Лавирующие в темноте
Комсомольская правда" 15.10.2012
Накануне Международного дня <Белой трости>, который отмечают сегодня,
корреспондент <КП> выяснял, удобна ли Москва для слепых [видео]
У <Макдоналдса> на Большой Бронной стоит пара. Он и она. Она
оглядывается по сторонам, а он <смотрит> в одну точку, словно ждет
рассвета у моря. Городской прибой разбивается о ступени Новопушкинского
сквера, гремит Тверская, зажигаются фонари. Он закуривает и поправляет
темные очки, совсем не нужные в свинцовых московских сумерках... Это
Алексей Любимов - 31-летний незрячий москвич, назначивший нам встречу, и
его жена Марта.
Любимов потерял зрение 10 лет назад после гриппа, давшего осложнения. Но
не потерял память и с легкостью ориентируется на улицах и в метро.
Работает в Институте коррекционной педагогики и является директором
отдела по доступности Интернета для слепых одной из европейских
организаций, помогающей незрячим жить. Именно жить, а не выживать.
- Все, что построено человеком для человека, имеет понятную логику, -
объясняет Алексей, с ловкостью кошки спускаясь по ступеням, ведущим в
сквер. - Проблема инвалидов в том, что они не желают приспосабливаться.
Ведь весь город к их нуждам не приспособишь. Например, для нас, слепых,
бордюры вдоль дорог удобны, а для колясочников - непреодолимая преграда.
Точно так же для них спасение - пандусы, а для нас они - помеха.
- То есть ты считаешь, что Москва вполне комфортна для слепых?
- Повторю: все зависит от человека. Для меня - вполне комфортна. Метро
вообще самый безопасный для инвалида транспорт. А вот автобус, к
примеру, может остановиться напротив лавки или урны.
Это фото корреспондентов <КП> Алексей сделал мобильником, ориентируясь
на звук голосов.
Это фото корреспондентов <КП> Алексей сделал мобильником, ориентируясь
на звук голосов.
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
БЕГОМ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ
Трость Алексея непрерывно ощупывает пространство. Встречные пешеходы
расходятся в сторону, давая дорогу. Вот и перекресток. Перед ним -
желтые прямоугольники <наземных тактильных указателей>. Эти ребристые
плиты знакомы москвичам. Они установлены в рамках реализации программы
<Доступная среда>, но их не хватает, особенно за пределами Садового
кольца, в спальных районах...
Трость легко пробегает по рифам. По этому легкому тремоло Алексей
угадывает направление движения.
- Вот настоящая проблема, - говорит он в пространство. - Указатели эти
делают и устанавливают люди, которые не понимают слепых. В Северном
Медведкове, например, уложили плиты между первой и второй полосами
проезжей части! Рифы должны указывать на пешеходный переход, а зачастую
их кладут диагонально - и слепой оказывается на середине перекрестка.
Я ПРИМЕРЯЮ ТРОСТЬ
Чтобы лучше понять проблемы слепых, прошу у Любимова трость. Надеваю
темные очки и закрываю для надежности глаза.
- Главное правило: ступай только туда, где побывала трость, - поучает
Леша. Ощупываю пространство и прохожу ровно два шага. Городской шум
абсолютно дезориентирует. Я словно стал не только слепым, но и глухим!
Кстати, традиционной белой палочки у Алексея нет, вместо нее -
американская складная тросточка из углепластика. Он пользуется ею, когда
остается без своей главной опоры - жены Марты (<Мартапална>, - так он
представил ее нам). Это привлекательная блондинка в пальто и очках с
тонкой оправой. Зрячая.
А еще Алексей увлекается... фотографией.
- Можешь нас снять? - в один голос просим мы с фотокором.
Слепой вытаскивает мобильник, включает камеру, пару секунд наводит
объектив. <Прицеливается> на звук наших голосов. Клацает электронный
<затвор>, Леша поворачивает телефон экраном к нам.
- Потрясающе! - Фотограф Сергей в восторге. - Как ты умудрился поймать кадр?
Мы с Сергеем - строго по центру карточки, как будто снимал зрячий,
неплохо разбирающийся в фотоделе.
- Неплохо получилось, - говорит Марта мужу.
Они познакомились несколько лет назад в Новосибирске, куда Любимов
поехал учиться на инструктора по пространственной ориентации. За этим же
в Сибирь приехала и Марта. Он и она хотели учить слепых выживать в
социуме. Правда, с разных <точек зрения>.
- После учебы наши отношения перешли на другой уровень, - тактично
объясняет Леша. Этим летом сыграли свадьбу...
У Любимова, похоже, вообще мало проблем. Помимо трости и <Мартыпалны>,
его третья опора - неиссякаемый оптимизм или здоровый цинизм, как он сам
называет свое отношение к жизни. Но, увы, таким отношением к жизни могут
похвастать не все. И, обустраивая город, надо ориентироваться не на
циников-оптимистов, а тех незрячих, которым ловушки в виде неправильно
уложенной плитки могут навсегда отбить охоту выходить из дома.
ОФИЦИАЛЬНО
<Кроме зебр, главная проблема - метро>
- Сегодня в России проживают 13,2 миллиона слепых. В Москве
зарегистрировано более 10 тысяч, - рассказали <КП> в Департаменте
соцзащиты столицы. - Для формирования безбарьерной среды для инвалидов
по зрению ведутся работы по установке тактильных указателей. Да, к ней
есть нарекания - и за качество работ должны отвечать подрядные
организации и заказчик, а это Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы, а также префектуры
административных округов.
Острой остается проблема приспособления для слепых метрополитена,
особенно станций глубокого залегания. Новые станции вводятся полностью
приспособленными для инвалидов, а старые постепенно оснащаются
специальными шуцлиниями, системой звукового оповещения о прибытии поезда
<Сигнал-гонг>. Автоинформаторы в вагонах говорят мужскими и женскими
голосами - в зависимости от направления движения поезда. Сейчас в Москве
около 80% городских светофоров снабжены устройствами с аудиовизуальным
выводом информации для людей с проблемами слуха и зрения.
http://www.kp.ru/daily/25966.5/2904609/
Выпуск листа на новом месте: 7109
количество подписчиков: 306
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru