Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Жизнь замечательных людей

"Школьный вестник" N9, 2001г.

Бегущая строка: личность

Имя нашего сегодняшнего гостя известно всем, кто имеет хотя бы малейшее представление
о джазе. Сергей Манукян, 46 лет, известный джазовый певец и аранжировщик, виртуозный
пианист-импровизатор, владеющий не только всеми существующими клавишными, но
также всевозможными барабанами, бас-гитарой и главным, по его мнению, музыкальным
инструментом - человеческим голосом. Манукян - лауреат многих фестивалей, победитель
российских и международных джазовых конкурсов, что вполне закономерно. Песни
в его исполнении насыщены южным задором и легкостью. Это всё - в сочетании с
мастерством западного джазмена, северной размеренностью и при этом - восточной,
почти детской непосредственностью. Возможно, такое ощущение потому, что певцу
довелось пожить и поработать в разных регионах нашей тогда ещё очень немаленькой
страны: на Кавказе, в Прибалтике, в Поволжье и Украине, в Ленинграде и в Москве.
Сергей Манукян - желанный гость на концертных площадках, в джазовых клубах и
в дружеских компаниях не только благодаря исполнительскому мастерству. Музыкант
излучает душевное тепло и обаяние, которым щедро одаривает всех окружающих. Несмотря
на издержки артистической работы - весёлые компании, ночную жизнь и всем, что
с ней связано, Манукян был и остаётся идеальным семьянином: отец четверых детей,
он не мыслит себя вне семьи. Он твёрдо убежден, что домашний очаг - основа всего.

...Мы договорились встретиться у входа в один из московских ночных клубов, где
он иногда выступает. Ожидая Сергея, я уловил его сходство с героем небезызвестного
телесериала - лейтенантом Коломбо: невысокий, почти такая же походка, короткий
светлый плащ и растрёпанные волосы, добродушный подслеповато-сосредоточенный
взгляд... Их обоих, помимо колоритной внешности, отличает яркий профессионализм
- свою работу каждый знает на "все сто". Правда, в отличие от телегероя, передвигающегося
на стареньком "пежо", Манукян ходит пешком. Будучи инвалидом по зрению, он просто
не в состоянии ездить за рулём.

Любовь по наследству

- Сергей, с чего началось ваше творчество?

- Трудно сказать... Наверное, с первых дней жизни. Я никогда не афишировал, но
в то же время особенно не скрывал, что у меня кое-какие проблемы со зрением -
с рождения. Кто знает, может быть именно поэтому (в знак своеобразной компенсации),
может, почему-то ещё, но с раннего детства у меня было одно пристрастие: внимательно
слушать и запоминать всё, что происходит вокруг. Сначала - просто звуки, доносившиеся
с разных сторон, позже - музыку.

А музыка звучала тогда либо по радио - кто постарше, помнит, в домах были так
называемые радиоточки, которые постоянно "играли", - либо, с грампластинок. В
возрасте 4-5 лет, когда сам я ещё не мог "завести" пластинку, это делала мама.
Но когда дома никого не было, я садился поближе к радио... и принимался его слушать.
Репертуар радиопередач особым разнообразием тогда не отличался: передавали в
основном классические произведения и песни советских композиторов, среди которых
иногда попадались эстрадные. Я же старался запомнить всю музыку, и мне это удавалось:
мог не помнить названий произведений, звучащих в эфире, зато знал наизусть все
основные мелодии и отдельные фрагменты - мог пропеть любую партию. Кроме того,
голосом старался копировать звучание каждого инструмента. Ещё, пожалуй, в моём
стремлении петь и играть "виноваты" старшие братья, которые занимались музыкой;
дома было пианино - на нём и я пытался что-то подбирать. Кстати, в доме были
ещё гитара и мандолина.

- А родители ваши, случайно, не музыканты?

В плане профессии - нет. Отец был прокурор, мама - врач одной из больниц города
Грозного. Однако, никому в семье это не мешало любить музыку: мама играла на
фортепиано, прекрасно пела. Да и отец неплохо играл - думаю, любовь к музыке
передаётся по наследству...

Я - армянин чеченского двора

- Стоп, так вы из Грозного? Прямо скажем, "немодно" быть сейчас уроженцем этих
мест...

- О Господи - и вы туда же... Между прочим, Грозный - великолепный город и я
горжусь, что родился там и вырос: с этим городом у меня связано многое - самые
яркие воспоминания, самые насыщенные годы жизни. Грозный - это компании друзей,
это первые магнитофонные записи, это удивительное вино и фрукты под сенью деревьев
в нашем внутреннем дворике. Это - родительский дом, это познание мира, музыки,
наконец. Грозный всегда был южнорусским казачьим городом, а не шариатско-вакхабистской
крепостью, каким его сегодня преподносят. И религиозная градация, уверен, это
вымысел политиков.

- Позвольте, а как же "исламский экстремизм"?

- Экстремизм - вне религии: тот кто по-настоящему верит в Бога - независимо от
религиозной принадлежности, - не способен стать убийцей. Кстати, человек, хотя
бы немножко знающий религию, без труда заметит, что между христианством и исламом
коренных разногласий нет: если мы почитаем Иисуса как Бога-сына, то, согласно
исламу, Иисус - пророк Иса, который придёт судить мусульман. С чеченцами, жившими
по-соседству, никогда не было столкновений. Были кулачные бои между мальчишками,
как и в любом другом городе - "двор на двор", "стенка на стенку" - но никак не
на религиозной почве. Повторяю: всё придумано политиками, которые привыкли делить
мир на зоны интересов - то есть, делить его между собой.

Судьба барабанщика

В один действительно прекрасный день родители привели меня в ДК им. Ленина к
руководителю грозненского оркестра - Константину Александровичу Гордону. Привели
примерно с такими словами: дескать, ребёнок обожает музыку, но видит плохо -
научите играть хотя бы на барабанах. После внимательного прослушивания меня согласились
взять. Коллектив отнёсся очень доброжелательно, каждый старался мне что-то показать,
чему-то научить. Я любил учиться; я всегда учусь. Но основным своим учителем
я считаю великолепного музыканта и педагога, отдавшего мне частичку своей души,
- Владимира Ивановича Дорофеева, ныне живущего в Краснодаре. Всё, что я на сегодня
умею, во многом я умею благодаря этому замечательному человеку.

В мои 13 лет, когда я уже довольно неплохо играл на пианино, знал популярные
эстрадные песни и, конечно, "Битлз", отец принёс путёвку в "Артек". Помню, когда
трубили "отбой!", наши вожатые тайком запирались в пионерской комнате. А перед
этим тихонько будили меня: "Манукян, вставай песни петь!". Я шёл и мы вместе
"отрывались" до утра.

- Уютно ли было среди старших?

- Да, и очень даже весело. Ещё тогда я поразился: насколько стирается грань в
общении между взрослыми и ребёнком, когда ребёнок что-то умеет. То есть чем-то
хорошим отличается от сверстников... Потом поступил в музыкальное училище, в
Орджоникидзе, где стал изучать фортепиано. Появились первые аранжировки - пусть
ещё далёкие от совершенства, зато собственные. Параллельно изучал этническую
музыку разных народов мира. В 1975-м году кончил училище и попал в городскую
филармонию. В общем, здесь начинается самое интересное - профессиональная сцена.

С джазом по жизни

1980-й год - из Горького на гастроли приезжает вокально-инструментальный ансамбль
"Лабиринт". Прихожу к ним на концерт, потом за кулисы. Знакомлюсь. Привожу ребят
на местное радио, где тогда работал. Играю несколько вещей, и они мне предлагают
быть у них клавишником.

Предложили в какой форме? - как музыканты общаются сегодня: ты, старик, классно
бацаешь, не лажаешь - давай к нам! Нет-нет, достаточно корректно - не переходя
на панибратство; вообще, в те годы народ был не таким "отвязным", как сегодня.
Я, признаться, и сам не сторонник фамильярности и не люблю её как манеру поведения
у оппонента. Фамильярность унижает.

