[TIFLO] Путевые заметки странствующего педагога
Путевые заметки странствующего педагога
Наше ознакомительное путешествие по Израилю началось с осмотра
Иерусалима - Вечного города Земли обетованной. Это не первая наша встреча и
я вдруг поймал себя на мысли, что смотрю на все другими глазами. Помните,
как в фильме <Москва слезам не верит>? Мой взгляд стал оценивающий, а еще
и сопоставляющий, осмысливающий, анализирующий. Впечатления от исторических
ценностей незаслуженно отодвинулись на второй план, уступив место прозаике
жизни. Город немного изменился за последние четыре года и причиной таких
изменений оказался простой и вместе с тем, необычный трамвай из нескольких
спаренных вагонов, маршрут которого прошел через весь город. Внешне
напоминает московскую монорельсовую дорогу, но, в отличие от московского,
почти беззвучно двигается по обычным рельсам, очень востребован и
горожанами и многочисленными туристами. Неужели в Иерусалиме знают какой-то
секрет, неведомый Москве? А, может быть, все проще - делом занимаются
грамотные профессионалы, способные изначально просчитать целесообразность и
ожидаемый эффект, грамотно подобрать подрядчиков, а не примитивно, как
сейчас говорят <распиливать бюджет> по неоспоримому праву людей чиновных,
подкрепленной личной преданностью, а, может быть, и родственными связями и
материальными интересами тех, кто этот проект принимал. Куда же вы
ропали - профессионалы и мастера своего дела? И снова обращение к
киноклассике - <За Державу обидно!>.
Второе наблюдение в аспекте сравнения и сопоставления. Израиль страна
религиозных традиций. Такой становится и Россия. Незадолго до поездки в
Израиль в наш муниципальный Центр, работающий с молодыми инвалидами
московского района Вешняки, обратился настоятель строящегося храма - очень
приятный в общении, эрудированный, воспитанный и довольно молодой человек.
Речь шла о взаимодействии общественной организации и храма в воспитании
детей. При этом священнослужитель сформулировал очень убедительно главный
предмет сотрудничества - он буквально сказал следующее: <У нас одна задача -
и вы, и мы хотим, что бы новое поколение было воспитанным, дружелюбным и
любило свое Отечество>. Я после этой встречи пересмотрел свое отношение к
городской программе возведения типовых муниципальных храмов. Нет, я не стал
приверженцем веры, и, как и раньше, не одобряю насаждения религии в
образовательных учреждениях и слияние религии с государством, но, уважение к
конкретному священнослужителю у меня, безусловно, появилось, которое не
распространяю на всех и вся.
Но вернемся в Иерусалим. Мы попали в Старый город - международный
исторический и религиозный центр Иерусалима в дни осенних национальных
религиозных праздников. Город обрядился в черные одежды ортодоксальных
иудеев, мне показалось с очевидным перебором. И маленькие дети, и подростки,
и взрослые, не говоря уже о стариках, в длинных сюртуках, черных шляпах или
массивных меховых головных уборах, подвязанные талесами, с заплетенными в
косички бакенбардами (пейсами). Конечно, у них есть на это право - Израиль
страна иудеев. Но, выражу свое собственное мнение, которое, ни в коей мере,
не хочу ни кому навязывать и заключается оно в следующем: я пусть не
религиозной, но иудей по крови, ужаснулся от религиозного фанатизма своих
соплеменников и подумал о том, что как же это могут воспринимать
представители других конфессий? Я вдруг понял, как на бытом уровне,
возникает межнациональная неприязнь. Приведу один свежий пример. Старый
город представляет собой удивительное место. Соседствуют бок о бок культовые
объекты и торговые ряды арабов, иудеев, христиан. Взгляд постоянно
выхватывает из толпы то тюрбан мусульманина, то рясу христианина, то, как
будто появившуюся из столетней истории сестру милосердия с красным крестом.
И это все абсолютно органично в многоликой и разноязычной людской массе.
Вдруг мимо Храма гроба Господня не спеша двигаются, играя на ходу футбольным
мячом, два арабских подростка. Они, не обращая ни на кого внимания,
врезаются в плотную группу экскурсантов, конфликт, переросший в потасовку,
возник моментально, правда, также быстро и закончился. И еще одно наблюдение
на этом же месте и практически в это же время. По крутой каменной лестнице
узкого прохода между торговыми рядами и площадью Храма гроба Господня
двигается вереница подростков, держащих, чтобы не потеряться в толпе,
друг друга за рюкзачки. Впереди молодой человек в шляпе <Аля-робинзон>,
замыкает группу девушка лет 18-20 с красивой восточной прической. На всех
пыль дальней дороги. Я не мог не обратить на них внимание. Ведь я узнал
себя, но лет сорок назад, ведущим в поход такую же группу школьников.
Сходство усилилось, когда молодой руководитель, посадил детей на рюкзачки в
укромном месте и тихо стал рассказывать о Храме и религии. Потом, оставив
несколько дежурных при рюкзаках, группа, сняв головные уборы, направилась в
Храм. Мое удивление и восхищение усилилось, когда я узнал, что это группа
учащихся с севера Израиля, что у них принято с учащимися младших классов
путешествовать по своей стране, а с группами старшеклассников выезжать в
европейские страны. Это ли не воспитание толерантности и межнационального
взаимоуважения на деле (а не методическими пособиями). А ведь и в нашей
стране все это было всего сорок лет назад:
Продолжение следует
Выпуск листа на новом месте: 6994
количество подписчиков: 306
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru