[TIFLO] Президент подписал закон "Об образовании"
Президент подписал закон "Об образовании"
1
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС30.12.2012, 20:50
"Российская газета" - www.rg.ru
Текст:
Ирина Ивойлова
Twitter
ВКонтакте
Facebook
Google+
Ссылка Опубликовать в блоге
Версия для печати Версия для печати
ЭТА СТАТЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ КОММЕНТАРИЕМ К:
30.12.2012
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
Президент России Владимир Путин подписал закон "
Об образовании ".
Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона
прошел не только
многочисленные экспертные обсуждения
, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило
около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все поправки от
граждан
были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего
споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме
текст
проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по
образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600
тысяч
граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.
Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя
множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. И
сразу же
в работу активно включился Российский Союз Ректоров, который указал на то,
что в тексте недостаточно общих положений и понятий, зато излишне подробно
уточняются
многие нормы, которые можно прописать в других нормативных актах. По словам
ректора МГУ Виктора Садовничего, вначале проект был похож на справочник,
пересказывающий
нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства.
"А слишком большое количество декларативных норм может любой закон
"провалить"
- так комментировал ректор первый вариант.
ПТУ отменяется
Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования и
отсутствия понятия "академия". В то время многие вузы успели
перерегистрировать
старые названия "институт" или "университет" и стать "академиями". Как
только вариант проекта без "академий" был обнародован, некоторые ректоры
поспешили
снова сменить название. В итоге в законе главным стало общее понятие
"образовательная организация".
А вот сторонникам начального профобразования доказать, что этот уровень
необходим, не удалось. По словам члена комитета по образованию Григория
Балыхина,
в Думе шли острые дискуссии - быть или нет начальному профобразованию. Оно
сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида
программ
- подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены
неточности. Например, в проекте появилось понятие "семейное образование".
Большой
блок поправок был связан с художественным и музыкальным образованием.
Есть билет на балет
В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные
заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и
школьное,
и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по
особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные
предметы
- русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины.
Проект закона "Об образовании" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый
ряд училищ выпадал из законодательного поля.
Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные
образовательные программы и давать одновременно и школьное, и
профессиональное
образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания
ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом
о получении среднего профобразования.
Еще важная деталь: в
проект закона
"Об образовании" депутаты внесли поправки о безопасности школьной среды и
страховании школьников, так как в последние годы в школах резко выросло
число
несчастных случаев. Директорам в таких ситуациях до сих приходилось
заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой "СССР".
Не частный горшок
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и
регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При
этом
в законе дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми,
что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих
услуг.
А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы
такие учебные заведения, где они "без дискриминации" могли бы получить
качественное
образование. Отдельным пунктом прописано понятие "инклюзивного образования".
Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по
дополнительному
финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие
программы детям, страдающими тяжелыми недугами. По мнению директоров школ,
где
есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми
образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на
остальных учеников.
В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного
"особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в
год в
зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не
вполне здоровых детей в социальную среду.
На село накинут сеть
В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы
сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме того, всем
педагогам
даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.
В законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что под
этим подразумевается - заинтересованность в получении материальной выгоды
при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные
занятия у одних и тех же учеников.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного
обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
Впрочем, исключение
сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ,
которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам
дано
право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению
правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После
принятия
законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у
многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом
при зачислении,
будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении
вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
комментарии
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:
- Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее. Из материалов,
которые поступали в Совет Федерации из регионов, было видно, что работы над
проектом
будет много. Почти в каждом обращении была просьба законодательно
отрегулировать работу малокомплектных школ.
Сергей Степашин, председатель Счетной палаты:
- Самый сложный вопрос, который всегда встает при обсуждении таких важных
законов - разделение финансовых обязательств между региональными и
федеральным
бюджетом. Если региону дать много полномочий, а средств у него нет, ничего
хорошего из этого не выйдет.
Григорий Балыхин, член комитета по образованию Госдумы:
- Из двух тысяч замечаний и предложений, которые пришли от экспертных
советов, заинтересованных ведомств, я не видел ни одного, которое
поддерживало бы
отсутствие начального профобразования как вида. В нашем комитете была
создана рабочая группа по проекту закона "Об образовании", где мы
рассматривали самые
проблемные вопросы. И судьба начального профобразования - один из таких
вопросов.
Денис Мацуев, пианист, председатель Общественного совета при Минкультуры
России:
- Принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет
историческое значение для нашего музыкального образования. Ситуация была
критической:
по прежним формулировкам шансов сохранить профессиональную музыкальную школу
в России не оставалось, и совсем скоро последствия были бы плачевными. Это
ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к
общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте
загружать их уроками
математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по
месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке (как и
балету,
и живописи) с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит,
сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире.
Елена Волкова, директор центра образования 1447, Москва:
- Центр образования начал работать по программам инклюзива девять лет назад.
В то время далеко не все учителя и родители поддерживали нас. А те, кто был
"за", спрашивали: кто будет писать программы? Как быть, если дети с
синдромом Дауна не могут осилить физику и химию? Где брать тьюторов для
учеников, которые
нуждаются в ежеминутном внимании? Сколько заплатят педагогу в инклюзивном
классе? И какой документ выдавать "особым" ученикам? Аттестат или справку
коррекционной
школы? Никаких разъяснений и рекомендаций в документах не было. Как и
законодательного понятия "инклюзивное образование". То, что оно появилось -
очень
важно и для педагогов, и для родителей.
Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия
закона "Об Образовании":
В школе:
список из 4 элементов
Преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на
закрепленной территории;
Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов
только в средних и старших классах.
Отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения.
Закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.
конец списка
В колледжах, техникумах:
список из 2 элементов
Закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального
профобразования.
Право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и
отбор учащихся.
конец списка
В вузах:
список из 5 элементов
Результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет;
Список льготников при поступлении сократится;
Устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий
инвалидов в пределах (10 процентов), все другие категории пойдут учиться
бесплатно
на подготовительные отделения вузов.
Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь
один раз.
Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге
минобрнауки.
конец списка
Кого возьмут на бесплатные подготовительные отделения вузов :
список из 4 элементов
Дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя -
инвалида I группы;
Чернобыльцы;
Дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других
ведомств.
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-site.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter
Выпуск листа на новом месте: 7249
количество подписчиков: 312
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru