Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-01-17

[TIFLO] Конкурс.

Здравствуйте, Дамы и Господа.
Может быть кому-то будет интересна информация, приведённая ниже моей
подписи.
С наилучшими пожеланиями
Сергей Пыстогов.

Международная молодежная организация TakingITGlobal объявляет конкурс
художественных работ на тему

Россия глазами молодежи

Главная цель конкурса - представить Россию такой, какой ее видят молодые
люди, живущие в ней. Мы хотим разрушить сложившиеся стереотипы по отношению
к нашей стране, в то же время мы не просим участников избегать острых тем,
предоставляя право авторам показать жизнь в России во всем ее многообразии.

Конкурс проводится в категориях:
1. Рисунок
2. Фотография
3. Графический образ (выполненный в любом графическом редакторе).
4. Флэш анимация

Условия участия:
1. Российское гражданство.
2. Возраст - не более 30 лет (на 15 февраля 2005 года).
3. Авторы работ должны быть зарегистрированы на сайте TakingITGlobal
(регистрация бесплатная, адрес http://www.takingitglobal.ru)
4. Присланные работы должны содержать имя и фамилию автора, дату рождения,
название работы (если есть) и категорию, к которой она относится (см.
список выше); а также контактную информацию автора работы (адрес, телефон,
электронную почту) и имя, под которым она/он зарегистрирован/а на сайте
TakingITGlobal.

Свои работы вы можете:
- присылать по электронной почте : ARTruss***@t*****.org
- загрузить прямо на сайт в раздел
http://russia.takingitglobal.org/artcontest
- или прислать по почте, адрес: Россия, 119019 Москва, а/я 126, фонд
<Созидание>

Технические требования к работам:
1. Размер работ, присланных по почте - не более формата А-4
2. Объем работ, присланных по электронной почте- не более 1Мб
(предпочтительные форматы: jpg, bmp, gif).
3. Размер работ, загружаемых на сайт
(http://russia.takingitglobal.org/artcontest) - не менее 150Х150 пикселей,
но не более 600Х800 пикселей (не более 300 кБ).

Работы должны быть присланы не позднее 15 февраля 2005 (по почтовому
штемпелю).

Победители получат призы от TakingITGlobal и наших партнеров. Планируется
издание каталога с лучшими работами, присланными на конкурс.

Работы победителей будут выставляться в галереях и культурных центрах Москвы
и других городов России, а также на сайте TakingITGlobal. Более 65 000
молодых людей из разных стран мира смогут увидеть произведения участников
конкурса из России.

****************************************************************************
*****
TakingITGlobal (TIG) - это международная молодежная организация с главным
офисом в Торонто, Канада. TIG создала международное онлайновое сообщество
www.takingitglobal.org, которое позволяет соединить сотни тысяч молодых
людей по всему миру. Проект TakingITGlobal призван содействовать координации
молодежных инициатив в сфере принятия решений по вопросам глобализации, а
также расширению доступа к международным институтам, технологиям и
ресурсам. На сайте обсуждаются проблемы современного общества, из него можно
получить информацию о мероприятиях, проводимых в различных регионах мира. В
России проект осуществляется в партнерстве с фондом <Созидание>, Российским
Центром Развития Добровольчества (ЦДМДМ) при участии и финансовой поддержке
Майкрософт России. Партнеры конкурса художественных работ: @кция, <Клепа>,
Artfor, Союз вебмастеров России, Московский Государственный Институт
Электроники и Математики (МИЭМ) - Технический Университет.

Выпуск листа на новом месте: 400

   Пыстогов Сергей 2005-01-17 10:37:05 (#298519)

[TIFLO] Благотворительные организации в римском праве.

Благотворительные организации в римском праве

Чернега К.А.,
кандидат юридических наук,
кафедра гражданского и семейного права
Московской государственной юридической академии

Опубликовано в номере:
Некоммерческие организации в России
N2 / 2004

1. Алиментарные учреждения римских императоров, предназначенные для содержания
детей-сирот и детей бедных родителей - alimenta (stipendium)

Появление первых алиментарных учреждений, средства которых предназначались для
содержания детей-сирот и детей бедных родителей (далее alimenta), относят
ко времени царствования императора Нервы (? - 33 г. до н. э.). Сведения об alimenta
периода I в. н.э. встречаются в летописи Дионисия Галикарнасского,
согласно которой в тот период несовершеннолетние дети трех Горациев получали
alimenta из ararium
[1].
Впоследствии особый интерес к alimenta проявил император Траян (53-117 г. н.
э.), учредивший стипендии (stipendium) для детей бедных родителей. Примеру
Траяна последовали многие императоры: так, например, Плиний Младший пожертвовал
городу Комум большой капитал в целях призрения бедных детей, Антонин Пий
основал alimenta для девочек-сирот (<puellae Faustiniani>), Септимий Север -
для мальчиков и девочек (<pueri puellae guae Mammеani>). Большой капитал для
учреждения stipendium был назначен Александром Севером (222-35 гг. н. э.).

