Не существует метода,
который давал бы результат
до тех пор, пока Вы не будете готовы
затратить время и энергию
только практика сможет помочь Вам
достигнуть цели.
Здравствуйте!
Каждый день вы общаетесь с другими людьми. Как часто при этом вы берете себе за труд представить себя на их месте? Вы готовы поменяться с ними ролями? С сонной продавщицей в магазине, с начальником, который, на ваш взгляд, только и делает, что принимает посетителей и пьет с ними хороший кофе? Почему вы позволяете себе раздражаться на первую и тихо ненавидеть второго?
Научитесь сохранять спокойствие. Плечи поправьте! Осанка! Легкая улыбка! Расслабьте все: веки, лицо, шею, плечи, грудь, живот, ягодицы, ноги... а мышцы мочевого пузыря пока не желательно!
Вдох - безмятежность,
выдох - покой,
вдох - спокойствие,
выдох - умиротворенность,
вдох - тишина,
выдох - уравновешенность...
...И дальше в том же духе.
Как вы понимаете, упражнение не требует никаких специальных условий и может выполняться где и когда угодно: на остановке, в транспорте или «на ковре» у начальника.
Представьте себя на месте других людей, проживите мысленно один день их жизни... Осознайте центром мира Его или Ее, а не себя.
Конечно, невозможно провести грань между добром и злом, ибо вещи кажутся вам такими, какими вы видите их: для дурного взгляда и все хорошее - дурно, а хорошему взгляду и дурное кажется хорошим в известном смысле. Поэтому мудрец хранит молчание, когда другие отличают добро от зла. Самое важное: не делать другим того, чего вы не хотите, чтобы другие не делали вам. Поэтому желательны такие действия, которые исходят из добрых побуждений, и нежелательны диктуемые злым.
Хазарат Инайат Хан
Помогайте другим людям. Если ну-у-у ни в какую не получается делать это от чистого сердца, попробуйте помогать из эгоизма.
Шли лошадь и осел с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке.
Шли они, шли, прошли полдороги - осел устал, кряхтит, еле дышит.
Будь другом, - попросил он лошадь, - помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился:
Мне уже невмоготу! Помоги!
Но лошадь только ушами прядет. Дорога пошла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и в третий раз просит лошадь:
- Помоги!
- Ладно, - согласилась лошадь, - кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел еще десяток шагов и упал.
- Вставай, вставай, милый! - умолял хозяин, но осел не мог подняться.
Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.
Попытайтесь иначе построить свои отношения с окружающими. Коллеги ни разу не позвали вас с собой на перекур? Против вас ополчилась секретарша, которой вы не подарили шоколадку на 8 марта? Или начальница - «настоящая стерва»? Сперва определите, так ли принципиальна для вас эта проблема. Стоит ли бросать все силы на ее решение, или завтра она рассосется сама собой?..
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ
Метод кумулятивного повторения
Мы уже отмечали, что повторение является эффективным "способом в процессе запоминания. Используя только один этот способ, можно запомнить много вещей, однако пользоваться этим необходимо методично и постепенно.
Например, вы хотите выучить поэму или отрывок из театральной пьесы. Для этого вы можете поступить следующим образом.
Каждый день заучивайте 5 или 10 стихотворных строк (в зависимости от вашей способности к усвоению стихов) и повторяйте то, что учили накануне. Через 10 дней вы будете помнить 100 строк. С этого момента, наряду с заучиванием 10 строк, перечитывайте предыдущий текст по 50 строк один раз в два дня. Затем, когда вы твердо запомните 150 строк, перечитывайте текст частями по 50 строк один раз в три дня, и т.д. Через несколько месяцев вы будете запоминать сотни строк без особых усилий. Основную сложность
будет составлять необходимость соблюдать постепенность и методичность.
Метод повторения используется учащимися при изучении школьных предметов, к сожалению, неправильно. При этом в большинстве случаев они применяют только "повторительную" часть способа и игнорируют его "кумулятивную" часть. Они заучивают что-либо только на один день, затем, без повторения, материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами учащиеся вынуждены практически все запоминать заново. Если же ученик будет практиковать регулярное повторение, материал полностью сохранится
в памяти.
Метод кумулятивного повторения можно использовать для запоминания исторических дат (ежедневное заучивание 2-3 дат). Далее мы рассмотрим мнемотехнические способы запоминания дат, а сейчас отметим, что, кроме запоминания дат, кумулятивное повторение может применяться для запоминания большого количества математических, физических и химических формул,
Этот способ подходит также для пополнения словарно запаса при изучении иностранного языка (желательно повторять новые слова в составе коротких фраз). Его могут применять студенты при подготовке к экзаменам: составляются сводные таблицы или краткие изложения материала; в день запоминает 2, 3, 5 коротких резюме, с повторением предыдущих частями по 10-15 резюме. Может показаться, что повторения отнимают много времен На самом дело они сберегают время, т.к., если вы ничего не забыли, повторение сводится к простому прочтению и проходит очень быстро. Метод кумулятивного повторения требует меньше времени, чем чтение материала через 3 или 6 месяцев после первого изучения. Приводимый выше пример с запоминанием стихов является только простейшей иллюстрацией способа. Для многих ежедневное повторение- слишком обременительная процедура. Многое зависит
от того, что изучается. Часть студентов применяет следующий ритм повторения:
- утренняя лекция, после нее беглое прочтение конспекта;
- 1-е повторение, в тот же вечер;
- 2-е повторение, через 2-3 дня;
- 3-е повторение, через неделю;
- 4-е повторение, через 3-5 недель;
- 5-е повторение, через 4-6 месяцев. Не существует оптимального ритма повторений для всех. Необходимо определять свой собственный ритм. Общее правило для нахождения своего ритма: делать повторение достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы попусту не тратить энергию. Идеальный момент для повторения - когда вы начинаете забывать хотя бы часть материала. В течение курса у нас будет много примеров с использованием способа кумулятивного повторения.
Упражнение 26
Выберите 2 однородных текста: театральные пьесы, стихи, научные тексты, исторические статьи, литературные отрывки короче, то, что вас интересует. Эти два текста должны быть одинаковой длины и степени трудности. Выучите их и выберите для каждого текста неодинаковый ритм повторения. Например: Текст 2
Заучивание - утром, 1-е повторение - то же.
2-е повторение-вечер следующего дня, 3-е - через 5 дней. 4-е - через 15 дней, Текст 1
Заучивание - утром, 1-е повторение-через короткий промежуток времени, 2-е повторение -вечер того же дня. 3-е - через 3 дня, 4-е - через 7 дней, 5-е - через 11 дней.
Последние повторения для текста 1 и 2 вы сделаете в один и Тот же день.
Подождите один месяц-и проверьте знание текстов 1 и 2. Если тексты запомнились одинаково, то ритм1 отнял у вас лишнюю энергию. Если вы знаете хорошо текст 1 и недостаточно-текст 2, то ритм 1 для вас больше подходит.
Таким образом, шаг за шагом, вы определите ваш собственный ритм повторения.
Упражнение 27
Возьмите листок бумаги и постарайтесь записать все ваши воспоминания от того времени, когда вам было 10-15 лет. Заполняйте лист в последующие дни - по мере новых воспоминаний из этого периода.
Через неделю перейдите к периоду 6-10 лет. А еще через неделю вспомните события вашего самого раннего детства 0-6 лет Для каждого воспоминания постарайтесь воссоздать какую -либо картину. Вы будете удивлены количеством воспоминаний, которые вам оставило детство и отрочество.
Применение способа кумулятивного повторения. Повторите:
- четверостишье Буало или другого поэта, выученное ранее;
- основные промышленные отрасли Бельгии;
- основные ресурсы Испании.
Упражнение 30
Восстановите письменно основные города, через которые проходил маршрут вашего последнего путешествия (каникулы или деловая поездка). Начните с больших городов, представляющих главные этапы маршрута, затем попытайтесь поместить на маршруте промежуточные города.
Вы уже поняли, что упражнения, которые Вам даются, являются не однодневками. Но при этом всем на сегодня достаточно. До следующего выпуска мои дорогие подписчики.
При возникновении желания подкорректировать, либо дать рекомендацию, делайте смело, и без сомнений. Проявление активности первая ступень в вашем росте, как человека развивающегося! Дать отзыв, рекомендацию
Авторское право принадлежит Г.Николаю.Владимировичу Копирование, либо цитирование без согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