Можно, конечно, спорить, приводя пример «гениев от
рождения». Да, такие тоже бывают – рано начинают говорить, быстро соображают…
Но таких – единицы. А если взять тысячу просто умных детей, то наибольших
успехов из них добьются не те, у кого самый высокий IQ, а – самые добросовестные.
Что же можно почепрнуть из этого?
Я бы сформулировал это так: если уж изучаете что-то,
стремитесь подходить к выполнению каждого упражнения не менее ответственно, чем
к заполнению анкеты при подаче на какую-нибудь очень нужную вам визу. И не
жалейте времени на серьёзные задачи. Окупится сторицей.