Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Кто живёт дольше?
Добрый вечер, уважаемые подписчики!
Я больше месяца отсутствовал в «эфире», и за это время
произошло многое. Скажем, у меня несколько раз сломали и восстановили сайт, в
итоге он переехал на новый хостинг и сейчас вроде как нормально функционирует.
Я сам успел побывать в Таиланде, завершить два текущих тренинга и сделать
многое другое. Правда, случилось и несколько провалов. Иначе не было бы такого длительного
«простоя» в рассылке.
О чём же я хочу рассказать сегодня?
Тема, на первый взгляд, не вполне очевидная с точки зрения
тематики рассылки: продолжительность жизни. Однако попавшаяся мне книжка – «Проект
Долголетие» - настолько интересна и увлекательна, что – не могу не поделиться.
Книжка (авторы – Х.С. Фридман и Л.Р. Мартин) описывает
результаты исследования, продолжавшегося без малого сто лет. Анализ данных,
подозреваю, продолжается и по сей день.
В начале двадцатого века доктор Терман отобрал более тысячи
одарённых детей (в возрасте 12-14 лет) и принялся их всячески исследовать.
Здесь под «исследованиями» подразумеваются максимум анкеты и собеседования.
Фундаментальность исследования выразилась в том, что сбор данных, начавшись, когда
испытуемые ещё были детьми, продолжился до самой их смерти. Даже после того,
как ушёл из жизни сам основатель проекта (а случилось это в 1954 году).
Информация собиралась скрупулёзнейшим образом, зачастую
предвосхищая методы анкетирования и диагностики, что появились десятки лет
спустя. И сегодня обработанные данные исследований легли в основу одной из
самых серьёзных (и в то же время – легко читаемых) книг по теме
долгожительства, что я когда-либо держал в руках.
Представьте: полторы тысячи жизней, много тысяч фактов о
каждой из них.
Одним из ключевых вопросов был и остаётся по сей день такой:
от чего же зависит продолжительность жизни? Кто живёт дольше – умный или
глупый, верующий или атеист, состоящий в браке или холостяк? И на все такие
вопросы были получены ответы. Отнюдь не всегда интуитивно ожидаемые.
Конечно, такие результаты применимы далеко не ко всем. Ведь
исходно доктор Терман отбирал тех, за чьей жизнью впоследствии следил, из
американских школьников, демонстрировавших самые высокие успехи в учёбе (другой
темой, весьма его интересовавшей, была гениальность и условия её
возникновения). Едва ли кто-то из моих читателей относится к тем, кто родился в
начале двадцатого века в Америке… Однако многие данные проекта Термана, как
выяснилось впоследствии, отлично соответствуют уже современным исследованиям,
задававшимся примерно тем же вопросом – что влияет на продолжительность жизни.
Когда мы говорим про людей вообще, то, несомненно, на
продолжительность жизни влияет интеллект. Но если мы берём выборку из людей с
умственными способностями, заведомо выше средних, то у них долголетие идёт рука
об руку отнюдь не с самыми высокими показателями IQили EQ. Выше «средней» отметки
продолжительность жизни от интеллекта практически не зависит…
Как выяснилось, дольше всех прожили те люди, у которых
сильно выраженным оказалось одно конкретное качество.
А какое – расскажу в следующем выпуске.
Пока лишь намекну, что это качество самым
непосредственнейшим образом влияет на эффективностью любых, абсолютно любых
тренировок.