Основанные римскими императорами алиментарные учреждения представляли собою денежные
кассы, состоящие из сумм (alimenta), подлежащих раздаче в пользу детей-сирот
и детей бедных родителей. При этом, по мнению большинства авторов, alimenta не
выступали в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов права.

В связи с тем что учредителями alimenta были императоры, необходимые суммы выдавались
нуждающимся детям должностными лицами города, в частности, квестором
городской кассы. Таким образом, alimenta являлись, по сути, императорскими кассами
(фисками) с той особенностью, что составляющие их суммы обеспечивались,
как правило, поземельной собственностью частных лиц и общин той местности, для
которой соответствующие alimenta предназначались: с одной второй, оценочной
стоимости земельного участка отчислялся умеренный процент на содержание нуждающихся
детей
[2].
Как известно, римские юристы не признавали фиск самостоятельным субъектом права
[3],
значит, и alimenta, как одна из разновидностей фиска, не имели юридической личности.

Еще одна особенность алиментарных учреждений, представляющих собою денежные кассы,
заключалась в том, что они были совершенно лишены элементов организации:
во-первых, дети, пользовавшиеся материальной поддержкой alimenta, оставались
на попечении своих родных (лиц, их заменяющих) и, в силу этого, не являлись
дестинаторами alimenta
[4]
; во-вторых, должностные лица, выдающие денежные суммы, не составляли администрации
и обслуживающего персонала alimenta.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что alimenta не являлись учреждениями
в современном смысле этого слова, ведь с точки зрения современной
романо-германской правовой теории учреждение представляет собой организацию,
выступающую в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта права.
Тем не менее, исследователи римского права называют alimenta учреждениями. Это
можно объяснить, прежде всего, тем, что alimenta содержали в себе некоторые
признаки учреждений романо-германской системы права. Так, ввиду того, что alimenta
возникали по инициативе одного лица (в данном случае - императора),
в их основе, как и в основе учреждений романо-германской системы права, лежало
единоличное учредительство
[5].
Кроме того, субстрат alimenta, так же как и субстрат учреждений романо-германской
системы права, составляло имущество, предназначенное к использованию в
определенной учредителем цели
[6].

Кроме того, alimenta рассматривались дореволюционными авторами в качестве благотворительных
учреждений. Это подтверждается, прежде всего, избирательным
характером alimenta. Дело в том, что выдача alimenta преследовала цель вспомоществования
той части римского населения, которая действительно нуждалась
в помощи, ведь предметом опеки были дети, причем беднейшие из них. Избирательный
характер alimenta отличал их от производимых римскими императорами хлебных
раздач
[7],
которые, как известно, были всеобщими: <...о том, насколько заслуживает человек
раздачи, - замечает Г. Ульгорн - вопроса не возникало, так что и состоятельные
люди не исключались по закону от хлебных раздач>
[8].
Еще одним свидетельством благотворительной природы alimenta является безвозмездность
предоставляемых в их рамках услуг, ведь необходимые суммы - alimenta
выдавались детям без компенсации. Aлиментарные учреждения отличались также гуманной
целью, которая является одним из признаков благотворительности. Действительно,
о хлебных раздачах римских императоров известно, что они преследовали исключительно
политические цели: посредством раздач императоры хотели <склонить народ
на свою сторону>
[9].
Напротив, алиментарные учреждения создавались преимущественно из гуманных побуждений,
ведь alimenta были предназначены для детей, то есть той части римского
населения, которая не имела возможности участвовать в управлении государством
[10].
Кроме того, помощь оказывалась даже тем детям, которые и по достижении ими совершеннолетия
не могли повлиять на ход политических дел: так, в 82-161 гг.
н. э. в Риме были учреждены стипендии для девочек-сирот
[11].
Благотворительный характер alimenta подтверждался также тем, что некоторые императоры,
выступая в качестве учредителей alimenta, руководствовались в процессе
их создания религиозными мотивами и рассматривали alimenta как способ оставить
посмертную память о близких им людях
[12].
Известно, например, что Антонин Пий основал stipendium в память своей умершей
супруги Фаустины (puellae Faustiniani), Септимий Север - в память своей сестры
Юлии Мамлии (pueri puellae guae Mammeani).

