Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! О ценности живого общения


Добрый день, уважаемые подписчики!

В этой статье я собираюсь рассмотреть такой, казалось бы, избитый вопрос, как ценность живого общения.

Что значит «живого»? В первую очередь – общения лицом к лицу, не опосредованного компьютером, телефоном или другими техническими средствами. Ближайшим по качеству к «живому» варианту является видеоконференция по скайпу, но даже это – суррогат.

Интернет и интернет-технологии существуют уже не один год, и вопрос о влиянии цифровых технологий на качество человеческого общения также возник уже отнюдь не вчера. Аськи, чаты, электронная почта – всё это меняет людей, причём изменения заметны даже на уровне мозговых структур (если вам интересна эта тема во всех деталях – могу рекомендовать книгу Г. Смолл и Г. Ворган «Мозг онлайн: человек в эпоху интернета»).

Однако едва ли у вас вызовет воодушевление и энтузиазм простое перечисление, что там происходит у «цифровых от рождения» людей (это те, кто с юных лет пользуются мобильным телефоном, компьютером с выходом в интернет и другими современными гаджетами) в орбитофронтальной коре, островке Рейля и некоторых других участках мозга. Скажу лишь, что такие исследования есть, и все значительные поведенческие отличия «цифровых от рождения» ребят от «динозавров» или «цифровых мигрантов» (тех, кто ещё помнит эпоху до сотовых телефонов и осваивает новую технику, уже будучи взрослым) соотнесены с отличиями в активности тех или иных мозговых структур.

Давайте лучше посмотрим, что это, собственно, за поведенческие отличия.

Первое и самое значительное изменение у ребят, с детства долго сидящих за компьютером – это снижение навыков общения лицом к лицу. Им намного сложнее смотреть в глаза собеседнику, что вполне может привести к тому, что их сочтут лжецами. Ведь наверняка вы слышали о том, что лжец избегает контакта глазами! А этим товарищам просто сложно смотреть в глаза.

Затем, они намного хуже распознают эмоции и намного хуже их выражают. Беднеет (точнее, слабо развивается) как мимика, так и язык тела. Ведь когда ты читаешь строчки чата – совершенно неважно, какое было лицо у собеседника, когда он их печатал. В первую очередь воспринимается несущий информацию (хотя какая это, к черту, информация – уже будем честны…) текст.

Меня совершенно точно можно причислить к «цифровым мигрантам». Я более-менее регулярно стал работать на компьютере лишь в старших классах школы, так что созревание всех структур, связанных с общением, у меня прошло без значительного влияния цифровой техники (не считая умеренного просмотра телевизора). И в уже более старшем возрасте, как-то общаясь с одним знакомым в режиме чата, я вдруг заметил, что, читая его реплики, я словно слышу его голос и интонации.

Я очень хорошо знал «по жизни» того собеседника. Знал его голос, манеру говорить, даже жестикуляцию. Так что нет ничего удивительного в том, что я легко смог представить его, словно бы говорящим эти слова.

Отсюда, кстати, выплывает отличная идея для тех, кому актуален тренинг живой речи: читая письма и реплики в чате, представляйте, как бы их сказали живые люди. С какими интонациями, с какой жестикуляцией, паузы, выражения лица… Очень помогает «читать между строк», кстати говоря.

Итак, живое общение очень здорово развивает, как это ни странно, навык живого общения – распознавание эмоций и их передачу через язык тела. Так что если у вас есть дети – стремитесь обеспечить им регулярное живое общение со сверстниками.

А как быть, если вы в строчках выше (про «цифровых от рождения») узнали себя? На самом деле, ничего страшного. Все эти недостатки выправляются целенаправленным обучением – например, на тренингах по общению. Другое дело, что вам придётся выделять специальное время на то, чему другие когда-то учились у родителей и на улице как бы сами по себе.

Добавим, что согласно исследованиям американских психологов, подростки, в семьях которых принято вместе обедать или ужинать – имеется ввиду, регулярно собираться за общим столом, обсуждая прошедший день, планы на будущее и так далее – намного реже употребляют наркотики, курят и кончают жизнь самоубийством, чем их сверстники, на которых родители практически не обращают внимания.

Так что если у вас есть «почти взрослые» дети бунтарского возраста – просто постарайтесь регулярно с ними общаться. Вариант непринуждённой беседы за столом (пусть даже она будет ограничена лишь кулинарной тематикой) – отлично подойдёт.

А влияет ли живое общение на память и внимание?

Безусловно!

Даже на студентах было замечено, что у тех из них, кто чаще вживую общается со сверстниками (от десяти минут) память и внимание работают немного лучше, чем у их асоциальных, но много занимающихся сокурсников.

Что же, получается, у кумушек, способных часами трещать по телефону, отличная память? Ну, едва ли такая болтушка знает наизусть Рубайят Омара Хайяма – она его просто не учила. Но если вы порасспрашиваете её о том, как она провела крайние несколько дней (а заодно, что в этот период случилось у её подружек), то наверняка будете поражены детальностью и развёрнутостью ответа.

Развивать навыки общения можно самыми разными способами. Но ни один из них не даст вам ничего, если вы не будете применять теорию на практике – общаться вживую с другими людьми.

Общайтесь – и получайте от этого удовольствие!

Павел Григал.

В избранное