Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! О ценности живого общения
Добрый день, уважаемые подписчики!
В этой статье я собираюсь рассмотреть такой, казалось бы,
избитый вопрос, как ценность живого общения.
Что значит «живого»? В первую очередь – общения лицом к
лицу, не опосредованного компьютером, телефоном или другими техническими
средствами. Ближайшим по качеству к «живому» варианту является видеоконференция
по скайпу, но даже это – суррогат.
Интернет и интернет-технологии существуют уже не один год, и
вопрос о влиянии цифровых технологий на качество человеческого общения также
возник уже отнюдь не вчера. Аськи, чаты, электронная почта – всё это меняет
людей, причём изменения заметны даже на уровне мозговых структур (если вам
интересна эта тема во всех деталях – могу рекомендовать книгу Г. Смолл и Г.
Ворган «Мозг онлайн: человек в эпоху интернета»).
Однако едва ли у вас вызовет воодушевление и энтузиазм
простое перечисление, что там происходит у «цифровых от рождения» людей (это
те, кто с юных лет пользуются мобильным телефоном, компьютером с выходом в
интернет и другими современными гаджетами) в орбитофронтальной коре, островке
Рейля и некоторых других участках мозга. Скажу лишь, что такие исследования
есть, и все значительные поведенческие отличия «цифровых от рождения» ребят от «динозавров»
или «цифровых мигрантов» (тех, кто ещё помнит эпоху до сотовых телефонов и
осваивает новую технику, уже будучи взрослым) соотнесены с отличиями в
активности тех или иных мозговых структур.
Давайте лучше посмотрим, что это, собственно, за
поведенческие отличия.
Первое и самое значительное изменение у ребят, с детства
долго сидящих за компьютером – это снижение навыков общения лицом к лицу. Им
намного сложнее смотреть в глаза собеседнику, что вполне может привести к тому,
что их сочтут лжецами. Ведь наверняка вы слышали о том, что лжец избегает
контакта глазами! А этим товарищам просто сложно смотреть в глаза.
Затем, они намного хуже распознают эмоции и намного хуже их
выражают. Беднеет (точнее, слабо развивается) как мимика, так и язык тела. Ведь
когда ты читаешь строчки чата – совершенно неважно, какое было лицо у собеседника,
когда он их печатал. В первую очередь воспринимается несущий информацию (хотя
какая это, к черту, информация – уже будем честны…) текст.
Меня совершенно точно можно причислить к «цифровым мигрантам».
Я более-менее регулярно стал работать на компьютере лишь в старших классах
школы, так что созревание всех структур, связанных с общением, у меня прошло
без значительного влияния цифровой техники (не считая умеренного просмотра
телевизора). И в уже более старшем возрасте, как-то общаясь с одним знакомым в
режиме чата, я вдруг заметил, что, читая его реплики, я словно слышу его голос
и интонации.
Я очень хорошо знал «по жизни» того собеседника. Знал его
голос, манеру говорить, даже жестикуляцию. Так что нет ничего удивительного в
том, что я легко смог представить его, словно бы говорящим эти слова.
Отсюда, кстати, выплывает отличная идея для тех, кому
актуален тренинг живой речи: читая письма и реплики в чате, представляйте, как
бы их сказали живые люди. С какими интонациями, с какой жестикуляцией, паузы,
выражения лица… Очень помогает «читать между строк», кстати говоря.
Итак, живое общение очень здорово развивает, как это ни
странно, навык живого общения – распознавание эмоций и их передачу через язык
тела. Так что если у вас есть дети – стремитесь обеспечить им регулярное живое
общение со сверстниками.
А как быть, если вы в строчках выше (про «цифровых от
рождения») узнали себя? На самом деле, ничего страшного. Все эти недостатки
выправляются целенаправленным обучением – например, на тренингах по общению.
Другое дело, что вам придётся выделять специальное время на то, чему другие
когда-то учились у родителей и на улице как бы сами по себе.
Добавим, что согласно исследованиям американских психологов,
подростки, в семьях которых принято вместе обедать или ужинать – имеется ввиду,
регулярно собираться за общим столом, обсуждая прошедший день, планы на будущее
и так далее – намного реже употребляют наркотики, курят и кончают жизнь
самоубийством, чем их сверстники, на которых родители практически не обращают
внимания.
Так что если у вас есть «почти взрослые» дети бунтарского
возраста – просто постарайтесь регулярно с ними общаться. Вариант
непринуждённой беседы за столом (пусть даже она будет ограничена лишь
кулинарной тематикой) – отлично подойдёт.
А влияет ли живое общение на память и внимание?
Безусловно!
Даже на студентах было замечено, что у тех из них, кто чаще
вживую общается со сверстниками (от десяти минут) память и внимание работают
немного лучше, чем у их асоциальных, но много занимающихся сокурсников.
Что же, получается, у кумушек, способных часами трещать по
телефону, отличная память? Ну, едва ли такая болтушка знает наизусть Рубайят
Омара Хайяма – она его просто не учила. Но если вы порасспрашиваете её о том,
как она провела крайние несколько дней (а заодно, что в этот период случилось у
её подружек), то наверняка будете поражены детальностью и развёрнутостью
ответа.
Развивать навыки общения можно самыми разными способами. Но
ни один из них не даст вам ничего, если вы не будете применять теорию на
практике – общаться вживую с другими людьми.