- Согласен. Однако, атмосфера в нынешних ночных клубах нередко такова, что провоцирует
музыкантов на ответный, подобный стиль общения.

- Это уж точно. Не раз замечал, что фамильярно, иногда слегка по-хамски ведут
себя, в основном, те, кто вдруг недавно "поднялся", либо любит поиграть на публику:
дескать, у меня всё "схвачено", я везде и для каждого "свой". Порой не знаешь,
как остановить всё это, но один приём, кажется, я выработал: в любой ситуации
с малознакомым мне человеком я продолжаю разговаривать на "вы". Он мне - "ты",
я ему - "вы", он мне - "ты", я ему - "вы". Обычно этот мой "приёмчик" действует:
собеседник чувствует, что перегибает палку, вновь переходит на "вы". Либо быстренько
исчезает. При этом я максимально корректен со всеми -ещё никто не упрекнул, что
я с кем-то высокомерно себя держу...

Когда я переехал работать в Горький, стал выходить на сцену уже исключительно
как джазовый исполнитель. А в 1981-м году в Риге удалось стать лауреатом ежегодного
Всесоюзного джазового фестиваля - это было первое в моей жизни подобное событие.
Потом пригласили в Эстонию, где я тоже какое-то время поработал. Далее - приезд
в Москву, бесконечные поездки по стране. В 1988-м году я участвовал в совместном
советско-американском проекте "Music Speacks Louder of the Worlds". Мое имя попадает
в музыкальную энциклопедию, потихоньку приходит известность...

- А вместе с ней - поклонники, поклонницы... Кстати, как складывались ваши отношения
с прекрасной половиной? Вообще, вам везет в любви?

- Гораздо больше, чем в картах! Несмотря на какую-то, может быть, в чём-то проигрывающую
внешность, в общении с женщинами у меня никогда не было проблем. Чтобы расположить
к себе девушку, мне не требовались цветы, шампанское и дорогие подарки - ведь
энергии мне не занимать.

Семейный портрет

Моя будущая избранница пришла однажды на репетицию... и больше не уходила. Она
из Ленинграда, тоже музыкант. Что ещё сказать? Она великолепный, любящий человек.
Вообще, будучи армянином, я узнал русского человека, его лучшие качества по своей
жене Марине. Она - хранительница семейного очага, мать, давшая жизнь моим детям:
старшему сыну Валерию (ему 23 года), дочкам Дине и Ариадне, и совсем крошечному
Севериану, которому пока меньше года.

- Это прекрасно, но в наше время растить четверых детей, обеспечивать их настоящее
и будущее - задача, прямо скажем, не из лёгких. Тем более для инвалида.

- Конечно, в материальном плане сложновато. Но верующие меня поймут: когда рождается
ребёнок, Бог хлеб даёт... Да, он может не дать "мерседес", но без оного можно
прожить. А ссылки на денежно-бытовую неустроенность объясняются элементарным
нежеланием заводить детей. Это страшная, противоестественная философия: если
бы наши родители думали так же, как некоторые сегодня, нас бы просто не было
на свете. Кстати, уверен, если бы в России сейчас жило порядка 500 миллионов
человек, страна была бы не беднее, а гораздо богаче.

- Сергей, кем бы вы хотели видеть своих детей? Учите ли их следовать каким-то
жизненным ориентирам?

- Старший сын, кажется, нашёл свое место в жизни - он серьёзно занимается спортом
- настольным теннисом. Иногда, правда, нечасто, садится за инструмент и музицирует
- на любительском уровне. Дочки обожают петь, особенно вместе с папой. А ориентир
один: независимо от того, кем станут все мои дети, я хотел бы видеть их порядочными
как по отношению к другим, так по отношению к себе.

Михаил Трофимов.

Выпуск листа на новом месте: 372

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sun, 9 Jan 2005 02:58:49 +0300 (#293246)