2. Погребальные коллегии - collegia tenuiorum (collegia funeraticia)

Среди коллегий религиозно-политического характера (sodalites), появившихся в
римском обществе во второй половине I в. н. э., выделяются collegia tenuiorum
(или collegia funeraticia) - погребальные коллегии (далее по тексту collegia
tenuiorum).

Исторические сведения об этих коллегиях можно почерпнуть из фрагмента юриста
Марциана в Дигестах и из надгробных надписей, в частности, из надписи, содержащей
в себе устав похоронной коллегии в городе Ланувиуме (collegium salutare culterum
Dianae et Antinoi)
[13].
Попытаемся установить причину появления collegia tenuiorum. Латинские источники
I-IV вв. свидетельствуют о том, что богатые люди того времени, заботясь
о судьбе своего тела и тел своих ближних после смерти, приобретали за городом
места для погребения, из которых постепенно образовывались семейные гробницы.
Очевидно, что бедняки, в силу своего материального положения, не могли подражать
богатым и поэтому для того, чтобы обеспечить себе места для погребения,
они вступали в collegia tenuiorum, члены которых за малый ежемесячный взнос в
пользу коллегии получали право на покупку погребального места
[14].

Посредством членских взносов в рамках коллегии образовывалась погребальная касса
(acra), из которой в случае смерти члена выдавалась сумма, необходимая
для его погребения (funeratitium). Таким образом, collegia tenuiorum были основаны
на принципе взаимопомощи составляющих их лиц. При этом, по свидетельству
Г. Ульгорна, погребальные кассы, помимо суммы членских взносов, состояли из денежных
пожертвований третьих лиц, которые, если приять во внимание характер
личных намерений жертвователей, не были в строгом смысле благотворительными.
Дело в том, что эти пожертвования делались не с тем, чтобы помочь коллегии,
а с тем, чтобы удовлетворить тщеславие и поддержать честь имени жертвователя:
у древних римлян, - замечает автор - было в обычае заботиться о своей памяти
после смерти; богачи заботились ... о том, чтобы были люди, которые вспоминали
бы об умерших ... и устраивали поминальную трапезу, для этого они и назначали
особый капитал в погребальную кассу collegium tenuiorum, члены которой были обязаны
после смерти жертвователей совершать определенные действия в их память
[15].

Повышенная роль денежных поступлений в погребальную кассу collegia, а также финансовый
характер благотворительной помощи ее членам, хотя и определяют сходство
collegia tenuiorum с alimenta, тем не менее, не позволяют поставить знак равенства
между ними. Дело в том, что субстрат collegia tenuiorum нельзя свести
к денежной кассе, ведь, в отличие от лишенных организационного единства alimenta,
collegia tenuiorum представляли собой организации, участники которых
были связаны между собой отношениями членства.

Думается, что по своей правовой природе collegia tenuiorum были наиболее близки
к публичным корпорациям (ad exemplum rei publicae), выступающим в гражданском
обороте в качестве самостоятельных субъектов права. Это подтверждается следующими
обстоятельствами: во-первых, в основе collegia tenuiorum, так же как
и в основе корпораций, лежало коллективное учредительство, ведь collegia, как
известно, создавались группой своих будущих членов; во-вторых, субъектный
состав collegia tenuiorum, подобно субъектному составу корпораций, был однороден:
члены collegia, называя друг друга братьями и сестрами, пользовались
одинаковыми правами и обязанностями; в-третьих, участники коллегий, как указывалось
выше, были связаны отношениями членства и их правомочия в коллегии
носили гражданско-правовой характер, а значит, были тождественны корпоративным
правомочиям; в-четвертых, члены collegium tenuiorum, так же как и члены
корпорации, являлись полноправными хозяевами своей организации: они самостоятельно
управляли ее делами, имели право, по общему согласию, прекратить ее
деятельность
[16]
; в-пятых, преследуемая в collegia tenuiorum цель вспомоществования участникам
collegia была по своему характеру частной, так как в основе ее лежали интересы
тех лиц, которые принимали активное участие в деятельности collegia tenuiorum.
Указанное обстоятельство также свидетельствует о корпоративной природе collegia
tenuiorum.

В правовой литературе содержатся многочисленные свидетельства в пользу публичного
характера погребальных коллегий. Так, некоторые авторы замечают, что collegia
tenuiorum пользовались особым покровительством государственной власти, которое
выражалось, во-первых, в том, что collegia tenuiorum создавались в нормативно-явочном
порядке. Действительно, по lex Julia, изданном при императоре Августе, было запрещено
самовольное образование коллегий с корпоративным устройством. Такие
коллегии могли быть созданы лишь в силу особого повеления императора или в силу
сенатусконсульта. Таким образом, был установлен разрешительный порядок
образования collegia. Исключение из общего запрета было сделано лишь в пользу
collegiа tenuiorum: они создавались без специального распоряжения со стороны
государственной власти, то есть в нормативно-явочном порядке
[17].
Во-вторых, о покровительстве государственной власти collegiа tenuiorum свидетельствует
тот факт, что приобретенные ими гробницы были изъяты из гражданского
оборота. Неприкосновенность коллегиальных гробниц обеспечивалась особым иском
(de sepuleo violato), право на предъявление которого принадлежало всем гражданам.
Подобным иском в римском праве охранялось общественное достояние Рима, значит,
юридическое положение гробниц, приобретенных collegia tenuiorum, было похоже
на положение одной из частей общественного достояния
[18].

Чем же объяснялась заинтересованность государственной власти в создании и развитии
collegia tenuiorum? Думается, что известную роль в данном случае сыграли
не только сакральный характер принадлежащих collegia tenuiorum гробниц, но и
благотворительная природа самих коллегий, ведь они помогали той части римского
населения, которой государство помочь было не в силах. Действительно, в коллегию
принимались люди низшего состояния, вольноотпущенники, рабы с разрешения
господ и другие подобные им лица
[19].
Характерно, что преследуемая collegia tenuiorum цель вспомоществования беднейшим
классам римского населения отразилась в самом названии коллегий: tenuiorum
- от лат. tenuis - бедный. О благотворительной природе collegia tenuiorum свидетельствует
также связывающая их членов круговая порука в беде, ведь, согласно
вышеизложенному, коллегиальная система вспомоществования была построена по принципу
вспомоществования составляющих коллегию членов. Кроме того, благотворительная
сущность collegia tenuiorum проявляется в специфике предоставляемых ими услуг.
Дело в том, что услуги коллегий не были основаны на личном обогащении ни
тех, кто оказывал их, ни тех, кто пользовался ими; эти услуги заключались в погребении
на общие средства коллегии бедняка, который при жизни не мог свести
концы с концами, причем коллегия в этом случае не только предоставляла необходимые
для погребения средства, но и безвозмездно брала на себя организацию
похорон и поминовений умершего
[20].

Итак, публично-корпоративная природа и благотворительный характер collegia tenuiorum
позволяют рассматривать их в качестве публичных благотворительных корпораций,
основанных на принципе взаимопомощи составляющих их членов. Тем не менее, в литературе
по римскому праву указанные коллегии названы благотворительными
учреждениями. Думается, что это неслучайно, ведь некоторые элементы внутреннего
устройства collegia tenuiorum были восприняты появившимися в начале IV
в. благотворительными учреждениями ad pia causa, основную массу учредителей и
работников которых составляли члены христианских общин. Подчеркивая преемственную
связь христианских благотворительных учреждений с погребальными коллегиями, Г.
Ульгорн замечает, что последние представляли собой <готовые формы, в которых
могла осуществляться благотворительность христианских общин>
[21].
На это обстоятельство указывает, прежде всего, наличие общинной связи между членами
collegia tenuiorum, ведь они, как было указано выше, называли друг друга
братьями и сестрами, так что даже в надгробных надписях умершим членам коллегий
вменялось в особую заслугу то, что они <любвеобильно> относились к своей
collegium. Так и появившиеся в конец IV - начало V вв. в западной части Римской
империи благотворительные учреждения были организованы по типу христианских
общин-монастырей:
[22]
лица, составляющие администрацию и обслуживающий персонал этих учреждений, считали
себя детьми Единого Отца-Бога и поэтому, подобно членам collegia tenuiorum,
называли друг друга братьями и сестрами. Конечно, не только общинные взаимоотношения
между участниками collegia tenuiorum свидетельствуют о связи этих
коллегий с благотворительными учреждениями ad pia causa. Думается, что эта связь
проявилась также в том, что столь характерный для piae causae институт
<поминального завещания> возник впервые в collegia tenuiorum в форме так называемых
<завещаний в память умершего> (testamento ad memorium), в силу которых
пожертвования частных лиц передавались в пользу коллегий.

Поминальное завещание содержало в себе легат в пользу того учреждения, которое
должно было возникнуть в силу этого легата. Легат подлежал исполнению в течение
одного года, в противном случае местный епископ или губернатор, а также любой
гражданин посредством иска actio popularis имели право принудить наследника
к исполнению легата, причем в некоторых случаях епископ или губернатор принимали
на себя попечение об устроении благотворительного учреждения. Учредителем
pia causa в этом случае считался сам завещатель.

Г. Ульгорн приводит пример такого завещания: один вольноотпущенник императора
Адриана предназначил устроенное им место погребения не только для своих родных,
но и <для милосердия>. Это значит, что на этом месте могли быть погребены чужие
люди-бедняки, входящие в состав местной collegium tenuiorum
[23].

Поминальные завещания, в отличие от завещаний в пользу piae causae, составлялись
не столько с целью помощи организации, сколько с намерением поддержать
честь имени завещателя. Кроме того, посредством завещания в память умершего можно
было лишь передать пожертвование в пользу одной из существующих коллегий,
между тем поминальное завещание, ввиду того, что оно рассматривалось во многих
случаях в качестве учредительного документа, служило также средством создания
благотворительной организации. Думается, что описанное сходство collegia tenuiorum
c христианскими благотворительными учреждениями обусловлено во многом
тем, что первые христианские общины, пытаясь избежать гонений со стороны государственной
власти, принимали форму collegia tenuiorum
[24],
о чем свидетельствует римский юрист Тертуллиан, когда, упоминая о ежемесячных
взносах христиан (stips menstrua) в общинную кассу (acra), употребляет те
выражения, которые использовались в collegia tenuiorum как технические
[25].
Вот почему неудивительно, что появившиеся в IV в. при христианских общинах благотворительные
учреждения ad pia causa по своему внутреннему устройству напоминали
погребальные коллегии бедных.

3. История возникновения учреждений ad pia causa. Общая характеристика этих учреждений

Благотворительные учреждения ad pia causa появились впервые в период царствования
императора Константина Великого (306-337 гг.). Латинские источники того
периода упоминают о xenodochia (или xenones) - странноприимных домах, предназначенных
для приема бедных странников
[26].
При этом невозможно установить, когда, кем и в каких целях была основана первая
странноприимница. Известно лишь, что в середине IV - начале VI вв. xenones,
а вслед за ними и прочие благотворительные учреждения, получили широкое распространение
в восточной части Римской Империи,
[27]
так что к середине IV в. в одном лишь Константинополе существовало 35 благотворительных
учреждений ad pia causa. Затем благотворительные учреждения появились
на западе, причем названия древних западноевропейских странноприимниц и госпиталей
- xenon и nosocomia, которые лишь впоследствии были заменены словами
hospitium и hospital, указывают на восточные корни благотворительных учреждений
Западной Европы
[28].

Характерно, что латинские источники не устанавливают общего названия, специального
термина для всех благотворительных учреждений, хотя в некоторых источниках
они названы <piae causaе> (в буквальном переводе <благочестивые цели>). В литературе
по римскому праву этот термин употребляется для обозначения всех разновидностей
латинских учреждений, вместе с тем в отдельных монографиях встречается и другой
термин - <piaе corpora> - <благочестивые корпорации>, однако он имеет более
позднее происхождение.

Оба термина (<pia causa> и <piaе corpora>) оттеняют благочестивую цель благотворительных
учреждений, указывающую на связь этих учреждений с церквами (ecclesiae),
ведь, с точки зрения этимологии термина, благочестие состоит в соблюдении предписаний
религии, Церкви
[29].
Кроме того, указанные термины являются исчерпывающими для латинских учреждений
в том смысле, что римское право не знало других разновидностей учреждений
[30].
Лишь в период средневековья, когда наряду с благотворительными стали создаваться
образовательные и культурно-просветительные учреждения (школы, библиотеки,
музеи), термины <pia causa> и <pia corpora> утратили исчерпывающий характер
[31].

К числу piae causae следует отнести, во-первых, госпитали (nosocomia), во-вторых,
приюты для престарелых (gerontocomia), для новорожденных (brephotrophia),
для сирот (orphanotrophia), для бедных (ptochotrophia), для странников (xenodochia
или xenon), в-третьих, дома для вдов (herotrophia). Существовали также
благотворительные учреждения, выходящие за рамки данной классификации. Среди
них наибольшей известностью пользовались созданный Иоанном Милостивым (398-404
г. н. э.) дом для приема бедных рожениц
[32]
или учрежденный Юстинианом (527-565 г. н. э.) дом для приема падших женщин, так
называемый, <дом покаяния>
[33].
Разнообразие благотворительных учреждений свидетельствует о многостороннем их
развитии. И, действительно, piae causae оказывали услуги в самых разных отраслях
благотворительности.

Одной из характерных особенностей латинских учреждений ad pia causa является
то, что их деятельность не ограничивалась уставной целью. По этому поводу Г.
Ульгорн замечает, что особое название каждого учреждения, относящее его к определенной
отрасли благотворительности, не исключало помощи и в других ее отраслях.
Так, например, в госпиталях (nosocomia), предназначенных для лечения больных,
находили приют не только больные, но и <нуждающиеся всякого рода>
[34].

К сожалению, источники римского права не содержат сведений, которые могли бы
дать достаточно полное представление о внутреннем устройстве римских благотворительных
учреждений
[35].
Известно лишь, что среди них встречались как небольшие учреждения - диаконии,
так и крупные, содержащие в себе несколько зданий, например Василиада в Кесарии.

Необходимость научного анализа проблем латинской организованной благотворительности
классического и постклассического периодов, обусловлена тем, что функционировавшие
в тот период благотворительные корпорации (collegia tenuiorum) и учреждения (piae
causae) представляли собой исторически первые разновидности благотворительных
организаций романо-германской системы права, в том числе благотворительных организаций
Российской Империи. Кроме того, в период конец XIX - начало XX вв.
основные элементы латинских благотворительных учреждений ad pia causa были использованы
германскими и российскими правоведами для разработки организационно-правовых
форм благотворительных организаций и, прежде всего, организационно-правовой формы
учреждения. Вследствие этого отдельные признаки латинских piae causae
прослеживаются в современных благотворительных организациях Германии и России.

1
Загурский Л. Н. Элементарный ученик римского права. В.1, Харьков,1887. С. 171.

2
Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву - Ярославль, 1892. С. 28-29.

3
Там же. С. 445.

4
Загурский Л. Н. Ук. соч. С. 171. Дестинатор (от лат. <destino> - назначать, прикреплять)
- в буквальном смысле означает лицо, постоянно пребывающее в благотворительной
организации стационарного типа. В латинских благотворительных учреждениях ad
pia causa, предназначенных для для содержания детей-сирот и детей бедных
родителей (orphanotrophi), дестинаторы находились на попечении администрации,
так что обязанности опекунов и попечителей дестинаторов orphanotrophi выполняли
администраторы учреждений (Суворов Н. С. Ук. соч. С. 273.).

5
Согласно положениям романо-германского законодательства учреждение, в отличие
от корпорации, возникающей по взаимному соглашению нескольких лиц, создается
в силу юридического акта одного лица, а именно в силу односторонней сделки учредителя.

6
По мнению Н. С. Братуся, основу корпорации составляет союз образующих ее физических
лиц, а субстратом учреждения является имущество, предназначенное к использованию
в определенной учредителем цели (целевому использованию) (Братусь С. Н. Юридические
лица в советском гражданском праве. - М., 1947. С. 47-62).

7
Хлебные раздачи заключались в том, что римским гражданам за счет государственной
казны безвозмездно выдавались testerae frumentariae, то есть марки на право
получения зернового хлеба, на которых обозначались день и место выдачи, а также
количество подлежащего выдаче хлеба ( Суворов Н. С. Ук. соч. С. 28).

8
Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней Церкви. СПб, 1900. С. 15-44.

9
Ульгорн Г. Ук. соч. С.15-44.; Суворов Н. С. Ук. соч. С. 28).

10
Известно, что граждане <sue juris> - <обладающие собственным правом>, могли пользоваться
политическими правами лишь по достижении ими совершеннолетия (Вильямс
П. Римское государственное право. Киев, 1888. С. 105-106).

11
Согласно латинским источникам <feminae ab omnibus offisiis civitibus vet publicis
remntae sunt.> - <женщины от всех гражданских и общественных должностей
устранены>. Таким образом, в древнем Риме женщины, даже если они не состояли
под властью pater familias, не пользовались политическими правами (Вильямс
П. Ук. соч. С. 105-106.).

12
Вознесенский Н. Христианская благотворительность в условиях нашего времени. С.
20-51.

13
Суворов Н. С. Ук. соч. С. 173.

14
Муромцев С. Гражданское право древнего Рима. Курс лекций. М., 1883. С. 649-650;
Азаревич Д. И. Система римского права. Университетский курс. т.1 Спб, 1887.
С. 108-125.

Д. И. Азаревич замечает также, что первоначально похоронные коллегии устанавливались
с целью покупки на общие средства колумбариев, в которых каждый член
получал определенное число мест (loca).

15
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 15-44.

16
О коллегиальном управлении collegia tenuiorum свидетельствует фрагмент юриста
Марциана в Дигестах, согласно которому высшим органом управления collegia
tenuiorum было общее собрание членов, которое собиралось не реже одного раза
в месяц (Цитируется по: Суворов Н. С. Ук. соч. С. 173-174, 209.).

17
Многие авторы, в том числе Моммзен, Муромцев, Зом, полагают, что изъятие collegia
tenuiorum из lex Julia было установлено в особом сенатусконсульте, изданном
в период междуцарствования императора Августа и императора Адриана (Цитируется
по: Суворов Н. С. Ук. соч. С. 207; Муромцев С. Рецепция римского права на
Западе. М., 1886. С. 649-650.

18
Муромцев С. Ук. соч. С. 649-650.

19
Азаревич Д. Ук. соч. С. 108-125.

20
Муромцев С. Ук. соч. С. 649-650.

21
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 15-44. Моммзен, в частности, полагает, что большая часть
появившихся позднее благотворительных учреждений ad pia causa <сводится
к похоронным коллегиям>. (Цитируется по: Суворов Н. С. ук. соч. С. 30.).

22
Особенно известны в этом отношении странноприимницы Павлина Ноланского и императора
Севера (Ульгорн Г. Ук. соч. С. 299).

23
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 15-44.

24
Муромцев С. Ук. соч. С. 649-650.

25
Tertullianus <Apologi> (Цитируется по: Ульгорн Г. ук. соч. С. 15-44.; Суворов
Н. С. Ук. соч. С. 40-42.).

26
Г. Ульгорн полагает, что xenones появились раньше: <первое свидетельство о xenones
относится к периоду, предшествующему времени царствования императора
Юлиана (вторая половина II в.), который, как известно, старался поощрить восстановление
язычества посредством создания языческих xenones. Характерно, что
старания императора исходили из подражания христианам, поэтому, можно полагать,
что у последних уже существовали xenones> (Ульгорн Г. Ук. соч. С. 289-290.).

27
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 291.

28
Первыми благотворительными учреждениями на Западе являются дом для больных, основанный
Фабиолой в Риме и дом для чужестранцев, учрежденный в Порте Паммахием;
Фабиола и Паммахий были членами кружка, созданного блаженным Иеронимом, который,
по его словам, <пересадил эту ветвь (благотворительные учреждения) с теревинфа
Авраамова (с восточной части Римской Империи) на берег Авзонский (в западную
часть Римской империи)> (Ульгорн Г. Ук. соч.
С. 291.).

29
Ожегов С. И. Ук. соч. На церковный характер учреждений ad pia causa указывают
также те места латинских источников, в которых учреждения, служащие piis causis,
прямо причислены к церковным: venerbiles domus, religiossima loca (<почтенные
дома>, <cвященные места>) - таковы общие термины, которыми обозначены в источниках
как церкви, так и учреждения ad pia causa.

30
Пассек Е. В. Ук. соч. С. 47-48.

31
Барон Ю. Система римского гражданского права. В.1 кн. 1, Санкт-Петербург, 1909.
С. 70-85.

32
Baronius <Ann. eccl.> С. 610. (Цитируется по: Ульгорн Г. ук. соч. С. 293.)

33
Theodoret <Histоry religium.> С. 21. (Цитируется по: Ульгорн Г. ук. соч. С. 293.)

34
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 293.

35
Ульгорн Г. Ук. соч. С. 296.

Выпуск листа на новом месте: 399

   2005-01-17 08:18:33 (#298450)

[TIFLO] <НЕТ> БАРЬЕРАМ

"Школьный вестник" N2, 2005 год.

Светлана Васильева

<НЕТ> БАРЬЕРАМ

<Нет> барьерам - <да> единому культурному пространству со всем миром!

Есть вещи, о которых незрячему человеку сложно говорить со зрячими, потому что
он не может представить их в деталях. Одна из таких тем - архитектура. И как
тут быть, если видеть ты можешь только пальцами? А если и можешь глазами, то
так мало, что этого недостаточно для детального изучения? Об этом задумались
в Новосибирской областной специальной библиотеке для людей с нарушением зрения.
Для того, чтобы представить конкретное, а не абстрактное здание, нужно изучить
уменьшенную, но очень точную его копию. Это и сделали в библиотеке в рамках проекта
<Выше барьеров - небо>. Этот проект даёт шанс познакомиться с архитектурными
памятниками мировой культуры тем, кому сделать это сложнее, чем всем остальным.

В рамках проекта организована экскурсия по главным конфессиональным зданиям Новосибирска.

- Есть барьеры, которые не позволяют людям с нарушением зрения чувствовать себя
достаточно комфортно, - говорит директор Новосибирской специальной библиотеки
Юрий Лесневский. - Незрячий понимает, что он находится в каком-то нетрадиционном
месте, но понять особенности сооружения он не может. Конфессиональные здания
являются культурно-исторической ценностью в градостроительном облике нашего города.
Зрячий человек схватывает все особенности на лету, все эти характерные линии,
пропорции и объёмы, которые, как правило, рождены той или иной культурой - либо
восточной, либо западноевропейской. Но, к счастью, есть люди, которые делают
доступными закрытые уголки культурного пространства. Проект <Выше барьеров -
небо> осуществлялся по следам проекта <Встреча с незримым городом>, в рамках
которого для незрячих и слабовидящих была организована экскурсия по главной улице
Новосибирска - Красному проспекту.

- Мы уже понимали эту технологию, - рассказывает Юрий Юрьевич, - по которой нужно
организовывать творческий коллектив, включающий людей из разных профессиональных
областей. И такой коллектив был создан. Текстовые сопровождения экскурсий писались
совместно со специалистами-краеведами, затем их сверяли с главными иерархами
представленных в проекте конфессий. К работе над макетами привлекали архитекторов,
над звуковой частью - музыкальных работников и т.д. В итоге получился целый комплекс
услуг.

В библиотеке были выпущены рельефно-графические альбомы с изображением символов
веры каждой конфессии, план сооружения, которое представляет эту религию в Новосибирске,
план его внутренних помещений и прилегающих к нему территорий. Кроме того, в
библиотеке записали звуковой материал. Звуковая экскурсия состоит из четырёх
дисков, каждый из которых посвящён определенной религии: православной, католической,
мусульманской, иудаистской. Сначала идёт рассказ об истории религии, потом -
знакомство с её традициями, символами веры, обрядами, фрагменты церковных служб.
Затем рассказывается о конкретном здании, которое представляет эту религию в
Новосибирске. Если ты хочешь познакомиться с религией в целом, то можешь постепенно
пройти полностью всю экскурсию. Если же тебя интересует только одна конфессия,
ты можешь познакомиться только с ней. Самое интересное в этом проекте то, что
у каждого представленного в проекте здания есть уменьшенная копия - объёмный
макет. Здесь можно каждое окно, каждый выступ, каждый фрагмент изучить, представить
и запомнить. Здесь каждый крестик, каждый купол можно потрогать, дотянуться до
самой колокольни!

После такой экскурсии, когда ты изучишь рельефно-графические изображения в альбомах,
прослушаешь диски и обследуешь макеты, ты точно будешь знать, чем отличается
мечеть от синагоги, а православный собор от католического. И так не только с
храмами. К примеру, все дома на улице кажутся одинаковыми, пока тебе не объяснят
разницу. Так и для меня все храмы были одинаковыми. Но теперь, после экскурсии,
я легко их различаю. Знаете, как здорово заходить в здание и представлять не
какое-то абстрактное сооружение, а конкретное здание, у которого есть свои особенности,
своё лицо! И самое потрясающее - то, что теперь ты сможешь эти особенности обсуждать
со своими зрячими друзьями! Более того, ты сможешь пригласить их на такую экскурсию,
потому что она, по словам руководителя проекта Юрия Лесневского, устроена так,
что будет интересна как незрячему, так и зрячему экскурсанту.

Это очень важный момент, когда и зрячие, и незрячие люди могут оказаться на одной
увлекательной экскурсии. Получается, что в познании мира люди оказываются вместе
и понимают, что они в одном культурном пространстве. И очень здорово, что можно
оказаться в одном пространстве со всем миром. Радостно, что кто-то готов это
пространство для нас открывать. Такие проекты помогают преодолевать барьеры в
познании мира, в общении с окружающими.

На основе проектов <Встреча с незримым городом> и <Выше барьеров - небо> появился
новый вид услуги - очные и заочные экскурсии.

- Это путь, - говорит Юрий Юрьевич, - который могут использовать и реабилитационные
центры, и специальные школы, и даже обычные школы, потому что информация, которая
организована таким образом, даёт пример, как обычным структурам работать с людьми
с нарушениями зрения.

Каждый такой проект - решительный шаг к новым знаниям, открытию новых граней
мира и к равным возможностям. Главное - всегда к этому стремиться и знать, что
добиться желаемого реально. К примеру, новая экскурсия позволяет нам дотянуться
почти до неба. Слишком образно? А ты стань участником подобной экскурсии и поделись
своими впечатлениями. И поверь мне: чем больше образов, тем ярче и насыщенней
твоя жизнь и весь мир с его такими разными культурами, традициями, особенностями,
идеями и красками. А чем ярче будет твоя жизнь, тем легче тебе будет найти дорогу
в единое пространство со всем миром.

Выпуск листа на новом месте: 398

   2005-01-17 02:11:50 (#298378)